Герои ВОВ. Лётчик-испытатель С. П. Супрун

Лётчик-испытатель С.П. Супрун. Легендарный советский сокол

Жизнь Степана Павловича Супруна была стремительной и недолгой. В 34 года, в самом начале Великой Отечественной войны, он героически погиб в бою с врагами. Но за это короткое время Степан Павлович сумел озарить светом своей исполненной мечты и ближних, и дальних.
Родился Степан Павлович 2 августа 1907 года в селе Речки Сумского уезда Харьковской губернии. Из-за конфликта со старшими родственниками родители переехали в Канаду. Тогда маленькому Степану ещё не было и шести лет.
В Канаде подраставший мальчик посещал школу сначала в Виннипеге, а затем – в Говардвилле.
В 1917 году отец Степана Павловича стал коммунистом. Его сыновья сделали тот же политический выбор, но чуть позже, в 1922 году. А в 1924 году при содействии 3-го Интернационала семья Супрунов возвратилась в Советскую Россию. Судьба забросила семью Супруна на Алтай, где на то время обосновался дед Степана Павловича, отец его отца. Но отношения семьи со старшим родственником опять не заладились. И в скором времени Супруны переехали в Казахстан, в Алма-Ату, а оттуда – в Бишкек. И лишь в 1925 году семейство возвратилось в Сумы. Там отец устроился на местный машиностроительный завод. В 1927 году ему как отличному специалисту и общественному деятелю выдали 2-х комнатную квартиру в Писаревском переулке. А в 1928 году на этот же завод пошли работать и оба его сына. Но Степан с детства мечтал о небе. Этой своей мечтой он заразил и своего брата.
В 1929 году Степан Павлович был призван в Красную Армию. И его мечта начала удивительным образом сбываться. В 1930-м он окончил Смоленскую школу авиаспециалистов с отличием, а в 1931-м поступил в школу военных лётчиков. За время службы в Брянске и Бобруйске будущий дважды Герой Советского Союза получил все необходимые аттестации высококлассного лётчика.
Уже тогда он пользовался известностью в авиационных кругах. Товарищи по службе видели в нём решительного и находчивого пилота.
Надо отметить, что Степан Павлович на протяжении всей своей недолгой жизни с особым теплом и заботой относился к своим близким: родителям, братьям и сёстрам. Всегда находил время для помощи им, а так же для тёплых, сердечных писем. Забегая вперёд, приведу выдержку из его письма, написанного в 1939 году в дни боёв в Китае.
«Я прошу вас написать мне, как чувствует себя мама. Пусть Анечка (младшая сестра – прим. авт.) возьмёт с моей сберкнижки деньги и купит путёвку через нашу санчасть. И папе тоже нужно подлечиться…»
В 1933 году Степану Павловичу предложили стать лётчиком-испытателем. Данная  лётная специальность связана с постоянным риском. Лётчик, взлетая, не знает: возвратится ли он на землю? Супруна об этом открыто предупредили и предложили подумать. Но он без долгих раздумий согласился, заявив, что о подобных полётах авиаторы могут лишь мечтать.
После согласия Степан Павлович был рекомендован в Научно-испытательный институт ВВС Красной Армии, где проходила испытания новейшая советская авиатехника. В июле того же года С.П. Супрун стал одним из пилотов этого института. Многие экспериментальные образцы самолётов производились в единственном экземпляре. Их проверяли на пригодность такие знаменитости, как Валерий Чкалов, Александр Анисимов, Василий Степанченко.
На их фоне Степан Павлович Супрун поначалу был мало заметен. Но крылатый случай принёс ему известность. Авиаконструктор Владимир Вахмистров создал тяжёлый бомбардировщик ТБ-1 с двумя самолётами-истребителями на плоскостях. Но затем предложил встроить в фюзеляж ещё и третий самолёт. Этот самолёт, согласно идее В. Вахмистрова, должен был быть без крыльев и хвостового оперения.
Но данная идея не вдохновила лётчиков-испытателей. Они не могли представить, как будет летать это изобретение, напоминающее торпеду?
А С.П. Супрун согласился участвовать в испытании этой модели. Самолёт испытаний не выдержал, но после этого Степан Павлович прослыл среди специалистов НИИ ВВС опытным пилотом.
Весной 1935 года С.П. Супруну выпала честь принимать участие в Первомайском параде на Красной Площади в Москве в пятёрке лётчиков, продемонстрировавших всем высшую степень лётного мастерства. В этом нелёгком и ответственном полёте, кроме С.П. Супруна, были задействованы: Владимир Коккинаки, Эдгар Преман, Виктор Евсеев и Василий Степанченко. Они, как единое целое, без потери строя совершили в воздухе все опасные фигуры высшего пилотажа. Этот синхронный полёт вызвал всеобщий восторг москвичей, а недругам показал уровень подготовки советских соколов. За этот полёт С.П. Супрун был награждён именными часами, которые ему торжественно вручил нарком обороны Климент Ворошилов.
