Солярис

новая цель
всегда интереснее старой
луна марс солярис

раздвоиться растроиться
расчетвериться
в параллельных вселенных

и в каждом осколке
я я я я я


Рецензии
Лирический герой видит проявление Эго в стремлении к неограниченному познанию, если я правильно поняла.

Буддизм и Православие согласились бы.

А я - против. Чтобы доказать стоящую теорему, например, нужно забыть про свое внешнее Я, сосредоточиться на предмете. Солярис - кино тоже не о умножении и утверждении Я.

Марина Сапир   04.06.2022 20:14     Заявить о нарушении
Я сам затрудняюсь однозначно сформулировать смысл этого стишка, да и вообще думаю, что объяснять стихи не очень стоит.
Но тема Соляриса меня всегда очень интересовала. Если Вы о фильме Тарковского (экранизаций было несколько) - это замечательный фильм, но совсем не то, что книга Лема. Лем был даже возмущён фильмом.
А меня всё же больше интересует книга. Если вчитываться серьёзно - это очень глубокое и даже в чём-то страшное произведение.
Очень интересен например следующий отрывок:

"Скажи мне, ты… веришь в бога?

Он быстро взглянул на меня.

— Ты что?! Кто же в наши дни верит… В его глазах тлело беспокойство.

— Это не так просто, — сказал я нарочито лёгким тоном. — Я не имею в виду традиционного бога земных верований. Я не знаток религии и, возможно, не придумал ничего нового… ты, случайно, не знаешь, существовала ли когда-нибудь вера… в ущербного бога?

— Ущербного? — повторил он, поднимая брови. — Как это понять? В определённом смысле боги всех религий ущербны, ибо наделены человеческими чертами, только укрупнёнными. Например, — бог Ветхого завета был жаждущим раболепия и жертвоприношений насильником, завидующим другим богам… Греческие боги из-за своей скандальности, семейных распрей были в не меньшей степени по-людски ущербны…

— Нет, — прервал я его.— Я говорю о боге, чьё несовершенство не является следствием простодушия создавших его людей, а представляет собой его существеннейшее имманентное свойство. Это должен быть бог ограниченный в своём всеведении и всемогуществе, который ошибочно предвидит будущее своих творений, которого развитие предопределённых им самим явлений может привести в ужас. Это бог… увечный, который желает всегда больше, чем может, и не сразу это осознаёт. Он сконструировал часы, но не время, которое они измеряют. Системы или механизмы, служащие для определённых целей, но они переросли эти цели и изменили им. И сотворил бесконечность, которая из меры его могущества, какой она должна была быть, превратилась в меру его безграничного поражения.

— Когда-то манихейство… — неуверенно заговорил Снаут; сдержанная подозрительность, с которой он обращался ко мне в последнее время, исчезла.

— Но это не имеет ничего общего с первородством добра и зла, — перебил я его сразу же. — Этот бог не существует вне материи и не может от неё освободиться, он только жаждет этого…

— Такой религии я не знаю, — сказал он, немного помолчав. — Такая никогда не была… нужна. Если я тебя хорошо понял, а боюсь, что это так, ты думаешь о каком-то эволюционирующем боге, который развивается во времени и растёт, поднимаясь на всё более высокие уровни могущества, к осознанию собственного бессилия? Этот твой бог — существо, которое влезло в божественность, как в ситуацию, из которой нет выхода, а поняв это, предалось отчаянию. Да, но отчаявшийся бог — это ведь человек, мой милый."

Владимир Алисов   04.06.2022 20:35   Заявить о нарушении
Лем знал о иудейском Боге через Христианство. То есть, не знал, или, скорее, знал неправильно.

Но меня здесь интересует анти-интеллектуализм. Как мне показалось, у вас об этом. Одна религия, которая не видит греха в неограниченном стремлении к познанию и в сомнении и в интеллектуальной независимости - это как раз Иудаизм. Но эта религия замкнута для посторонних.

Марина Сапир   04.06.2022 22:07   Заявить о нарушении
Я вижу, что Вы настроены довольно критически по отношению к христианству. Мне в общем нет причины защищать любую религию, так как я не принадлежу ни к какой, и вообще неверующий. По крайней мере, я не верю в Бога конкретных религий.
Но, по-моему, Вы несколько смешиваете христианство как учение самого Иисуса и церковь как земную организацию. Понятно, что в каждой религии появляются свои толкователи и догматы, нетерпимость и преследования еретиков и инакомыслящих. Но самим Христом ясно утверждается не только запрет убивать, но даже и гневаться, требование "любить своих врагов и добро творить ненавидящим вас" - это очевидно.
Относительно иудейского Бога - но Лем читал Ветхий завет, он ведь доступен ему, как и всем. А там множество указаний Бога "не оставлять никого в живых" при захвате городов, "истреблять всё, что дышит", и т.п. Меня как нерелигиозного читателя это собственно и не очень удивляет, так как здесь лишь отражение исторических событий и реальных древних войн. "Илиада" тоже полна картин насилия.

О познании - ну, а как же у Христа: "и познаете истину, и истина сделает вас свободными".

Владимир Алисов   04.06.2022 22:35   Заявить о нарушении
Когда Иисус говорит какие-то слова - типа делай так, не делай этак - тут важна традиция, чтобы понять, что он имел в виду. То есть, мне не интересно отделять его учение от Христианства.

Также и про Ветхий завет. Можно видеть только желание убивать всех. Если кто-то считает, что это и есть Иудаизм, я тут спорить не буду. Иудаизм - не миссионерская религия. Не для каждого.

Марина Сапир   04.06.2022 23:34   Заявить о нарушении
Меня всегда удивляют религиозные споры, когда каждое слово пытаются истолковать иногда даже противоположно сказанному. Если говорят "не убей", "не укради" и т.п., я думаю, что нормально это и понимать как сказано, а не наоборот.
Иудаизмом я особенно глубоко не интересовался, как собственно и другими религиями. Но поскольку я сознательно неверующий, какие бы секреты ни содержались в Иудаизме, всё равно ведь они не могут заставить меня уверовать.
Вообще если чем-то и интересны вопросы о Боге, то уж конечно не с точки зрения сравнения разных религий. Потому что в любом случае это лишь мифы, созданные древними людьми, и не стоит из-за них копья ломать. Меня очень удивляет некоторое оживление религиозных настроений в наше время. Во время моей молодости никому из окружающих даже в голову не приходило увлекаться религиозными вопросами, и совсем не потому, чтобы за это как-то сильно преследовали. Просто всё это казалось давно ушедшим в прошлое. Я конечно совсем не хочу затрагивать чувства верующих. Раньше иногда бывало интересно с ними поговорить, а теперь уже нет - я давно убедился, что ничего нового не услышу.

Владимир Алисов   05.06.2022 00:03   Заявить о нарушении
Может быть Вам что-то показалось обидным - относительно Иудаизма. Но я даже не думал ни о какой критике. Вообще я никогда и не стараюсь доказывать что-то своё - мне наоборот лишь интересно любое мнение. В сети конечно встречается много неадекватных людей, в том числе и по религиозным и национальным вопросам. Даже и меня несколько раз втягивали в бессмысленные разборки, хотя я стараюсь не увлекаться.

Владимир Алисов   05.06.2022 00:33   Заявить о нарушении
Мне нравится с вами беседовать. Я внесла вас в список избранных. Буду читать у вас новое. Еще старое почитаю.

Марина Сапир   05.06.2022 00:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.