Армавир. май 1988 года. глава тринадцатая. эпилог

                АРМАВИР. Май 1988 года.

                Глава тринадцатая


Чёрное « туапсинское » море стало настолько летним, что можно было если не сразу после завтрака, то с десяти часов дня действительно в охотку и плавать и нырять и, само собою, радоваться приятной температуре морской воды.

Остающихся для общения с прогревающимся морем четырёх-пяти суток явно было недостаточно. -
Для чего « обречённо » заранее прощаться, если была возможность увеличить время пребывания в самом море и на его так знакомом теперь берегу ;
то есть максимально использовать всё световое время, от пробуждения и до быстрого ухода в ночной отдых.

Шести или семи полноценных часов сна --- без отвлечения на необязательные ночные развлечения --- было достаточно для восстановления всех собственных сил.
Вот я и стал практиковать более ранний подъём, вернув свою походную привычку :
в шесть часов утра начинал свой новый день. -
Пробуждался при содействии внутренней программы, используя верные свои биоритмы.
Не будить же с помощью будильника, которого не было, своих крепко спящих соседей.

Так что я успевал вернуться к времени завтрака после прогулки вдоль берега моря, не всегда по утреннему тихому.
Восхода Солнца над линией сухопутного горизонта от уровня моря увидеть я не мог : эту перспективу закрывала значительная высота лесистой части берега ;
а далее, за линией автомобильной дороги, многочисленные  вершины и отроги поросших разномастных лесом гор.
Другое дело закат, но о нём вроде бы достаточно сказано.

Постоянно летающие и резко ныряющие морские чайки ;
« планеры »  альбатросов, использующих на разных высотах переменчивые направления ветров ;
два-три раза в это относительно раннее утреннее время видел наверное одну и ту же группу черноморских дельфинов-афалин : метрах в стапятидесяти от постоянно меняющейся линии прибоя.
Вероятно, дельфины « готовили для себя завтрак » : полукруг в сторону берега, поочерёдное ныряние.

Сам я и не думал ни окунуться, ни поплавать, - ((( не август месяц ! ))).
Достаточно было неспешного движения по щиколотку « против течения » в умеренно  прохладной морской воде.
Солнечного тепла в эти утренние часы явно мало. - После вероятного купания и не высох бы быстро и точно бы не согрелся.

Завтрак был между половиной девятого и девятью часами утра, - в начале лета все прикреплённые к столовой отдыхающие умещались в одну, в первую смену ;
с увеличением количества едоков столовая переходила на двухсменный режим трёхразового питания ;
вроде бы были даже отдельные столы со специальными диетами.

                *

В этот день нам не удалось вволю ни поплавать, ни понырять : нежданная помеха повлияла на всех желающих побыть в море.
Решив сразу после завтрака пойти на море, позагорать, а затем и поплавать, мы — Андрей, Олег и я ; вспомнил имя второго соседа по « Бастайчику », - сэкономили час, который позволил в тот же день почти всей группой поехать в Туапсе и успеть вернуться к обеду на турбазе « Волна ».

С полчаса позагорав и лёжа на прибрежной полосе и стоя, с сомкнутыми ладонями на затылке, всё же « рискнули » проверить свои телесные датчики температуры морской воды.
Вчерашнего дневного комфорта не было, но и не было ощущения пограничной прохлады. - Или море за ночь не сильно охладилось, или же мы за эти считанные дни обрели воздушно-водную закалку.

Я поплыл к одному из бакенов, придерживаясь направления вдоль промышленного троса, приспособленного для выращивания мидий. -
С утра мы располагались на пляже вблизи служебной точки спасателей, --- отсюда было « намного ближе » до быстро « поднимающегося » Солнца, да и узнавали раньше всех прогноз погоды на новый день.

Не проплыв и половины дистанции, я вынужден был повернуть обратно : со стороны Туапсе или со стороны открытого моря ветром нагнало в нашу сторону, в сторону побережья посёлка Агой, нефтяные или мазутные пятна и даже большие поля радужной плотной тёмной плёнки.

И в походе к скале Киселёва и в прогулках по прибрежной полосе с сторону Небуга были видны тёмные маслянистые ошмётки на достаточно далёких от линии прибоя камнях и на вынесенных штормами стволах деревьев и на крупных ветках.
Тогда ещё подумалось о причинах такого явного загрязнения : морской грузовой порт, или же намеренная халатность многочисленного морского транспорта, проходящего курсом от Туапсе до Новороссийска и в обратную сторону.