В жизни каждого человека иногда случаются странные, судьбоносные встречи. Была такая встреча и в жизни Степана Павловича. Осенью 1935 года он отдыхал на побережье Чёрного моря в Хосте. И там познакомился с юношей. Юноша был авиатехником, и в ходе беседы пожаловался Супруну, что его почему-то не берут в лётный состав. Степан Павлович эмоционально поддержал молодого человека: «Не унывай, и мне удалось не сразу в небо подняться. Но поднялся! Поднимешься и ты, главное – не потеряй мечту и сбереги свои знания. Это крайне важно для настоящего аса – быть всесторонне готовым». Так и получилось. Оказывается, этими словами поддержки С.П. Супрун напутствовал в небо знаменитого лётчика, будущего трижды Героя Советского Союза, Александра Покрышкина, сбившего в годы Великой Отечественной войны 59 фашистских самолётов.
Александр Покрышкин навсегда запомнил и ту беседу, и ту моральную поддержку, которую оказал ему С.П. Супрун в момент сомнений. И, когда заходила речь о Степане Павловиче, неизменно повторял: «С той встречи и началась моя лётная жизнь».
Лётчик-испытатель С.П. Супрун множество раз пролетал в миллиметре от собственной гибели. Но выдержка и лётное мастерство, растущее с годами, всякий раз позволяли ему удерживать эту смертоносную дистанцию.
Приведу выдержку из краткой характеристики лётчика, которая хранится в архивах НИИ ВВС: «Дисциплинирован в воздухе и на земле… В лётной работе неутомим и вынослив. Идеологически устойчив. Освоил все типы истребителей. Хорошо знает элементы воздушного сражения скоростных самолётов. Поломок и аварий не имеет».
25 мая 1936 года Степан Павлович Супрун за выдающиеся заслуги перед Родиной был награждён орденом Ленина.Орден ему в Кремле вручил Михаил Калинин.
В 1936 году началась Гражданская война в Испании. Советские лётчики-добровольцы сражались в испанском небе на стороне Республиканцев против франкистов, которым тогда открыто помогали гитлеровская Германия и фашистская Италия. Надо отметить, что итальянская и немецкая авиация поначалу несли серьёзные потери в небесных схватках с советскими соколами, но когда у немцев появились новые «Мессершмитты», ситуация стала меняться. Советские И-16 уступали новым немецким образцам по техническим характеристикам. С.П. Супрун очень близко к сердцу принял неудачи советских пилотов в битве за Испанию. Потому в резкой форме  поставил на повестку дня тему срочного усовершенствования советской истребительной авиации.
Но случилось непредвиденное. Осенью 1937 года прославленного лётчика одновременно с Валерием Чкаловым выдвинули кандидатами в депутаты Верховного Совета от Севастопольского округа. Не успел С.П. Супрун стать депутатом, как его начали оберегать от опасных полётов. Это вызвало нешуточный протест с его стороны. Он в письме обратился к Ворошилову: «Товарищ народный комиссар! Мне стало исключительно сложно работать – в целях страховки всё начальство всяческими способами пытается оттеснить меня в сторону, только бы я не летал. За полгода на скоростном истребителе я налетал не больше пяти часов, и нет машины, на которой я мог бы тренироваться. Люди боятся поручить мне провести испытания лишь потому, что я являюсь депутатом Верховного Совета СССР. Всё это крайне обидно…»
Письмо возымело действие. С.П. Супруна допустили к испытаниям усовершенствованной модели Поликарпова И-180. Произошло это после того, как при её испытании в 1937 году погиб Валерий Чкалов. Супрун испытывал машину со всех сторон и во всех ситуациях, пытаясь найти причину, по которой погиб В. Чкалов. Причина всё не находилась – самолёт выдерживал все перегрузки. Супрун увеличивал сложность полётов. И, в конце концов, чуть не погиб во время испытаний этой машины сам. После этого лётчик долгое время лежал в больнице из-за сложных травм. И-180 продолжили испытывать. Но в ходе дальнейших испытаний погиб лётчик Томас Павлович Сузи, и тогда самолёт окончательно забраковали.
Характеристика Степана Павловича за 1939 год гласит: «Принимал участие в облёте практически всех опытных самолётов. Среди конструкторов пользуется большим авторитетом, оказывает влияние на улучшение летательных аппаратов».
