Назад, к победе коммунизма!

СССР развалился? СССР развалили?

Практически вся литература и публицистика, посвященные судьбе позднего СССР, в основе своей содержат попытку решения этой дилеммы. Ответы на эти вопросы нам важны потому, что идеи преобразования современной России в государство, впитавшее в себя, всё лучшем, что  было в  Советском Союзе, звучат все чаще  и громче.
Мой ответ таков: произошло сложение сил – СССР активно разваливали его геополитические противники, и это наложилось на процессы деградации глубинных основ социалистического строя, обострения внутренних противоречий, которые, как выяснилось, были изначально присущи данной форме государственного устройства.  К  концу 80-х годов возник  синергетический анти-эффект: совокупность самых разных негативных процессов, явлений и событий, сложились, дополнив друг друга. Не знаю, можно ли произошедшее в этот период назвать «идеальным штормом», но результат известен: флотилия советских республик рассыпалась, её корабли сменили и порт приписки, и пункт назначения.
При обсуждении судьбы СССР за скобками остается вопрос о том, насколько жизнеспособным было это сооружение с момента рождения? Сила и мощь выращенной коммунистами империи и сегодня продолжает впечатлять всех: и тех, кто считает «распад СССР крупнейшей геополитической катастрофой прошлого века», и тех, кто был и остается твердыми и принципиальными сторонником необходимости уничтожения «империи зла».
Сегодня видно, что коренным пороком социально-экономической системы СССР было заложенная  в ней  несовместимость с человеческой природой. Отсюда вытекало желание советской власти эту природу изменить, для чего предполагалось создать, сформировать, стимулированием и репрессиями  воспитать  новую общность - советский народ.
И эта проблема, совпадающая с той, что решил Яхве, отвративший  евреев от поклонения Золотому тельцу, была решена в Стране Советов.  Но и здесь только  на словах и на бумаге.
В реалиях, попытка сформировать человека нового типа, способного сознательно подавлять в себе позывы эгоизма в пользу достижения коллективно заданных целей, полностью провалилась. Жившие во времена позднего СССР, в массе своей, не испытывали внутреннего дискомфорта,  соединяя в себе принятие социалистических принципов распределения таких благ, как бесплатные образование и медицина, гарантированная трудовая занятость, высокий уровень социальной защиты и безопасности…, с желанием наплевать на всю идеологическую начинку государства рабочих и крестьян ради достижения личного материального достатка.
Какой аспект жизни в Советском Союзе мы бы не взяли, везде просматривается разрушающее действие внутренних противоречий, возникавших на стыке государственного целеполагания и индивидуальных устремлений граждан страны. 
Но все это проявилось не сразу.
 
Справедливость.
Сила коммунистов в России, позволившая им создать и много лет, в условиях сильнейшего противодействия почти всего остального мира, сохранять великую страну, проистекает из того, что они нашли и применили уникальную формулу справедливости.
Она была воистину революционна: впервые со времен Адама и Евы, разделивших яблоко, коммунисты не стали ничего делить.
Это было действительно справедливо – ни у кого не было ничего.
Да, конечно, стерильных систем не бывает, кое-чем люди владели, и мизерное (если мерить сегодняшними размерами) имущественное неравенство существовало в СССР, но каков сам принцип! Правда, со временем выяснилось, что длительность его действия не безгранична.
В. Маяковский в 1925 году написал: «Я в восторге от Нью-Йорка города. Но кепчонку не сдерну с виска. У советских собственная гордость: на буржуев смотрим свысока».
Со временем восторг, особенно после выставки США в московских Сокольниках (1959г.),  усилился. А гордость потихоньку иссякала.
В стремлении к обладанию румынским  мебельным гарнитуром, финским костюмом, итальянскими сапогами…, преодолевались любые преграды с энтузиазмом, изначально предназначенным для построения  коммунизма в 1980 году.   
И в этом была победа биологически оправданного поведения, сформированного десятками тысячелетий эволюционного отбора. Равенство в нищете противоречило  присущим человеку естественным устремлениям, и потому оказалось  нежизнеспособным. А «Моральный кодекс строителя коммунизма» в этих условиях становился смешной  байкой.
Успехи периода начала строительства советской системы определялась еще и тем, что ресурсом, на котором здесь работали социальные лифты, тоже была справедливость. Не папины деньги, не прадедушкин общественный статус, а твои собственные усилия, умение, ударный труд - открывали тебе дорогу на Советский Олимп. А там, на самом верху,  среди полубогов (Сталин, Киров, Ворошилов…) гордо сияли герои – трактористка Паша Ангелина, шахтер Алексей Стаханов,  металлург Макар Мазай, железнодорожник Петр Кривонос,  кузнец Александр Бусыгин, фрезеровщик Иван Гудов, ткачихи Евдокия и Мария Виноградовы…
В 20-30-е годы реально шла конкурентная борьба изначально равных: покажи, что ты не человек-тесто, а человек–дрожжи, и место среди самых-самых – твое. И большинством жителей  Страны Советов это воспринималось, как истинная справедливость.
Но массовое движение вверх было возможно только потому, что революция уничтожила старую элиту. Плюс репрессии. Возник вакуум, и его надо было заполнять. Поэтому, на какое-то время появилось уникальное для мировой практики явление: семьи, где в первом поколении оказались маршалы, министры, профессора, директора предприятий…
Проходило время, и новая элита СССР стала воспроизводить себя. Медленно, но верно лифты на верхние этажи социальной иерархии  забивались: там собрались в кучку все те же – «родные человечки», которым  родители Природой были обязаны радеть. И они радели.   
Справедливость иссякала. Её активно заменял блат. На этом переломе в идеологию хлынула ложь.
 
