Троянские истории

Троянские    истории

(по мотивам произведений самого Гомера, греческих и римских авторов, и русских, до Гнедича и Жуковского, переводах).

                "Наконец,-сказать ли?-своего рода бесчестие       
                покроет, может быть великое имя   Гомера.
                Приговор  Платона над этим  развратителем    
                людей,  подсказанный  ему  его   религиозным 
                инстинктом  будут признавать уже не одной
                из   его   фантастических   выходок ,а   
                доказательством  его  удивительной способности      
                предвосхищать будущие мысли  человечества.          
                Должен наступить день, когда имя
                преступного  обольстителя, столь   ужасным 
                образом способствовавшего развращению
                человеческой природы, будут вспоминать не  иначе            
                как с краской стыда; когда-нибудь         
                люди должны будут с горестью раскаяться в том,       
                что они так усердно воскуряли  фимиам            
                этому потворщику их гнуснейших страстей,       
                который, чтобы понравиться им, осквернил            
                священную истину преданий, и наполнил         
                их  сердца грязью."            
               

                (Чаадаев П. Я. Философические письма. Письмо шестое).
               
                -------------
               

                МИКИЛЛ.   Ну тогда расскажи мне сначала историю Трои.
           Всё это было так, как рассказывает Гомер?
                ПЕТУХ.   Но откуда он мог получить свои сведенья,
          Микилл? Когда всё это происходило, он был верблюдом в Бактрии.
                Лукиан из Самосаты.



  В Троянских историях очень много нелогичного.
Цитируемая на протяжении  27-веков  "Иллиада"  и  "Одиссея"
Гомера  греческими, римскими, европейскими писателями, поэтами,
историками  и  ораторами,  вдохновившая  немерянное  количество 
авторов  на  создание собственных шедевров, принимается
за историческое свидетельство.

Этрусски, бритты, франки, одним словом,  пол-Европы  считают 
себя потомками побеждённых троянцев. 

   Троянские  истории  начинаются  задолго  до  Троянской битвы,
история которой  описана  легендарным  слепым  певцом-сказителем
Гомером( или как его называют древнерусские переводчики  Омиром).

      Тевкр - сын речного бога Скамандра (Самары),
выдал свою дочь Батию( Батией назывался также курган у стен Трои,
захоронение амазонской царицы Мирины, завоевавшей царство атлантов,
и убитой фракийским царём Мопсом и скифом Сипилом .
Мирина не просто победила атлантов, но завоевала,
стало быть и правила на территории Атлантиды. Фракиец Мопс и
скиф Сипил могли быть и партизанами времён той самой оккупации )
за Дардана, сына Зевса и плеяды Электры, рождённого на острове
Самофракии, что уже само по себе говорит о фракийском  происхождении 
Дардана и об этнической принадлежности Дарданелл.

      Внук Дардана Трос (Трой) - основатель и первый царь Трои.
От брака с Каллироей, дочерью Скамандра (название  реки  на языке людей, 
на языке богов она называлась Ксанф-Ханва, она же Ганга-Волга,
в древнерусских сказаниях Кашантуша), имел сыновей Ила, Ассарака и Ганимеда. Ганимед был взят Зевсом на Олимп виночерпием за красоту или за то, \
что он был Мёдогоном (Гонимёдом). 

    По другой версии мифа, основателем Трои был Ил, по имени которого
Трою называют Илионом. Сын Ила и Эвридики,  дочери  Адраста,
Лаомедонт отказал  Аполлону и Посейдону в обещанной плате за
устройство городских стен,  за что повелитель морей наслал на город
чудище, "Обло, озорно, стозевно и лаяй", пожиравшее жителей. 
Чтобы избавиться от него, Лаомедонт отдал чудищу свою дочь Гесиону,
но её спас Геракл, и, убив  животное, отдал Гесиону в жёны Телемону.
Лаомедонт и тут не сдержал слово, и не отдал волшебных коней,
тем самым  оскорбив героя, за что и поплатился спустя три года: 
Геракл разрушил Трою до основания, убил Лаомедонта и всех его сыновей,
кроме  младшего - Подарка, которого он поставил управлять Троей
под именем Приама (приёмыша).