Начиная с июля 1939 года, и до 20 января 1940 года С.П. Супрун командовал  группой лётчиков-добровольцев, которые оказывали военную помощь воюющему с милитаристской Японией Китаю. Группа насчитывала 50 человек. Советские лётчики прибыли в Чунцин, бывший тогда столицей Китая, по просьбе китайского правительства. Японские бомбардировщики стирали бомбовыми ударами с лица земли целые районы мирных граждан, потому город нуждался в защите от воздушных атак агрессоров.
К ноябрю 1939 года благодаря усилиям советских лётчиков фронт в Китае стабилизировался, а в декабре китайцы перешли в наступление. За время боевых вылетов советские пилоты уничтожили в воздухе более тридцати японских самолётов, а на земле – более двадцати. Потери советских добровольцев за всё время пребывания в Китае составили 5 самолётов.
В январе 1940 года С.П. Супрун по срочному вызову отбыл в Москву, передав командование «китайской» группой Константину Коккинаки.
А 20 мая 1940 года в Кремле Степан Павлович был представлен к высшей награде СССР – званию Героя Советского Союза.
Весь предвоенный год С.П. Супрун скрупулёзно изучал новейшую немецкую технику, познавая её сильные и слабые стороны. При этом он так же много работал и над тестированием последних советских образцов. Советским правительством авиаконструкторам была поставлена чёткая задача: новейшие советские самолёты не должны уступать немецким ни в чём. Поставленную задачу необходимо было решать в крайне сжатые сроки. Война уже висела в воздухе.
Сообщение о вероломном нападении Германии на Советский Союз Степан Павлович услышал, когда отдыхал в Сочи. Он срочно, первым же самолётом, вылетел в Москву. 23 июня на рассвете Супрун прибыл в Москву, а 24-го уже был на приёме у И.В. Сталина. На том приёме, помимо Верховного Главнокомандующего, присутствовали Молотов, Ворошилов и Калинин. Лётчик озвучил присутствующим своё предложение о срочном создании нескольких авиаполков, состоящих из лётчиков-испытателей. Своё предложение он обосновал, исходя из того, что все лётчики-испытатели опытны и отважны, и при этом могут дать дельные замечания по улучшению военной авиатехники, проверив её в реальных боевых условиях, так же они быстрее обычных пилотов уловят и усвоят тактику врага, и сумеют поднять боевой дух Красной Армии в целом. Сталин согласился с этими доводами. Степану Павловичу было дано трое суток на формирование данных авиаполков. В эти лётные подразделения предполагалось  привлечь лучших лётчиков страны.
В жизни Супруна, по его словам, эти дни были самыми напряжёнными и насыщенными из всех бывших. Ядро полков состояло из пилотов, воевавших в небе Испании, Монголии и Китая. От всех остальных их отличал серьёзный боевой опыт. В каждую эскадрилью записывали строго по желанию, а не по приказу. С заводов в распоряжение вновь созданных авиачастей поступили новейшие образцы советской техники: Ил-2, МиГ-3, ТБ-7, ЛаГГ-3 и другие.
Но трёх дней для реализации такой масштабной задачи оказалось недостаточно. В  стадии формирования находилось 6 полков. Два истребительных под командованием Супруна и Стефановского, они летали на Миг-3. Два бомбардировочных, которыми командовали Кабанов и Жданов. Они были экипированы пикирующими Пе-2. На Пе-2 так же летал и дальнебомбардировочный полк Лебедева. В штурмовом полку Малышева использовался Ил-2.
27 июня 1941 года по приказу И.В. Сталина командиры оставили доформирование новых авиаполков на своих заместителей, а сами 30 июня 1941 года с уже сформированными эскадрильями вылетели на передовую.
Участок фронта, куда прибыли две эскадрильи С.П. Супруна, в те дни пролегал уже по территории Витебской области.
Перед отбытием на фронт С.П. Супрун хотел увидеться с родными, но встречу опередил приказ на вылет. Степану Павловичу пришлось ограничиться коротким письмом такого содержания: «Дорогие! Сегодня отправляюсь на фронт защищать свой народ, свою Родину. Подобрал себе замечательных орлов. Все силы приложу, чтобы доказать фашистской сволочи, на что способен советский лётчик. Прошу вас не беспокоиться. Всех целую. Степан».
Как известно, в те дни обстановка на фронте не радовала. Фашисты господствовали на земле и в воздухе. А Красная Армия, ведя упорные кровопролитные бои,  отступала под их натиском. К началу июля 1941 года на Западном фронте оставалось всего 120 боеспособных самолётов. Из этого количества было лишь 22 истребителя. С прилётом двух эскадрилий Супруна число истребителей увеличилось до 52-х. Не густо, но всё же разница существенная.
В первый же день своего пребывания на фронте Степан Павлович открыл свой боевой счёт, лично сбив 2 фашистских самолёта.
