Блок. Она веселой невестой была... Прочтение

.                Александр Блок
  .          .           том II
      « Р а з н ы е      с т и х о т в о р е н и я »


21. Она веселой невестой была...



         * * *   

                Она веселой невестой была.
                Но смерть пришла. Она умерла.

                И старая мать погребла ее тут.
                Но церковь упала в зацветший пруд.

                Над зыбью самых глубоких мест
                Плывет один неподвижный крест.

                Миновали сотни и сотни лет,
                А в старом доме юности нет.

                И в доме, уставшем юности ждать,
                Одна осталась старая мать.

                Старуха вдевает нити в иглу.
                Тени нитей дрожат на светлом полу.

                Тихо, как будет. Светло, как было.
                И счет годин старуха забыла.

                Как мир, стара, как лунь, седа.
                Никогда не умрет, никогда, никогда...

                А вдоль комодов, вдоль старых кресел
                Мушиный танец всё так же весел,

                И красные нити лежат на полу,
                И мышь щекочет обои в углу.

                В зеркальной глуби – еще покой
                С такой же старухой, как лунь, седой.

                И те же нити, и те же мыши,
                И тот же образ смотрит из ниши –

                В окладе темном – темней пруда,
                Со взором скромным – всегда, всегда...

                Давно потухший взгляд безучастный,
                Клубок из нитей веселый, красный...

                И глубже, и глубже покоев ряд,
                И в окна смотрит всё тот же сад,

                Зеленый, как мир; высокий, как ночь;
                Нежный, как отошедшая дочь...

                "Вернись, вернись. Нить не хочет тлеть.
                Дай мне спокойно умереть".
                3 июня 1905







     Как продолжение, если не прямо предыдущего стихотворения «Влюблённость», то его темы. Там была юная  “королевна”, здесь – “невеста”, там были вечные, бессмертные “деды”(«…Распри дедов над ширью земель»), здесь – бессмертная “старуха”, там происки “Судьбы”, здесь у старой ведьмы, как у мойр, «клубок из нитей», которые никак не хотят истлеть…
     Впрочем, у Блока своя мифология, и эта невеста - как из "тома I"...

(
 Стихи о Прекрасной Даме:    
      
          «...Он был обручен с Женой.

          На белом холодном снегу
          Он сердце свое убил.
          А думал, что с Ней в лугу
          Средь белых лилий ходил.

          Вот брезжит утренний свет;
          Но дома его всё нет.
          Невеста напрасно ждет,
          Он был, но он не придет.
                12 октября 1902»



Распутья:
         
            «Мой любимый, мой князь, мой жених,
            Ты печален в цветистом лугу.
            Павиликой средь нив золотых
            Завилась я на том берегу
            ...
            Жду тебя, моего жениха,
            Всё невеста - и вечно жена.
                26 марта 1904. Великая Пятница».
)

 ... и старуха немногим отличается от “некрасивой девушки” из разваливающейся таверны на болотах, которую прикрывает марево «Ночной фиалки»:

                «…В длинной, низкой избе по стенам
                Неуклюжие лавки стояли.
                На одной – перед длинным столом –
                Молчаливо сидела за пряжей,
                Опустив над работой пробор,
                Некрасивая девушка
                С неприметным лицом.
                Я не знаю, была ли она
                Молода иль стара…
                И какого цвета волосы были,
                И какие черты и глаза.
                Знаю только, что тихую пряжу пряла,
                И потом, отрываясь от пряжи,
                Долго, долго сидела, не глядя,
                Без забот и без дум.
                И еще я, наверное, знаю,
                Что когда-то уж видел ее…»

     Всё это  лишь привычные кошмары, лишь искажённые тени,  тусклые отражения одного и того же призрака – неисполненного долга.

*

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     - «Она веселой невестой была. 11 Но смерть пришла. Она умерла». - О теме мертвой невесты, восходящей к ранней лирике Блока, см. коммент. к стих. "Тихо вечерние тени ... ", 1904 (т. 1 наст. изд.). Ср. стих. "Гроб невесты легкой тканью ... ".
     [
      Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     -« ... Твjй потревожили прах». - Мотив смерти героини, проходящий через весь цикл. Зд.литературные и биографические истоки мотива - воспоминания о постановке сцен из "Гамлета" летом 1898 г. в Боблове (сцена самоубийства Офелии).
     - «Спишь ты за дальней равниной ...» - образ, навеянный, очевидно, подмосковными пейзажами; одновременно вводит сопоставление героини цикла со Спящей красавицей. Мотив сна-смерти, имеющий широкую фольклорную и литературную традицию, Блок называет в числе pапомнившихcя с детства: няня "читает( ... ) долго-долго, внимательно, изо дня в день:

         "Гроб качается хрустальный ...
         Спит царевна мертвым сном".