    Первая несуразность: зачем Гераклу, уничтожившему весь царский род, 
надо было оставлять на царстве кровного врага?
    Вторая: прибыв на шести кораблях, за  неполных  двадцать лет
до знаменитой Троянской осады, свершили то, что с трудом удалось
десанту из тысячи  двухсот бортов за десять лет.
    Третья:  разрушенная до основания, за неполных двадцать лет
Троя стала сильнейшим и богатейшим городом мира.
    Четвёртая: троянцы не питали этнической ненависти к грекам,
приняв спартанку Елену.
    Пятая: Троя - любимейший город Зевса, и он два раза позволяет
его уничтожить.
   Это только первые из многочисленных несуразностей, которые вызывают многочисленные вопросы и обоснованное недоумение.

    Эта история началась на свадьбе Пелея, сына мудрого Энка,
сына Зевса и дочери речного бога Асопа Эгины с богиней Фетидой,
дочерью морского бога Нерея и Дориды, дочери Океана.
    В пещере Харона боги справляли свадьбу Пелея и Фетиды,
которым предстоит родить  Ахилла. Были приглашены все боги,
кроме Эриды (Вредины), которая, затаив обиду, подбросила
на праздничный стол яблочко из сада Гесперид с надписью "Прекраснейшей".

    Тут же возник спор между тремя богинями: женой Зевса Герой воинственной
 Афиной и богиней любви Афродитой. Никто не хотел уступать.
     Богини обратились за решением к Зевсу, но всевышний ответственности
на себя не взял, а отдал яблоко Гермесу и велел лететь на суд
в окрестности Трои, на склоны высокой горы Иды, к пастуху Парису.

   Парис (Фаришь Пастыревич) по рождении был брошен Приамом в горах,
но не  погиб, будучи вскормлённым медведицей.
Через год его нашёл Агелай и воспитал как сына. Переняв профессию
приёмного отца - пастуха, Парис выделялся среди сверстников силой
и ловкостью, за что получил имя Александр (повелитель людей).

    Богини стали наперебой уговаривать Париса присудить приз именно ей: 
Гера обещала власть над Азией, Афина военные подвиги, Афродита -
прекраснейшую  женщину, дочь Зевса и Леды, свою сестру Елену.
На суде, как пишет Лукиан, богини были подвергнуты тщательному осмотру
всех частей тела,представ пред судьёй в обнажённом виде.

    Афродита, покровительница Трои, пообещав первую в мире красавицу
Елену Парису, не оградила её от брака, не сохранила обещанную
девственницей.
    Елена родила от Менелая Гермиону, и, как сообщают некоторые Никострата.
У Менелая же от рабыни Пиериды (Тереиды),родом этолянки сын Мегапент,
от нимфы Кноссии - Ксенодам.
   Первой женой отца Париса Приама была Арисба, дочь Меропа, которая
родила сына Эсака (тоскующий по своей умершей жене Астеропе он был
превращён в "нырка").

  Затем Приам отдал Арисбу в жёны Гиртаку и женился во второй раз на 
Гекубе, дочери фригийского царя Диманта, или фракийского царя Киссея,
или дочери бога реки Сангария и Метопы. Гектор был первенцем,
Парис-последышем, Затем Приам родил Креуса, Лаодика, Поликсену, Кассандру, Деифоба, Гелена, Паммона, Полита, Антифа, Гиппоноя, Полидора, и Троила. 
Гомер называет её матерью девятнадцати детей. От других женщин у Приама 
тридцать шесть сыновей и четыре дочери.

   Парис Александр женился на Ойноне, дочери реки Кебрена, и, будучи 
женатым, на корабле, построенном Фереклом, отправился  на брачный промысел, несмотря на то, что законная жена Ойнона, обладавшая даром предвиденья,  предостерегала  от подобного опрометчивого шага.

    Спустя двенадцать лет (Эллений  утверждает, что семь), после того,
как Леда высидела из яйца Елену, слух о её красоте разнёсся по всей 
вселенной Ойкумене и ребёнок был похищен национальным героем Греции Тесеем, которому по утверждению Плутарха, считавшего его историческим лицом, на тот момент уже исполнилось пятьдесят лет.
 