Быстро вернулся на берег, сообщил всем, кто был в тот момент на пляже, а затем сказал и спасателям, которые тут же вывесили красный вымпел : « Купание запрещено ! »
На берегу, где вдоль подпорной бетонной стены имелся песок, я смог очистить свои плечи и ладони от небольших жирных и пахучих пятен.
Остальное лишнее удалось смыть в тёплом душе при помощи стирального порошка.

Другие в те же минуты плавающие, по выходе своём из моря, рассказали о своих наблюдениях за расползающимися всё шире и шире неприятными разводами.
Совсем скоро эти удручающие мазутные или нефтяные пятна оказались на линии неспешного прибоя.

Понятно, настроение публики переменилось : быть возле моря и не иметь возможности хотя бы недолгого купания\плавания !
Да ещё при столь очевидном прогреве морской воды !

Просто так лежать для привлечения загара, или же — намного полезнее и продуктивнее --- обретать желаемый морской загар при движении в вертикальном положении, не хотелось.
Монотонность однообразия, слишком много драгоценного времени только на берегу.

((( Хотя и понималось то самое, перед скорым отъездом от моря : не наешься, не надышишься, не насмотришься. )))               
                *

Вот тогда и пришла мысль : побывать ещё раз почти всей былой велосипедной группой в Туапсе, - глядишь, к вечеру море сможет очиститься, или хотя бы к завтрашнему утру.
Опять же имелся шанс, который следовало проверить этим же вечером : море и береговая полоса, ведущая в сторону Небуга.
Быть может, эти металлические троса с поплавками, а заодно и железобетонные волноломы задержат на себе часть загрязнения, - и тогда останется вероятность для плавания, для купания, для прыжков с того самого валуна в отдалённой части пляжа турбазы « Волна ».

Сообщение о ЧП на море - обширное загрязнение — быстро переменило планы отдыхающих, и к моменту планового выезда автобуса все места в нём были заняты.
Остальные желающие побывать в Туапсе так и простояли на ногах весь недолгий путь.

Обратный выезд нас не волновал : рейсовый, удобный по времени, автобус до Небуга вновь выручит.
Что же касается маршрута по морю, то он был непостоянен и во многом зависел от силы морских волн, от наполняемости катеров, - строгого расписания не было, и можно было долго пробыть в ожидании отправления именно в Агой.

А до возвращения на турбазу мы достаточно много успели увидеть и сделать в самом городе :
темповая прогулка по двум-трём центральным улицам Туапсе ;
продуктовые, книжный и спортивный магазины ; приморская аллея с послевоенной постройки симпатичным зданием кинотеатра, покинув которую мы поднялись на две улицы выше, - я не рассчитал, и вывел группу много далее от двухэтажного объёмного здания Почтамта и телефонного переговорного пункта.
По этой причине услышал в мой адрес не обидные шутки типа « Жираф большой, ему видней », « Нормальные герои всегда идут в обход ».

В природно-краеведческий музей мы не успевали : хотелось приехать до обеда, а затем заняться другими делами, не связанными с  морскими водными удовольствиями.

День в Туапсе был очень солнечным и очень жарким, - выручали мороженое и автоматы с газированной водой.
Вернулись на автовокзал, свободно разместились в том же просторном « Икарусе »-« гармошке » и вновь любовались местными пейзажами после выезда из уютного Туапсе ;
особенно с высоты Агойского перевала : морской безмерный чистый горизонт, « плакатно-открыточная » красота открытого моря, так теперь знакомая вертолётная площадка.
                *

На следующий день и во все немногие для нас последующие морская вода прогревалась всё больше ; в отдалённой части пляжа турбазы, а то и за его пределами, мы радовались чистой воде.
Постепенно эта прибрежная полоса стала привлекать внимание и других отдыхающих.
Места было много, никому ни тесно, ни скучно : идущая от берега постепенность глубины моря, отсутствие « помех » в виде натянутых металлических тросов, намного больше возможностей для собирателей камушков и ракушек рапанов.

Впредь до отъезда мы не покидали территорию турбазы « Волна », тщетно стараясь   увеличить коэффициент собственного восприятия всего того, что было нам дано в те десять дней отпускного бытия. --- Коэффициент творческого участия каждого в своём отдыхе почти всегда был равен единице.

Вечерние волейбольные матчи привлекали всё больше участников и зрителей ;
вечерние танцы проводились для тех, кто желал и кто ждал такого события ;
открытый амфитеатр летнего кинотеатра не всегда заполнялся : десяток-другой зрителей в лучшем случае, --- объёмные натуральные морские картины и само пространство турбазы намного интереснее роли пассивного зрителя.