(     См. т. 5 наст. изд.)
      Ср. также стихотворение "Сны" (т. 3 наст. изд.). Пушкинские истоки образа ("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях") дополняются впечатлениями лирики Фета: "Спит во гробе ледяном // Очарованная сном" ("Глубь небес опять ясна ... ", 1879). Фетовская трактовка образа Спящей красавицы как зимней природы, готовящейся к весеннему пробуждению, особенно важна для СПД.

     - «Песни твоей лебединой ...» и след. - "Лебединую песню" как образ, отражающий настроения современных ему поэтов-мистиков, ожидавших "конца света", Блок упоминает в дневниковом наброске статьи о русской поэзии (декабрь 1901- январь 1902). Соединение образов смерти и пения обычно вводит в СПД воспоминания о сцене самоубийства Офелии в "Гамлете".
      »
     ]

     - «Но церковь упала в зацветший пруд». - Образ навеян пейзажами старой усадьбы села Тараканово (неподалеку от имения Бекетовых Шахматово), где в церкви Михаила Архангела 17 августа 1903 г. Блок венчался с Л.Д. Менделеевой (см.: Лесневский С. Путь, открытый взорам. М., 1980. С. 149-150).

     - «Старуха вдевает нити в иглу». - Образ "нитей" сближает "старуху" с пряхами Мойрами (Парками) в греческой и римской мифологии. О символике старости см. коммент. к стих. "Старик" (т. 1 наст. изд.).
    [
     "Cимволикой"  Редакция называет комплекс устойчивых ассоциаций автора - контекст, в котором обычно в книгах Блока появляется то или иное слово. Что с "символизмом", кроме общего созвучия слов, никакой связи не имеет ( «…символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие» (А. А. Блок «О современном состоянии русского символизма»)).

Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:

 «
     - «Под старость лет, забыв святое ...» и след.- Мотивы "старости" в конце 1902 и в 1903 гг. широко входят в лирику Блока, связываясь с биографическими обстоятельствами (смерть деда), но не только с ними. "Старости" приписаны признаки разочарованности в высокой "мечте" ("забыв святое"). Образ "старика" имеет для Блока и глубоко интимный смысл, связанный с Постепенным спадом "мистического энтузиазма". Ср. об образе "старика" как двойника в письме А.В. Гиппиусу от 23 июня 1902 г.: "В этом мире с нами близки ведь наши двойники; так порой ощутительно близки, что иногда кажется - вдруг становишься дряхлым и старым, и руки морщинятся, и дрожит в них какой-то неверный посох, а ищешь
вокруг кого-то слабыми, жалкими, слезящимися глазами".
     "Старик" связан с образом "двух старцев" в лирике конца 1901 г. (см. коммент. к стих. "Мы, два старца, бредем одинокие ... "), однако теперь тема решается в ключе резкого противопоставления "старости" и устремленности к идеалу».
     »
     ]
 
     - «А вдоль комодов, вдоль старых кресел ...» - Ср. во 2-й Симфонии А. Белого: "Сама Вечность в образе черной гостьи разгуливала вдоль одиноких комнат, садилась на пустые кресла" (Белый А. Симфония (2-я, драматическая). М., 1902. С. 30).

     «... И мышь щекочет обои в углу». - О символике мыши см. коммент. к поэме
"Ночная Фиалка" (1905-1906).
     [
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
    «
    - «... Побежала веселая мышка. - Образ мыши связан с темой времени. Ср. у
А.С. Пушкина: "Парки бабье лепетанье, // ( ... } Жизни мышья беготня ... " ("Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы", 1830).
     В близком значении использован этот образ в стих. "Она веселой невестой была ... " (1905).
     Для фольклорной традиции характерно противопоставление малых размеров
мыши и ее большого воздействия на ход событий. В поэме появление мыши приводит
к решительным последствиям ("И над старыми их головами // Больше нет королевских
венцов").
     »
     ]

     - «В зеркальной глуби - еще покой ...» - Ср.: "А в соседней комнате висело огромное зеркало, отражавшее в себе вечно то же и то же. Там был ужас отсутствия и небытия" (Белый А. Указ. соч. С. 12).


Рецензии