Где зад, а где перёд?
Полвека тому назад писатель Олдос Хаксли сказал: «Мы едем к пропасти на «роллс-ройсе», а русские – на трамвае.
Это не совсем так.
Советский Союз останется в истории, как грандиозная  попытка не затормозить, а организовать движение нашей цивилизации в противоположном направлении: от пропасти. Может быть, даже пешком.  
И хотя на знаменах СССР сияла надпись: «Вперед, к победе коммунизма!», реализация социалистических принципов объективно была попыткой организовать движение назад, в направлении  обратном от того, что мы называем прогрессом. С позиций тренда, заданного Человечеству со времен потопа, это было попыткой регресса. Она не удалась.  Социализм (коммунизм) и в XX веке продолжал быть утопией, поскольку в основе своей противоречил законам эгоистичной человеческой природы. Эгоизм остался непоколебим, поскольку именно он является интелектоформирующей основой нашего биологического вида.
Изменения в господствующем на Земле экономическом укладе, которые мы признаем и как развитие, и как прогресс, возможно и отражают некие закономерности, присущие нашей Цивилизации. Но из этой, принятой К. Марксом и его последователями за аксиому, гипотезы, абсолютно не следуют те выводы, которые дали импульс к конструированию общественно-экономической системы СССР. 
Да,  капитализм времён создания «Капитала» имел глубокие пороки. Но, как показала практика, они не были для него фатальными. И, пройдя несколько стадий трансформации, капитализм не развалился, отвечая на вызовы конкурирующей с ним социалистической  системы, и, более того, благодаря ей,  преобразился. Капитализм избавился от периодически сотрясавших его разрушительных кризисов перепроизводства, в нем коренным образом трансформировалась принципы социальной политики, образовалась принципиально новая финансовая система, вырвавшая приоритет у материального производства. Кроме того,  суровые естественные регуляторы -  безработица и инфляция - существенно ослабли, практически исчезла классическая частная собственность на средства производства, заместившись различными суррогатными формами, среди которых преобладает акционерная…
Существующий в настоящее время капитализм–nouveau распространился по всей планете, включая даже коммунистический Китай, который им серьезно инфицирован.
У капитализма в его новейшей ипостаси сохраняются пороки, а некоторые (расслоение по уровню доходов, например) огромны. Материальный комфорт, в условиях информационного изобилия, уже не компенсирует возрастающий социальный негатив. Явные признаки деградации питают настроения, направленные на поиск всё той же справедливости. Идеи возрождения коллективистских, патерналистских общественных начал бурно расцветают.
Особенно ярко и зримо это происходит в современной России.
Здесь множатся труды, обосновывающие необходимость создания общественно-политической системы, на  принципах, предложенных  Агафьей Тихоновной из Гоголевской «Женитьбы»: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же…»
Сегодня примерно тоже самое: у капитализма предполагается взять то, у советского социализма это и еще добавить к тому от китайских товарищей щепоть этакого…
Суть происходящего будет более ясна, если мы вспомним самый гениальный мультфильм всех времен и народов – «Дудочка и кувшинчик». В этом мультике дедушка – грибок, предлагает девочке поменять ее кувшинчик на дудочку, игра на которой делает видимыми ягодки в лесу. Ягоды становятся доступны, а вот собирать их не во что. И бьется девочка, ищет выход, меняя кувшинчик на дудочку и обратно… Хочет она, сердечная, обладать сразу и тем и другим. А не получается. Нельзя. И здесь, в мультике, и всегда, в жизни: или…, или… Великая, глобальная проблема.
И здесь, у нас  она же.
Мы, народ российский, от девочки из мультфильма не сильно отличаемся: сначала шарахнулись всей толпой к дудочке, а теперь, попробовав все прелести капитализма, не прочь вернуть кувшинчик.
 
