Блок. Вот на тучах пожелтелых... Прочтение
Вот на тучах пожелтелых
Отблеск матовой свечи.
Пробежали в космах белых
Черной ночи трубачи.
Пронеслась, бесшумно рея,
Птицы траурной фата.
В глуби меркнущей аллеи
Зароилась чернота.
Разметались в тучах пятна,
Заломились руки Дня.
Бездыханный, необъятный
Истлевает без огня.
Кто там встанет с мертвым глазом
И серебряным мечом?
Невидимкам черномазым
Кто там будет трубачом?
28 мая 1905
Из примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании А. Блока в 20-ти томах»:
«В РЭ II [наборная рукопись книги: Блок А. Собрание стихотворений. Кн. 2. "Нечаянная Радость"] на полях помета "П(узыри) З(емли)" и вопросительный знак, затем стихо¬творение перечеркнуто, внизу дата: "Июль 1905"»
То есть Блок раздумывал, может, переместить это стихотворение в «Пузыри земли»? или вообще убрать? Но в конце концов, оставил.
«…на тучах пожелтелых» – вечерняя заря. Судя по дальнейшему тексту – когда уже солнце скрылось за горизонт, и последние лучи только едва-едва подсвечивают тучи. Желтизна зари для Блока – привычно-удивительна. Вот его знаменитое:
«Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.
1910»
«Заломились руки Дня» – «день» с заглавной буквы – возможно воспоминание о Её явлении в 901 году.
(Из дневников 1918 года:
«25 января – гулянье на Монетной к вечеру в совершенно особом состоянии. В конце января и начале февраля (еще – синие снега около полковой церкви, – тоже к вечеру) явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира (как определилось впоследствии), разлученной, плененной и тоскующей… и Она уже в ДНЕ, т, е. за ночью, из которой я на нее гляжу…»)
«…с мертвым глазом» – в период «Стихов о Прекрасной Даме» луна воспринималась Блоком как то, чем Она смотрит на мир:
«…Взгляни наверх в последний раз…
…Как в первый, так в последний раз
Проникнешь ты в Ее чертог,
Постигнешь ты — так хочет бог —
Ее необычайный глаз.
10 июня 1901»
«И серебряным мечом…» – меч для Блока в те годы был знаком, орудием теургии:
(А.А. Блок. «О современном состоянии русского символизма»)
«…лезвие таинственного меча уже приставлено к груди; символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие; но на эту тайну, которая лишь впоследствии оказывается всемирной, он смотрит как на свою; он видит в ней клад, над которым расцветает цветок папоротника в июньскую полночь; и хочет сорвать в голубую полночь – "голубой цветок".
В лазури Чьего-то лучезарного взора пребывает теург; этот взор, как меч, пронзает все миры: "моря и реки, и дальний лес, и выси снежных гор", – и сквозь все миры доходит к нему вначале – лишь сиянием Чьей-то безмятежной улыбки.»
Зори начала нового века для всех младосимволистов – и для Блока! – были ещё одним знаком теургии (теургия – это работа с божественными сущностями). Вот как он из 18 года вспоминал о них (Из дневников 1918 года): «К весне началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где произошло то, что я определял, как Видения (закаты)».
Но в заглавном стихотворении заря стала не Её откровением – не видением, а преддверием кошмара: над темной аллеей кружатся вороны, на желтых облаках отсветы уже зашедшего матового солнца, и над миром сгущается тьма. И День, заламывая руки истлевает, а некто «без лица и названья», с лика которого различим только «мёртвый глаз» – издевательское напоминание о Её взоре, перехватил в свои руки издевательски серебряный меч.
Может, всё-таки – это наваждение от пузырей земли? Может, лучше этот ужас вообще убрать из основного текста книги?
Но…
А. Блок. ПРИМЕЧАНИЯ (к Собранию стихотворений. Кн. первая. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Мусагет, 1911):
«Сознательно избегая переделки ранних стихов, я довольствовался редкими внешними поправками, чаще – сокращая или восстановляя первые чтения, стараясь хранить верность духу тех лет.»
Это было. И в последующих изданиях он восстановил данный текст.
Свидетельство о публикации №221041200675