     Тотчас же два брата близнеца Диоскуры, Кастор и Полидевк, причём
Полидевк - ровесник Елены и, как сестра зачат Зевсом, отправились в поход, разгромили царство Тесея, правда в его отсутствие ( Тесей в то время путешествовал в Аиде), вернули сестру и взяли в заложницы мать Тесея
Эфру  (Этру).
 
    Место, где скрывали Елену, Диоскурам показал некий Академ,
который после смерти был похоронен в роще, где в последующие века
философы сходились на диспуты и толковища, и рощу стали называть
"Академия".

  По дороге из полона, освободители с освобождённой остановились
в Микенах  у сестры Клитемнестры, где, как утверждают Дурис Самосский
и Павзаний, Елена разрешилась от бремени плодом тайной связи с Тесеем - грациозной  Ифигенией, которую старшая сестра выдала за свою дочь,
дабы избежать семейного позора. Это приключение принесло Елене
всеэлладскую известность и славу.
   
     О красоте Елены, с младенчества вступившей на стезю порока,
было известно ещё до похищения. Цедрений говорит, что у неё были 
"большие глаза, в которых светится необыкновенная кротость, пурпурный ротик, сулящий самые сладкие поцелуи,  и божественная  грудь ".
 
     По форме её грудей были отлиты чаши, предназначенные для алтарей Афродиты. Овидий прибавляет, что её лицо не нуждалось в косметике, к которой прибегали
все гречанки. Об обладании такой  женщиной мечтали многие мужчины, и она 
просто не могла оставаться собственностью одного.

     Во время помолвки Елены с Менелаем, дружка Менелая Одиссей уговорился
с кузиной Елены Пенелопой и ночью бежал с ней к морю.

     Отец Пенелопы Икарий, дядя Тиндарей, царь спартанцев, земной отец
Елены и Диоскуров, и сами Диоскуры бросились в погоню и догнали беглецов.
Только клятвенное заверение  Пенелопы о добровольности побега спасло Одиссея
от расправы.
     Диоскуры участвовали в походе аргонавтов, в Калидонской  охоте,
брали Трою с Гераклом, помогали Пелею, отцу Ахилла, против предателя Акаста, похищали быков и невест, но вот под стенами Трои под предводительством
Агамемнона замечены не были, также как и их отец и дядя.
    В трусости их обвинить никто не может. То, что они проглотили обиду
и снесли оскорбление, верится с трудом. Видимо брак Елены с Парисом
Александром был с согласия родителей.

   Тем не менее говорится о том, что Александр прибыл в гости к Менелаю,
гостил у него девять дней, а как только Менелай отправился на Кипр
на похороны деда, сговорился с Еленой и та, прихватив многие богатства, 
служанку Этру - мать Тесея, и, бросив родную девятилетнюю дочь Гериону,
пустилась  в неизвестный  путь в незнаемую страну.
    В дороге, как некоторые говорят, Гермес, выполняя волю Зевса,
выкрал Елену и отдал её египетскому царю Протею на сохранение,
а Парису подсунул образ Елены, созданный из облака, который
он и доставил в родную столицу.
    Менелай, узнав о похищении, тут же обратился к брату Агамемнону
с просьбой собрать войско для отмщения. Многие откликнулись
на призыв Агамемнона, но самые активные бойцы Одиссей и Ахилл
"косили" от армии.
    Один имитируя сумасшествие, другой, переодетый в женское платье
на альтернативной службе, прядя пряжу на острове и ублажая девушек. 
     Уловки героям не помогли. Паламед "раскусил" Одиссея, Одиссей Ахилла,
и  флотилия  греков из сборного пункта в Авлиде под предводительством "пятнадцатилетнего" капитана Ахилла, не зная пути в Трою, не имея штурмана, тронулись, помолясь, в путь.
      Прибыв в Мисию к союзнику Телефу, сыну Геракла и зятю Приама,
приняли страну за Трою, и хорошенько пограбили. Получили после 
достойный отпор, но недоразумение, в конце концов, разрешили.
Покинув Мисию без проводника, армада  попала в шторм и вернулась в Авлиду.