О реставрации социализма.
В предположении о реставрации социализма в новом, распрекрасном качестве, некоторые адепты этого направления полагаются на существование разработанной классиками марксизма-ленинизма глубоко научной системы управления экономикой общества.
Их надо разочаровать.
Нет такой научной основы.
И ненаучной основы тоже нет.
История появления в XX веке того, что было названо «социализмом», явилась, как это не покажется парадоксальным, опровержением теоретических построений Карла Маркса. Классик настаивал на естественном характере перехода от изжившего себя капитализма к новому, более прогрессивному общественному строю. Это, по его глубочайшему убеждению, должно было внутренне созреть, а потом и закономерно случиться в наиболее развитых странах мира – Британии, США… Но никак ни в отсталой, не прошедшей даже начальных этапов развития капитализма, России.
На практике получилось иное.
Был ли социализм в СССР – вопрос спорный.
Бесспорно одно – классики марксизма не предлагали никаких рецептов построения нового общественного строя и то, что случилось в Советском Союзе, было результатом полнейшей импровизации.
Некоторые подозревают, что Россия повторит китайский путь, приведший эту страну к сегодняшнему уровню расцвета и могущества.
Хочу разочаровать – это не получится.
Не получится потому, что нет в современной России условий, комбинация которых обеспечила уникальный по масштабам и продолжительности китайский экономический рывок.
Есть еще один «дежурный» вариант – возродить Госплан. Но уже хороший, правильный, умный и инновационный.
Здесь кроется ловушка, и она двойная.
Во-первых, невозможно разработать реальный план развития экономики любой страны. И дело здесь даже не в организационной и методической сложности задачи, а в таком явлении, как рефлексия – действующие хозяйственные субъекты, получив информацию о плановых параметрах, мгновенно ориентируются, пытаясь приспособиться к новым обстоятельствам и, как следствие, меняют свое хозяйственное поведение. В результате рушится  база принятого плана.
Во-вторых. Если план не директивный, то тогда это – индикатив, и он никого ни к чему не обязывает. Такое есть и сегодня в разных странах в различных вариантах.
Но если план жесткий, действующий вкупе с системой реального наказания за невыполнение, то в этом случае, возникает рецидив советской экономики.
Очень важно отметить, что плановая экономика СССР имела конкретную цель. Ее очень четко определил еще Бухарин: «Кто – кого?». Личное потребление, народное благосостояние были принесены в жертву этой высшей, всё определяющей цели.  Поэтому и экономика называлась дирижистской. Ей нужен был очень жесткий дирижер, который единственный знал, как сольную партию каждого предприятия трансформировать в обеспечение победы всемирной революции или еще чего, из этой же цели проистекавшего.
И у капитализма есть цель – прибыль, нажива. Она может кому-то не нравиться, но ее гигантское преимущество состоит в том, что она не придумана, она естественна и соответствует природе человека. Эта цель делится между любым количеством хозяйствующих субъектов без потери определенности. К максимизации величины дохода/прибыли стремится и крупная корпорация, и мелкое предприятие,  и любое домохозяйство.
Патерналистская хозяйственная система формируется искусственно: по задумкам и лекалам людей, не имеющих для этого, строго говоря, никаких оснований, кроме собственных иллюзорных представлений.
Основная проблема при создании некого нового, суперсовременного и передового аналога советской экономики, будет заключаться не в решении с помощью ЭВМ задач по формированию единого плана, а в поиске критерия его оптимальности. Предполагаемое для усовершенствованной системы социальное целеполагание неизбежно потребует создать орган управления,  который будет переводить плановые задания с языка экономики, ориентированной на прибыль, на язык (как вариант - социальной) политики. Вот в этом месте и возникнет трещина.
