Охота к перемене мест или уйду в себя

Наблюдая над людьми «аутистического спектра» - то есть в случаях психического расстройства развития, пришла вот к какому выводу.  К таким людям больше всего подходит понятие «перекати поле», или ген кочевника. Человек стремится к постоянному передвижению в пространстве, не находя себе места. Если он попадает в новую среду, поведение активизируется невероятно: ребенок, например, начинает открывать все шкафы и поднимать крышки парт, исследовать углы и их содержимое, отключать провода у компьютера и других технических приборов. Это очень интенсивное «покорение» пространства. В случае школьника специалисты организовывают для такого ученика по возможности изолированное рабочее место, закрывая его ширмами от внешнего мира. Считается, что так ребенок может успокоиться и сосредоточиться на выполнении задания.

Замечено, что люди с такими особенностями прекрасно ориентируются на местности, находят самые неожиданные решения. В спортивном ориентировании они преуспевают.
В коррекционных школах уделяется особое внимание лингвистическому развитию этих детей. С помощью объяснений квалифицированных специалистов человек понимает причину своего беспокойства, анализирует и прогнозирует свое поведение. А если ученик – я больше сейчас о детском аутизме – билингв, то есть живет в семье, где говорят на одном языке, а учится в школе, где господствует другой язык? Тогда наблюдается существенная задержка речевого развития, которая для ребенка-аутиста может стать критической.

Человек, которого ограничивают в пространстве, закрывая ширмой, лишенный при этом возможности вербального анализа, еще больше уходит в себя.

Его особый мир становится единственным убежищем.
 
Мировоззренческие конструкции этот человек строит сам, не понимая, что находится все же под влиянием внешних источников. Такой человек становится легкой добычей информационной манипуляции потому, что черпает «знания», которые лежат на поверхности, например в инете.

Считается, что главным признаком аутизма есть трудность начинать и поддерживать социальное взаимодействие. Бывает, что у таких людей много «друзей», которых сами аутисты друзьями не считают. Они, как правило, однолюбы, способны на длительные отношения только с одним человеком.
 
Моя собственная версия причины этого феномена вот какая…

После смерти старого кота Дымы у нас появился котенок Тапса (Пятныш). Этот котенок выбрал меня, спал только со мной и гулял без поводка. У нас в Финляндии домашние животные должны быть привязаны. Надо было видеть, как Тапса сопровождал меня в прогулках по лесу! Он бегал, как собака. Прятался за камни, в кустах, выпрыгивал передо мной на тропинку и выгибал спину. Тапса показывал мне, чему он научился. Он был самим движением, быстрым, как ветер, смелым и уверенным в себе. Кончилось все печально. Соседу не понравились наши свободные прогулки и вообще то, что мой кот ходил в туалет только на его участке. Тапса пропал. Я грешу на соседа.

Причем тут люди, да еще особенные, с таким «спектром расстройств»? Я думаю, что в наших генах заложена эта модель поведения, которую демонстрировал Тапса. Нам необходима свобода, как воздух. И не всегда мы такие уж социальные, то есть готовые взаимодействовать со всем миром. Прогибаться под изменчивый мир, идти на постоянные компромиссы – это ли не воля общества, которое деформирует нас?
«Я могу быть гибким в поведении, но не хочу менять свои убеждения», - заявил мне один взрослый человек. Его «убеждения», на мой взгляд, являются не чем иным, как теми самыми застывшими конструкциями, которые навязало ему это самое общество. Этот человек на самом деле никогда не был свободным от него.
 
Жить одному в своем собственном мире, понимая причину своей изолированности, - может, это один из способов постижения гармонии с другим миром, находящимся по ту сторону?


Рецензии
Жить одному в своем собственном мире, понимая причину своей изолированности, - может, это один из способов постижения гармонии с другим миром, находящимся по ту сторону?

Дорогая Милла! Все, о чем вы написали давным-давно применялось и применяется в практическом православии. Тут ничего нового нет и выдумывать не надо. Недаром наши монахи постригались в схиму, уходили в затвор и давали обет молчания. И действительно, таким образом постигали Мир иной, Мир Божий.

Был даже такой случай. Один мирянин жил рядом с монастырем, ходил на все богослужения, но однажды занедужил. Пришли монахи, и чтобы облегчить его участь постригли его в схимонахи. А он выздоровел. И теперь был вынужден спать в гробу, так как по традиции умер для мира, а он вместо этого собирал яблоки и хранил их там. Ну, не мог он спать в гробу, не мог!

С уважением!

Эдуард Тубакин   10.06.2021 09:02     Заявить о нарушении
Эдуард, вот именно о практике я и хотела поделиться. Я работала в коррекционной школе, далекой от религии, и наблюдала поведение детей с особенностями развития. Их поведение общество выравнивает, помогая социализироваться. В вашем примере монахи сами решили исправить положение этого мирянина. Бог им судья!

Меня больше волнует вопрос генетической памяти. Я все никак не могу найти свои этнические корни. Наверное, я больше верю в предков, чем в христианского Бога.

Милла Синиярви   10.06.2021 12:39   Заявить о нарушении
Какой христианский предок??? Только Господь Бог поможет вам! Найдите православную церковь. И исповедуйтесь и причаститесь, и бесы отступят.

Эдуард Тубакин   10.06.2021 16:34   Заявить о нарушении
а если я не православная?

Милла Синиярви   10.06.2021 17:15   Заявить о нарушении
какие проблемы? Станьте ей! Вы знаете, что в последние времена все религиозные конфессии обратятся в православие, чтобы противостоять антихристу. Считаю, что такие времена уже наступили!

Эдуард Тубакин   10.06.2021 18:34   Заявить о нарушении
Эдуард, я постарше вас и жизненный опыт, полагаю, у меня побольше. Конечно, в начале 90-х мы семьей покрестились в православной церкви в Коломягах, в Питере. В Финляндии мне ближе стали лютеранские ценности, но без фанатизма. Религиозность у меня внутри, это моя внутренняя культура. В Греции увидела ранние православные соборы, почувствовала разницу между византийским православием и нашим. По духу мне ближе русское северное зодчество и вообще Новгород. В Новгороде была свобода, напоминающая западную. Я все же дорожу этой демократией и правом на выбор веры. Так что с бесами у меня все в порядке, они знают свое место.

Милла Синиярви   10.06.2021 18:55   Заявить о нарушении
Бесы знают свое место??? Не смешите меня, Милла! Впрочем, как вам угодною Никакие демократические ценности не заменят православие. Впрочем, как вам будет угодно. Только локти себе потом не кусайте.

Эдуард Тубакин   10.06.2021 19:03   Заявить о нарушении
Да я уже отбесилась:))) К бабушкам они не лезут. А вы чего такой сурьезный? Почему не веруете в душе тихо и смиренно, как древнерусские монахи? Почему боитесь антихриста? И вообще боитесь? Разве вера не дает умиротворения? Разве молитва не успокаивает?

Милла Синиярви   10.06.2021 21:08   Заявить о нарушении
потому что я не монах, Милла, а уж тем более не древнерусский. И до смирения мне как до звезды альфа-Центавра! А молитвы помогают и успокаивают, но и одновременно заставляют активизироваться тех, кто к вам уже не лезет. Раньше, пока не молился и не ходил в храм - было легче, потому что лежал на лопатках и не дергался и был полностью в их власти, а сейчас пробую временами встать хотя бы на колени, и за это бываю бит нещадно и утираюсь кровавой юшкой.

Эдуард Тубакин   11.06.2021 11:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.