Блок. Вот на тучах пожелтелых... Прочтение

       * * *   

                Вот на тучах пожелтелых
                Отблеск матовой свечи.
                Пробежали в космах белых
                Черной ночи трубачи.

                Пронеслась, бесшумно рея,
                Птицы траурной фата.
                В глуби меркнущей аллеи
                Зароилась чернота.

                Разметались в тучах пятна,
                Заломились руки Дня.
                Бездыханный, необъятный
                Истлевает без огня.

                Кто там встанет с мертвым глазом
                И серебряным мечом?
                Невидимкам черномазым
                Кто там будет трубачом?
                28 мая 1905


Из примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании А. Блока в 20-ти томах»:
     «В РЭ II [наборная рукопись книги: Блок А. Собрание стихотворений. Кн. 2. "Нечаянная Радость"] на полях помета "П(узыри) З(емли)" и вопросительный знак, затем стихо¬творение перечеркнуто, внизу дата: "Июль 1905"»

     То есть Блок раздумывал, может, переместить это стихотворение в «Пузыри земли»? или вообще убрать?  Но в конце концов, оставил.

     «…на тучах пожелтелых» – вечерняя заря. Судя по дальнейшему тексту – когда уже солнце скрылось за горизонт, и последние лучи только едва-едва подсвечивают тучи. Желтизна зари для Блока – привычно-удивительна. Вот его знаменитое:

                «Никогда не забуду (он был, или не был,
                Этот вечер): пожаром зари
                Сожжено и раздвинуто бледное небо,
                И на жёлтой заре — фонари.
                1910»

     «Заломились руки Дня» – «день» с заглавной буквы – возможно воспоминание о Её явлении в 901 году.
(Из дневников 1918 года:
     «25 января – гулянье на Монетной к вечеру в совершенно особом состоянии. В конце января и начале февраля (еще – синие снега около полковой церкви, – тоже к вечеру) явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира (как определилось впоследствии), разлученной, плененной и тоскующей…  и Она уже в ДНЕ, т, е. за ночью, из которой я на нее гляжу…»)

     «…с мертвым глазом» – в период «Стихов о Прекрасной Даме» луна воспринималась Блоком как то, чем Она смотрит на мир:

                «…Взгляни наверх в последний раз…
                …Как в первый, так в последний раз
                Проникнешь ты в Ее чертог,
                Постигнешь ты — так хочет бог —
                Ее необычайный глаз.
                10 июня 1901»

     «И серебряным мечом…» – меч для Блока в те годы был знаком, орудием теургии:
(А.А. Блок. «О современном состоянии русского символизма»)
     «…лезвие таинственного меча уже приставлено к груди; символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие; но на эту тайну, которая лишь впоследствии оказывается всемирной, он смотрит как на свою; он видит в ней клад, над которым расцветает цветок папоротника в июньскую полночь; и хочет сорвать в голубую полночь – "голубой цветок".
     В лазури Чьего-то лучезарного взора пребывает теург; этот взор, как меч, пронзает все миры: "моря и реки, и дальний лес, и выси снежных гор", – и сквозь все миры доходит к нему вначале – лишь сиянием Чьей-то безмятежной улыбки.»

     Зори начала нового века для всех младосимволистов – и для Блока! – были ещё одним знаком теургии (теургия – это работа с божественными сущностями). Вот как он из 18 года вспоминал о них (Из дневников 1918 года): «К весне началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где произошло то, что я определял, как Видения (закаты)».
     Но в заглавном стихотворении заря стала не Её откровением – не видением, а преддверием кошмара: над темной аллеей кружатся вороны, на желтых облаках отсветы уже зашедшего матового солнца, и над миром сгущается тьма. И День, заламывая руки истлевает, а некто «без лица и названья», с лика которого различим только «мёртвый глаз» – издевательское напоминание о Её взоре, перехватил в свои руки издевательски серебряный меч.

     Может, всё-таки – это наваждение от пузырей земли? Может, лучше этот ужас вообще убрать из основного текста книги?
Но…
А. Блок. ПРИМЕЧАНИЯ (к Собранию стихотворений. Кн. первая. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Мусагет, 1911):
     «Сознательно избегая переделки ранних стихов, я довольствовался редкими внешними поправками, чаще – сокращая или восстановляя первые чтения, стараясь хранить верность духу тех лет.»
     Это было. И в последующих изданиях он восстановил данный текст.


Рецензии