Один из кинофильмов особенно запомнился : « Игла », в главной роли мудрый Виктор Цой и его « инопланетные » замечательные песни.
Никто из знакомого мне общества не был на этом необыкновенном фильме в  просторном, открытом свету, ветрам и дождям кинозале : большой экран, средний по качеству звук.
Понятно, сам кинофильм не мог не быть создан именно в те « перестроечные » годы ;
и тогда и сейчас « Игла » не безразлична и почти все эпизоды в моей памяти.
Песни --- « отдельная Песня ».
Фильм-предупреждение ; фильм-ожидание ; фильм-символ.

На следующий день, десятого июня, срок действия наших путёвок завершался.
Не было и быть не могло ощущения безразличия к прожитому здесь, на турбазе « Волна », личному времени :
Чёрное, разного поведения, всё же летнее море ;
новые события, новые впечатления, новый жизненный личный опыт.

« Невероятно », но за мной приходили в кинозал и меня пригласили на вечеринку, стараясь убедить прямо сейчас, посреди интересного для меня кинофильма, покинуть амфитеатр.
Разумеется, я остался на своём месте и полностью воспринял картину.
 
Но вот действительно не помню, где все собрались : возле одного из вагончиков-прицепов, или же в помещение кафе.
Кто-то решил собрать всю былую группу и не только чаем\кофе отметить значение морского периода.
Что пили, что ели, о чём вели речи, - не скажу : в памяти не осталось.
Одно верно понял : ((( то ли благодарили меня, то ли извинялись. За что ?! )))


                Эпилог

Десятый день. Финишный.
((( Дождались, дотерпели. )))

Завтрак, купание\плавание, привлечение утреннего загара, --- хотя все обрели тот самый южный морской оттенок кожи, но ещё чуть-чуть было нелишним.
До обеда получил ещё два-три автографа на своём экземпляре туристического проспекта « По дорогам Северного Кавказа », - две основные даты : 31 мая и 10 июня 1988 года.
Быть может и сам я оставил свои пожелания, свою наклонную влево роспись в чьих-то сувенирах.

Обед, после которого появились первые из отъезжающих : с вещами, в меру внутри и внешне грустные люди.
Возможно, среди них был и я. -
Совершенно не помню ни времени посадки в поезд, идущий из Адлера через станцию Казань далее на восток, - или всё же перелёт из Краснодара самолётом ?

Два варианта, и один из них верный.
Так что детали не важны : прибыл в Казань, пробыл там примерно четыре дня, --- из здания РЭУ « Татэнерго » пообщался по телефону со своим начальником цеха, напомнил ему о моём желании и про его обещание дать мне использовать мои отгулы.

Вернулся в свой рабочий посёлок городского типа, вышел на работу, занялся по своей должности зам.нач.цеха проведением капитальных и текущих ремонтов котельного, турбинного и вспомогательного оборудования ГРЭС.

Фотографии, чёрно-белые, присланные минчанкой на адрес моего казанского друга, получил, увидел и показал казанским друзьям летом того же года.
Тотчас же отправил в Минск своё письмо с благодарностью. ---
Командировка в Нижнекамск, свободные два дня, ЯК-40 в Казань и обратно.
Затем доведение командировки до результата и возвращение междугородним автобусом.

Вроде бы ни с кем из велогруппы « Май 1988 », кроме Андрея, не общался заочно.
Было чисто случайная личная встреча с ним, по ситуации : в декабре 1991 года прибыл из Саратова в Ленинград, командировка.
Многие помнят те мутные времена, созданные намеренно с целью сокрушить не только СССР, но и большинство обыкновенных людей.

Разместился в служебной гостинице, на бульваре имени Есенина, вблизи телевизионного завода, - бартер бартером погонял : надо было получить портативные цветные телевизоры, десять штук, и, заодно, в другой части Ленинграда, две тонны широкой ленты из тонкой нержавеющей стали.
КАМАЗ из Саратова прибыл своим ходом, я --- на поезде.

С получением и того и другого была задержка на неопределённое время.
По телефаксу сообщил своему руководству и получил наказ обязательно привезти так требуемое в Саратов.

Вышел в город.
Снега почти нет, улицы и тротуары замусорены.
В продуктовых магазинах почти ничего, за хлебом гигантские очереди, на входе\выходе метро стоят женщины и мужчины, стараясь продать что-то из вещей, из предметов быта.

