Классика и суета. Мы возомнили себя богами

Соджетто | Классика и суета. Мы возомнили себя богами

Отцы и дети.
Старое и новое.
Отжившее и нарождающееся.
Консервативное и прогрессивное.
Затхлый нафталин и манящие дали.

Извечные дилеммы. Извечные ментальные проблемы. Извечный выбор человечества.

Иван Сергеевич Аксаков: «Мы и забыли, что мы стареем, что каждый год приливают новые волны молодых делателей, горделивых, заносчивых, самонадеянных, как вообще молодость, и воображающих, что старшие поколения уже сказали своё слово, что теперь их очередь — провести в мир новое, несказанное слово, точно так же, как и мы делали, как и мы воображали».

Какими бы прожжёнными скептиками ни были старцы, они понимают: человек рождается и умирает, но само человечество живёт веками и тысячелетиями. Этот бессмертный организм развивается и совершенствуется. Непрерывно. На взлётах и падениях. Постигает пространство и время. Открывает новые истины и новые горизонты.

И то, что не смогли, не успели сделать отцы, рано или поздно довершат дети. Или дети детей.

Но это возможно, когда новые поколения, грядущие поколения вбирают, впитывают в себя главное и лучшее, знания и культуру своих предшественников. Могучих предшественников. Мэтров и титанов.

Иначе они не просто потеряют уйму времени на то, что уже решено и пройдено. Как с ледяной горы неизбежно скатятся к её подножию, даже если сами того не понимают.

Покорять вершину, серьёзную вершину, не имея базового и штурмового лагерей — это отчаянная глупость, нередко заканчивающаяся гибелью.

До главного штурма надо завершить все промежуточные восхождения. Спокойно, размеренно, без суеты. Горы не прощают нетерпеливых и суетливых. Тех, кто торопится к цели.

Дыхание, дыхание и только дыхание. Ритмично, осознанно, чётко...

Законы восхождения по-настоящему постигаются в реальных испытаниях, на собственном опыте. Но идти наобум, без опытных проводников и базовых знаний — безрассудство.

Так почему же в горах мы это осознаём, а в жизни полагаемся частенько на случай? Быть может, потому что там вершины и испытания настоящие, зримые, беспощадные. А в быту, за экраном гаджета мы уже привыкли к отлакированному и отлаженному инкубатору мегаполиса. К иллюзии реальности. Где с каждым днём всё больше стирается граница между настоящим и мнимым, живым и мёртвым, подлинником и репродукцией.

Классика... В музыке, как пожалуй, нигде больше, значимость классики безусловна. Она безмерно высока. Абсолютна.

Можно убеждать себя и других в том, что новые виртуозные взбрыки, тембры, изыски — это круто. Но, господа, всего лишь отбросьте на секунду шелуху, суету и всю пафосность павлиньих повадок: за разноцветным и ярким хвостом новаций нередко скрывается голый афедрон посредственности. Как бы горько ни было это осознавать. Пигмеи возомнили себя атлантами, держащими на плечах небесный свод.

И тогда единственный путь посредственности к вершине — отринуть законы классики, втоптать её в грязь, хорошенько взболтать мутную водичку бытия и под шумок облапошить почтенную публику.

Сергей Васильевич Рахманинов: «Не тратьте своё время на музыку, которая банальна или неблагородна! Жизнь слишком коротка, чтобы проводить её, блуждая по бессодержательным сахарам музыкального мусора. Поэт Гейне однажды сказал: «То, что отнимает жизнь, возвращает музыка». Он бы не сказал этого, если бы услышал музыку сегодняшнего дня. Большей частью она не даёт ничего. Музыка призвана приносить облегчение. Она должна оказывать очищающее действие на умы и сердца, но современная музыка не делает этого. Если мы хотим настоящей музыки, нам необходимо возвратиться к основам, благодаря которым музыка прошлого стала великой. Музыка не может ограничиться краской и ритмом; она должна раскрывать глубокие чувства».

И это справедливо не только для музыки. Это блестяще работает в науке, в спорте, в искусстве. Везде.

Каждое поколение приходит в этот мир с желанием отринуть, сбросить оковы старого. Отчаянная наивность молодости — животворящий огонь, позволяющий воспламенять души и сжигать рухлядь прошлого.

Именно из таких дилетантов, не понимающих на что они замахиваются, по каким смертельно опасным тропам восходят к вершинам, бывает, и рождаются настоящие мастера своего дела.