   У Ахилла Пелеевича есть омолог в русских былинах - Волх Всеславьич,
сын княжны Марфы Всеславьевны от лютого змея, на которого
она соскочила со камени, гуляя по саду зелёному.
                "Обвивается лютой змей
                Около чебота зелен сафья
                Около чулочика шелкова
                Хоботом бьёт по белу стегну.
                А втапоры княгиня понос понесла
                А понос понесла и дитя родила."
Волх  парнишка  был  смышлёный, научился и грамоте и колдовству и
палицей  о  триста  пуд  владеть.  К пятнадцати годкам, как и Ахилл,
собрал дружину, которую сам и кормил. Прознав, что Индейский царь
Салтык Ставрульевич (Синдский? Синдика- нынешняя Анапа)умыслил
разгромить Киев, упредил супостата, дошёл с дружиной в семь тысяч витязей
до  Индии (Синдики?), всех порубал, оставив только семь тысяч красных девиц
на развод дружине, а себе взял жену царя - царевну  Азвяковну,  молоду
Елену Александровну,и стал там царём.
    Эту былину относят к одной из самых архаичных,где восхваляется
не оборонительный ратный труд, а захватнический, рыцарский. 

    Ахилл за необузданность был изгнан скифами, и привёл ахейцев под Трою
с востока с Таманского  полуострова.  Судя по имени-отчеству Индейского царя,  правил он недалеко от Синдской гавани и Тавриды, где его благополучно сменил Волх-Ахилл.
   По одной версии сразу же, по другой через восемь лет в Авлиду прибыл
раненый Ахиллесом Телеф, с просьбой залечить рану в обмен на проводника
к Трое. Затем случился мор в войске, затем отсутствие попутного  ветра.
Последнее препятствие было преодолено с помощью пророчества Калхаса.
Агамемнон принёс дочь Ифигению (Цветану) в жертву Артемиде, которая заменила
её ланью, а саму забрала к себе в Тавриду жрицей. Говорят, что богиня-охотница даровала Ифигении бессмертье.

  Из Авлиды греческая эскадра направилась в Трою. В дороге
на острове Тенедос у них произошла стычка с внуком Аполлона Тенесом,
в результате которой, Тенес был убит, а сопровождавший греков
друг Геракла Филоктет был ужален змеёй и с гноящейся раной и
с луком со стрелами, подаренными ему Гераклом выброшен
на необитаемый остров. На этом острове ему пришлось десять лет
влачить жалкое существование со стрелами, не знающими промаха.

   От нынешнего Тенедоса до Трои, "найденной" Шлиманом менее ста миль,
Лемнос - в стороне.  При  посещении Лемноса аргонавтами, его обитателями
были женщины, уничтожившие своих мужей. Десять лет осады  ахейцы возили
с Лемноса вино. По другой версии остров назывался Хрис (Золотой) и был
расположен недалеко от Лемноса.

    После путешествия аргонавтов путь до Колхиды  был известен.
Троя на пути героев не встречалась. Не было её и на обратном
пути в устье Дуная, не было и на пути к саду Гесперид.
В "Хронике Манасии", правда, говорится, что Ясон останавливался
в негостеприимной Трое вместе с Гераклом, с которым и дошёл,
только не до Колхиды, а до острова  Колка.

    В отличие от белокурых колхов из "Аргонавтики", Колхиду заселяли,
по словам  Геродота, который их видел своими глазами: "Колхи, по-видимому египетского происхождения...  Я также заключил это на основании примет:
во первых они черномазы  и курчавы ".

    Эпический поэт Пиндар (484-425 г до н.э.), живший  до Геродота,
тоже называет колхов чёрными.  Если речь  идёт не об евреях, вышедших
в 6-ом веке до н.э. на территорию нынешней Грузии,
а об автохтонном населении, то это не та Колхида, вопреки устоявшемуся мнению.
 