Имея при себе блокнот с домашними номерами ленинградских телефонов, пообщался сначала с Андреем, а затем с Володей и с Леной, - познакомились и общались с августа 1989 года.
Получил два жизнерадостных приглашения побыть гостем.

В один из выходных дней я поехал на бульвар Новаторов : метро, затем автобус или троллейбус.
Зная о том, что Андрей отец двух дошкольников, был я наивен в своих стараниях  приобрести что-либо приятное для детей, но ни апельсинов, ни мандаринов, ни шоколада, ни даже конфет не смог купить. Да ещё до скорого Нового года. ---
Можно было детские книги или игрушки, но не зная предпочтений, не стал бродить по немногим открытым магазинам.

Побыл в квартире Андрея примерно час : пообщались, узнали себя и других на фотографиях ; погоняли чай, вспоминая тот май, тот июнь, велопоход, скалу Киселёва, турбазу « Волна ».
Тепло попрощались, - мне надо было ехать в город Пушкин, к моим родственникам, к семье моего дяди, отставного полковника, участника Великой Отечественной ;
на тот момент дядя был одним из ведущих сотрудников Екатерининского дворца : заместителем генерального директора.

С Володей и с Леной, - по возвращении моём из Соснового Бора, где тогда проживал мой младший брат со своей семьёй, - увиделся через день, ближе к вечеру.
Совсем другая, современная часть Ленинграда : улица Подрезова и улица Лахтинская в одном ли, в соседних микрорайонах.
Вот с ними пробыл намного дольше : группа наша была дружна, сплочёна в велосипедном походе августа 1989 года, а на море мы трое и ещё Валера из Челябинска и Оксана из Харькова и ещё кто-то были в одной маленькой симпатичной команде в прежнем общем реальном коллективе.
« Армавир. Август 1989 года. » в ожидании своего часа.

                *

На этом позволю себе остановиться.
Если и расскажу про по всякому памятный, поучительный и в целом намного интереснее велосипедный и морской август 1989 года, то не раньше лета или осени 2021 года : надо начинать продажу земельного участка и дома ;
надо быть готовым к действительно необходимому переезду в Саратов.

Да и здесь --- хочешь не хочешь --- предстоят многие труды по двору, по саду и по огороду.
Купят быстро и по устраивающей меня цене, или же придётся побыть в ожидании верного покупателя, --- неизвестность в неизвестной степени.

Быть может, вернусь к Письмам, к рассказам и к миниатюрам.
На большие объёмы, требующие регулярной письменной речи, в ближайшее время не способен.

Признателен всем читающим, считающим созданное мною в прозе полезным, интересным, в чём-то и забавным.


                14.04.2021

                *


Рецензии
Приятное и очень тёплое впечатление оставляют твои повести, Александр. Читаются легко и увлекательно. Воспоминания согревают сердце, - чего только стоит одно упоминание о мороженом тех времён и автоматах с газированной водой (1 копейка газировка обычная, 3 копейки газировка с сиропом)!
10-ти дневный отдых в турбазе "Волна" на туапсинском побережье Чёрного моря у посёлка Агой впечатлил. Жаль, что случилось ЧП в виде разлитых нефтяных или мазутных пятен у прибрежной морской полосы. Но вы не растерялись и быстро нашли выход из создавшейся ситуации, выехав на прогулку по городу Туапсе. Смекалистые, молодые, задорные, спортивные и доброжелательные ребята из СССР!
Захотелось в те времена...



Милена Боженова   01.08.2021 19:49     Заявить о нарушении
Благодарю, Милена !

совершенно верно ! --- важнее всего именно человеческие отношения, именно их развитие пусть и в условиях общения, ограниченного сроком отдыха по очень-очень доступной туристической путёвке.

да, в СССР было много хорошего, много полезного именно для всех людей, --- при понятном различии уровня умов, уровня доходов и вероятности\возможности профессионального роста всё же действовала "социальная лестница", а для кого-то применялся и "социальный спец.лифт".

причины убийства\гибели СССР известны : вероятно, основная в деградации фактически несменяемой власти с нарастанием "гниения" в её высших и средних "головах" да болезненное стремление добавить к "праву" руководить ещё большие материально-финансовые личные выгоды ;
вторая же главная причина глобального поражения и СССР и социализма как идеи в
тщательной долгой подготовке Запада к ликвидации столь мощного конкурента на мировых рынках.

"пока надеемся, мы живём ; мы живём, пока надеемся". --- перемены к лучшему неизбежны ; но так не хочется соглашаться с мыслью поэта Некрасова.

.......

Добра и Света !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   03.08.2021 00:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.