«Мы наш, мы новый мир построим — кто был ничем, тот станет всем». Слова знаменитого Интернационала Эжена Потье. Некогда даже нашего национального гимна.

Безудержная отвага и нигилизм молодости...

Главное на пути к вершинам — не терять звёздное небо, значимые ориентиры бытия, основы классики и чувство меры. Этот последний и высший дар богов человеку.

И вновь мысль Рахманинова: «Будет ещё много исследователей, которые откроют чудесные перспективы, подобные тем, что нашёл Шопен, а не ужасные и вызывающие отвращение пропасти, как это заметно в творчестве некоторых современных футуристов. Элемент контраста один из самых сильных в искусстве. Он немыслим без света и тени. Выразительный диссонанс красив, но нескончаемая какофония, доведённая до безжалостных крайностей, никогда не бывает и не может стать искусством... Я мало ценю тех, кто отказывается от мелодии и гармонии ради погружения в оргию шума и диссонансов, являющихся самоцелью».

Разумеется, наше мнение всегда выше любых сторонних мыслей, цитат, афоризмов. Любых авторитетов. В нашем сознании. Мы умны, грамотны, образованы. Мудры. Мы знаем многое, если не всё. И судим о многом легко и непринуждённо.

Да, мы не проходили тропами тех, кого отбрасываем небрежно и бесповоротно. Но нам этих троп и не надо. Мы ведь в силах сами до всего дойти. Своим умом. Даже не прикладывая усилий. Это же так просто...

Гибель богов...

Ирина Александровна Антонова, директор и президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина: «Начиная с XVIII века начался глобальный процесс, который я называю «Гибель богов» — недаром есть такая опера у Рихарда Вагнера. Потому что этот фактор — мифологический — перестал быть главным содержанием и оказывать влияние на пластические искусства... Мы видим, как разрушается принцип эстетики, духа и принцип идеала, то есть искусства как высокого примера, к которому надо стремиться, сознавая всё своё человеческое несовершенство. Что сейчас? Уничтожено понимание необходимости выстраивать мир вокруг идеала... Пошлости сколько угодно. Зачем и кому сейчас нужен этот шок, если его можно найти в любой подворотне? Как выстраивать мир вокруг отсутствия идеала?.. Власть технологий приведёт к тому, что всё будет исчерпываться получением информации, но будет ли уметь человек грядущего читать глубину, понимать суть, особенно там, где она не явна? С этим укорочением, уплощением и обеззвучиванием человечество будет жить, боюсь, долго. Необходимо будет снова воспитать в человеке понимание, что ему необходим сам подлинник как живой источник».

Классика, идеалы, живой источник... А ведь и в самом деле — наш цифровой ошалевший мир потерял берега. Перевернул звёздное небо, поместив его в заводь затхлого затерянного пруда.

«Мы гибнем от того, что возомнили себя богами… И пришла пора задуматься о том, что мы живём в конфликте с мирозданием, перехвалив себя и считая, что всё понимаем и умеем».

Пусть эта мысль Гафта и станет многоточием нашего эссе...


• Соджетто о соджетто: http://proza.ru/2020/09/27/1704
• Соджетто. Мы стареем: http://proza.ru/2020/10/01/47
• Соджетто. Морзянка современности: http://proza.ru/2020/09/27/1833
• Соджетто. Эмоция и мысль. Жизнь just for fun: http://proza.ru/2021/03/28/970

• Соджетто. Привычная фальшь нашей жизни: http://proza.ru/2020/10/18/1418
• Соджетто. Эталоны восприятия. Два экспоната: http://proza.ru/2020/09/30/61
• Соджетто. Книга, витрины и скучающий прохожий: http://proza.ru/2021/04/11/1613
• Соджетто. Личная библиотека. Интеллектуальный капитал: http://proza.ru/2021/04/12/91
• Соджетто. Соцсети, Менделеев и простая модель общества: http://proza.ru/2021/04/13/1306
• Соджетто. Интуиция и вдохновение. Не надо мешать Небу: http://proza.ru/2021/04/14/1129

• Соджетто. Медийные сословия. Рим неизбежно падет: http://proza.ru/2021/04/15/1462
• Ирина Антонова. Гибель богов: http://proza.ru/2020/11/15/1685


Рецензии