   Пифей,  мореплаватель из  греческой колонии Массалия (Марсель),
побывав  далеко на севере, привёз известие об  острове Туле, который, 
после него никто не видел,  но  разговоры  о  нём  не утихают до сих пор.

    Антоний Диоген, живший  во 2в. н.э.  в  двадцати  четырёх томах "Необыкновенных приключений по  ту  сторону  Фулы"  рассказывает
как до него, этого острова, можно добраться."Итак, он повествует о
Динии,  который  покинул родину вместе со своим сыном Демохаром и,
пройдя через  Понт, дошёл от Каспийского и Гирканского морей до гор,
называемых Рипейскими, и до устья реки Танаис. Затем  из-за сильных холодов, повернули они к Скифскому океану и, наконец, направились на восток и пришли
к месту восхода солнца. Потом, скитаясь в течении долгого времени и пережив множество разнообразных приключений, они прошли по берегу наружного моря,  окружающего землю. Они прибыли на остров Фулу и там оставались некоторое
время. "

    Танаис Диогена не Дон. Скифский океан - Балтийское  море, значит Танаис- Западная Двина. На северо- востоке - Наружный океан с Белым морем и Кольским полуостровом. В той же "Хронике" Язон оказывается кузеном Ахилла, который,
пока не перебрался на Таманский полуостров, пребывал среди скифов.
 
   Придётся  допустить и Язоново скифство, тем более, что на первом греческом корабле (коробе) якорь (закор-зацеп)  и парус - изобретение  скифа  Анахарсиса (Знахаря в этих делах), а имя первого корабела Арго, звучит совсем как ярыга и  "Варяг", который врагу не сдаётся.

  Существует мнение, что аргонавты поднялись по Борисфену вверх, затем на руках  двенадцать  дней переносили свой корабль до Тритонского озера, где пребывает  Атлант.  Атлант  держал  небо  на Рипейских горах. В Рипейских горах,
стало быть, и Тритонское  озеро,  озеро Тритона. "Шри"-,"Sri"-,"Три"- "святая", "хтон"-греч. -земля.  Озеро Тритон - это озеро  " Святой  земли ".  Селигер - Серигер,  где  " Сри "- святая,  "герр", "терра", "ерде"-  земля,  видимо и есть то самое  озеро Тритон.  От  Селигера  волоками  можно  попасть  в реку 
Эродан  (Западная  Двина), и,  обогнув  Европу, вернуться на  родину, 
в  Элладу.  То,  что  они  не встретили  Трою,  объясняется тем, что Троя
была в то время разрушена до основания  Гераклом,  и  ещё  не отстроена, либо
она лежала несколько в стороне.

  Добравшись до Трои ахейцы сначала отправили посольство с требованием
отдачи  Елены и богатств, и, получив отказ, вытащили свои суда на берег.
Суда на берег  вытаскивают в трёх случаях: ремонт, перетаскивание через
волок, и зимой, чтобы они не были раздавлены льдом. Учитывая, что пришлецы
тут же срубили себе бревенчатые дома, а хор, вместе с Гекубой у Сенеки  жаловались, что во время  десятилетней осады трудно было по снегу
заготавливать дрова, то нельзя исключить  ни одну из причин,  по которым 
суда были вытащены на сушу.

        "Десять раз серебрил снег на Иде леса,
                Десять раз для костров мы срубали их кров,
         И в сигейских полях трепещущий жнец
                Десятый успел собрать урожай".

                (Сенека "Троянки")

   Из этих слов, можно также понять, что блокаде глобальной  Троя
не подвергалась, да и мальчика Троила Ахилл убил во время его
гимнастических упражнений за стенами Трои. Хлеб свой насущный греки
штурмовики жали в Херсонесе, вино привозили с Лемноса, и отнюдь не были 
помехой осаждённым троянцам в решении хозяйственно-продовольственных задач.
  Гомер говорит, что река, на которой стояла  Троя, на языке людей называлась Скамандр, а на языке богов Ксанф. Скамандр - Самара,
и река русских былин Смородина, она же Ксанф -Кшантуша - Ханхва - Ганга - Волга.


Продолжение следует


Рецензии