Блок. Она веселой невестой была... Прочтение
. . том II
« Р а з н ы е с т и х о т в о р е н и я »
21. Она веселой невестой была...
* * *
Она веселой невестой была.
Но смерть пришла. Она умерла.
И старая мать погребла ее тут.
Но церковь упала в зацветший пруд.
Над зыбью самых глубоких мест
Плывет один неподвижный крест.
Миновали сотни и сотни лет,
А в старом доме юности нет.
И в доме, уставшем юности ждать,
Одна осталась старая мать.
Старуха вдевает нити в иглу.
Тени нитей дрожат на светлом полу.
Тихо, как будет. Светло, как было.
И счет годин старуха забыла.
Как мир, стара, как лунь, седа.
Никогда не умрет, никогда, никогда...
А вдоль комодов, вдоль старых кресел
Мушиный танец всё так же весел,
И красные нити лежат на полу,
И мышь щекочет обои в углу.
В зеркальной глуби – еще покой
С такой же старухой, как лунь, седой.
И те же нити, и те же мыши,
И тот же образ смотрит из ниши –
В окладе темном – темней пруда,
Со взором скромным – всегда, всегда...
Давно потухший взгляд безучастный,
Клубок из нитей веселый, красный...
И глубже, и глубже покоев ряд,
И в окна смотрит всё тот же сад,
Зеленый, как мир; высокий, как ночь;
Нежный, как отошедшая дочь...
"Вернись, вернись. Нить не хочет тлеть.
Дай мне спокойно умереть".
3 июня 1905
Как продолжение, если не прямо предыдущего стихотворения «Влюблённость», то его темы. Там была юная “королевна”, здесь – “невеста”, там были вечные, бессмертные “деды”(«…Распри дедов над ширью земель»), здесь – бессмертная “старуха”, там происки “Судьбы”, здесь у старой ведьмы, как у мойр, «клубок из нитей», которые никак не хотят истлеть…
Впрочем, у Блока своя мифология, и эта невеста - как из "тома I"...
(
Стихи о Прекрасной Даме:
«...Он был обручен с Женой.
На белом холодном снегу
Он сердце свое убил.
А думал, что с Ней в лугу
Средь белых лилий ходил.
Вот брезжит утренний свет;
Но дома его всё нет.
Невеста напрасно ждет,
Он был, но он не придет.
12 октября 1902»
Распутья:
«Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Павиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу
...
Жду тебя, моего жениха,
Всё невеста - и вечно жена.
26 марта 1904. Великая Пятница».
)
... и старуха немногим отличается от “некрасивой девушки” из разваливающейся таверны на болотах, которую прикрывает марево «Ночной фиалки»:
«…В длинной, низкой избе по стенам
Неуклюжие лавки стояли.
На одной – перед длинным столом –
Молчаливо сидела за пряжей,
Опустив над работой пробор,
Некрасивая девушка
С неприметным лицом.
Я не знаю, была ли она
Молода иль стара…
И какого цвета волосы были,
И какие черты и глаза.
Знаю только, что тихую пряжу пряла,
И потом, отрываясь от пряжи,
Долго, долго сидела, не глядя,
Без забот и без дум.
И еще я, наверное, знаю,
Что когда-то уж видел ее…»
Всё это лишь привычные кошмары, лишь искажённые тени, тусклые отражения одного и того же призрака – неисполненного долга.
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «Она веселой невестой была. 11 Но смерть пришла. Она умерла». - О теме мертвой невесты, восходящей к ранней лирике Блока, см. коммент. к стих. "Тихо вечерние тени ... ", 1904 (т. 1 наст. изд.). Ср. стих. "Гроб невесты легкой тканью ... ".
[
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
-« ... Твjй потревожили прах». - Мотив смерти героини, проходящий через весь цикл. Зд.литературные и биографические истоки мотива - воспоминания о постановке сцен из "Гамлета" летом 1898 г. в Боблове (сцена самоубийства Офелии).
- «Спишь ты за дальней равниной ...» - образ, навеянный, очевидно, подмосковными пейзажами; одновременно вводит сопоставление героини цикла со Спящей красавицей. Мотив сна-смерти, имеющий широкую фольклорную и литературную традицию, Блок называет в числе pапомнившихcя с детства: няня "читает( ... ) долго-долго, внимательно, изо дня в день:
"Гроб качается хрустальный ...