На следующий день, 1 июля 1941 года, эскадрильи Супруна совершили несколько боевых вылетов. Им была поставлена задача: не допустить переправы через Березину двух групп танковых войск Гудериана. Супрун сразу же внёс новаторское предложение: разбомбить переправу с истребителей. Непредвиденный фашистами налёт на переправу двух эскадрилий манёвренных МиГов вызвал в их рядах панику. Танки Гудериана в тот день через Березину не переправились. Помимо этого эскадрильи под командованием С.П. Супруна уничтожили в воздухе ещё и 4 «мессера». Один из них попал на личный счёт командира.
В последующие два дня бесстрашный лётчик в одиночку вступал в бой и с четырьмя, и с шестью немецкими «мессерами». При этом он был неизменно спокоен и уверен в себе: «Не собьют!»
3 июля эскадрильи Супруна снова отличились. Ими были разгромлены ещё две переправы гитлеровцев, взорван железнодорожный мост, уничтожено много танков. А под конец дня осуществлён налёт на фашистский аэродром. В этом вылете советские лётчики уничтожили более 12 вражеских самолётов, так и не успевших подняться в воздух. Степан Павлович в бою учил лётчиков мастерству и самоотверженности, перед вылетами сам инструктировал их, а после возвращения на аэродром разбирал их ошибки и подчёркивал преимущества. При этом в эскадрильях Супруна соблюдалась строжайшая дисциплина. Лётчики были готовы подняться в небо в любое время суток.
С.П. Супрун летал в паре с Остаповым. 4 июля 1941 года их пара осуществляла вылеты с раннего утра. Сначала они слетали в разведку, потом 3 раза – сопровождали бомбардировщики. В тот день перед очередным вылетом Степан Павлович пожаловался механикам: «Сегодня я не узнаю себя. Уже в четвёртый раз вылетаю, а ещё не сбил ни одного врага».
После этого Супрун с Остаповым снова вылетели в разведку. Остапов заметил в небе «Фокке-Вульф 200» и атаковал его. Но был сбит, успел выпрыгнуть из кабины горящего самолёта и через сутки вернулся в часть. А Супрун начал охоту за вторым «Фокке-Вульфом», но оказалось, что под покровом облаков его сопровождают шесть «Мессершмиттов». Степан Павлович не мог увидеть их из-за плотной облачности. Он атаковал «фокер», но из облаков на него обрушилась шестёрка фашистских стервятников. Он был ранен фашистской очередью. Но, всё же, истекая кровью, смог уничтожить один «мессер». Однако при этом его самолёт тоже был подбит и загорелся. Из последних сил советскому лётчику удалось посадить свою машину на опушке леса, но при соприкосновении с землёй от разгоревшегося пламени взорвались боеприпасы и баки с горючим.
На помощь пилоту прибежали жители близлежащих деревень, но было поздно. Обгоревший Герой сидел неподвижно в открытой кабине, так и не выпустив из рук рычаг управления. На следующее утро местные жители похоронили обгоревшие останки С.П. Супруна недалеко от места падения.
После войны эту могилу долгое время не удавалось найти. А когда нашли, перезахоронили прах Героя в Москве на Новодевечьем кладбище.
22 июля 1941 года бесстрашному лётчику было присвоено звание дважды Героя Советского Союза посмертно.
И хоть он принимал участие в боях лишь 4 дня, его имя в созданных им полках было для лётчиков подобно боевому знамени на протяжении всей Великой Отечественной войны. Его боевой опыт, его оптимизм, его бесстрашие и его советы передавались из уст в уста, являясь рецептами победы в самых безвыходных ситуациях. Память о нём согревала сердца тех, кто его знал при жизни, и вдохновляла на достижения тех, кто слышал лишь рассказы о нём.
В Сумах на родине выдающегося лётчика ему был воздвигнут величественный монумент. Недавно этот памятник был осквернён неизвестными подонками. Ничтожества дерзнули поднять руку на немеркнущего Героя.
Город, который бы должен был гордиться одним из лучших своих сыновей, тупо промолчал в ответ на это кощунство. Единичные голоса возмущения потонули в болоте всеобщего безразличия. Но равнодушие к исторической памяти о великих событиях и людях неизменно приводит к вырождению и вымиранию всего народа в целом. Пишу эти строки, а на ум приходит знаменитая «Песня о Соколе» М. Горького…
А ведь и действительно: «Рождённые ползать летать не смогут»!

Апрель, 2021 г.


Рецензии
Отлично написано!

Григорий Аванесов   10.06.2021 08:26     Заявить о нарушении
Спасибо Вам!

Елена Киянка   10.06.2021 17:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.