Спит царевна мертвым сном".
( См. т. 5 наст. изд.)
Ср. также стихотворение "Сны" (т. 3 наст. изд.). Пушкинские истоки образа ("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях") дополняются впечатлениями лирики Фета: "Спит во гробе ледяном // Очарованная сном" ("Глубь небес опять ясна ... ", 1879). Фетовская трактовка образа Спящей красавицы как зимней природы, готовящейся к весеннему пробуждению, особенно важна для СПД.
- «Песни твоей лебединой ...» и след. - "Лебединую песню" как образ, отражающий настроения современных ему поэтов-мистиков, ожидавших "конца света", Блок упоминает в дневниковом наброске статьи о русской поэзии (декабрь 1901- январь 1902). Соединение образов смерти и пения обычно вводит в СПД воспоминания о сцене самоубийства Офелии в "Гамлете".
»
]
- «Но церковь упала в зацветший пруд». - Образ навеян пейзажами старой усадьбы села Тараканово (неподалеку от имения Бекетовых Шахматово), где в церкви Михаила Архангела 17 августа 1903 г. Блок венчался с Л.Д. Менделеевой (см.: Лесневский С. Путь, открытый взорам. М., 1980. С. 149-150).
- «Старуха вдевает нити в иглу». - Образ "нитей" сближает "старуху" с пряхами Мойрами (Парками) в греческой и римской мифологии. О символике старости см. коммент. к стих. "Старик" (т. 1 наст. изд.).
[
"Cимволикой" Редакция называет комплекс устойчивых ассоциаций автора - контекст, в котором обычно в книгах Блока появляется то или иное слово. Что с "символизмом", кроме общего созвучия слов, никакой связи не имеет ( «…символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие» (А. А. Блок «О современном состоянии русского символизма»)).
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «Под старость лет, забыв святое ...» и след.- Мотивы "старости" в конце 1902 и в 1903 гг. широко входят в лирику Блока, связываясь с биографическими обстоятельствами (смерть деда), но не только с ними. "Старости" приписаны признаки разочарованности в высокой "мечте" ("забыв святое"). Образ "старика" имеет для Блока и глубоко интимный смысл, связанный с Постепенным спадом "мистического энтузиазма". Ср. об образе "старика" как двойника в письме А.В. Гиппиусу от 23 июня 1902 г.: "В этом мире с нами близки ведь наши двойники; так порой ощутительно близки, что иногда кажется - вдруг становишься дряхлым и старым, и руки морщинятся, и дрожит в них какой-то неверный посох, а ищешь
вокруг кого-то слабыми, жалкими, слезящимися глазами".
"Старик" связан с образом "двух старцев" в лирике конца 1901 г. (см. коммент. к стих. "Мы, два старца, бредем одинокие ... "), однако теперь тема решается в ключе резкого противопоставления "старости" и устремленности к идеалу».
»
]
- «А вдоль комодов, вдоль старых кресел ...» - Ср. во 2-й Симфонии А. Белого: "Сама Вечность в образе черной гостьи разгуливала вдоль одиноких комнат, садилась на пустые кресла" (Белый А. Симфония (2-я, драматическая). М., 1902. С. 30).
«... И мышь щекочет обои в углу». - О символике мыши см. коммент. к поэме
"Ночная Фиалка" (1905-1906).
[
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «... Побежала веселая мышка. - Образ мыши связан с темой времени. Ср. у
А.С. Пушкина: "Парки бабье лепетанье, // ( ... } Жизни мышья беготня ... " ("Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы", 1830).
В близком значении использован этот образ в стих. "Она веселой невестой была ... " (1905).
Для фольклорной традиции характерно противопоставление малых размеров
мыши и ее большого воздействия на ход событий. В поэме появление мыши приводит
к решительным последствиям ("И над старыми их головами // Больше нет королевских
венцов").
»
]
- «В зеркальной глуби - еще покой ...» - Ср.: "А в соседней комнате висело огромное зеркало, отражавшее в себе вечно то же и то же. Там был ужас отсутствия и небытия" (Белый А. Указ. соч. С. 12).
Свидетельство о публикации №221041900767