Значит ли всё это, что современный, суперразвитый капитализм и есть та, конечная точка на пути развития Человечества?
Строгих доказательств «за» или «против» нет.
По этому поводу можно (и нужно) говорить обстоятельно. Однако, имеющийся опыт показывает, что любые прогнозы изменений в общественной сфере, особенно по поводу ее будущего устройства, не реализуются.
И дело здесь не только в том, что «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…».
В основе любого прогноза, где и каким бы методом он не формировался, всегда лежит пролонгация найденной, зафиксированной тенденции. В общественной сфере тоже можно обнаружить тенденции, но они здесь мерцающие: возникают и гаснут. Использование их в прогнозе чревато получением результата с точностью «до наоборот».
Было бы верхом неряшливой самоуверенности чертить образ мировой перспективы. Никто не знает, что нас там ждет. Но парадокс в том, что человечество не сможет отказаться от прогнозирования. Без этого невозможна наша жизнь. Только так: предполагая, предсказывая, ошибаясь, запинаясь, спотыкаясь, с трудами и потерями человечество пробирается в свое, как ему кажется, светлое будущее.
И здесь следует вернуться к классикам марксизма.
Основная плодотворная идея, заложенная в «Капитале», состоит в том, что общество будущего  естественным путем произрастает в недрах старого. И это значит,  что и сегодня зреют новые формы отношений, которые закономерно придут на смену устаревшим и отживающим. Найти именно их в «круговерти буден» - достойная задача.
Не трудно заметить, что уровень обобществления и централизации хозяйственной сферы в мире неуклонно растет, коллективные формы собственности, включая акционерную «доедают» частную форму, которую в её изначальном виде уже практически и нет. Появились совершенно новые регламенты хозяйственных взаимоотношений между подразделениями в рамках одной собственности через трансфертные цены.  Радикально изменилась связь между безработицей и инфляцией (см. «кривая Филлипса»). Рушится монополия государств на денежную эмиссию…
Можно предполагать, что коммунистические принципы строительства человеческого общества  будут востребованы только в том случае, если в ходе своего естественного развития капитализм изживет себя в хозяйственной сфере.  А это случится, когда неистребимое стремление человека к доминированию лишится экономической почвы.  Такое в истории человечества уже было до перехода к земледелию, в период, который Маркс назвал первобытным коммунизмом.
И снова о тенденциях. Может быть, это незаметно, но мир на полных порах стремится к достижению материального изобилия. И делает он это, как всегда, очень неравномерно: в некоторых местах все еще пухнут от голода, но где-то уже страдают от ожирения. Но еще недавно голод был везде.
Возникновение такого феномена, как безусловный базовый доход, являет собой первые всполохи будущих гигантских изменений в общественном устройстве.
Это грядёт, но и это тоже не новое. Вспомните: «Хлеба и зрелищ!»
Обратите внимание на то, как растет новая социализация общества. Возникают индивидуалистические общности: в социальных сетях (уже всемирного)  интернета вокруг каждого пользователя его усилиями и селекцией  образуются кланы  с комфортной для него атмосферой взаимного общения. Такие кланы находятся в информационной ауре, образованной из прошедших отбор информационных источников. Формирование подобных общностей создает суррогаты, формирующие псевдо эмоции, создающие иллюзию полноценной  жизни поскольку, здесь существует имитация  некой деятельности.   Они вливаются в океаны многомиллионных сообществ, спаянных ранее неведомыми человеку внеэкономическими по своей сути интересами.
Как и все мы, я не знаю, что ждет нас впереди. Но могу предполагать, что коммунистическая идея возродится в новом качестве.  У коммунизма будущего будет новый принцип: «Каждому по потребностям, для реализации его способностей».
 
 


Рецензии
Есть справедливость людской среды - это сочетаемость прав, потребностей, способностей, возможностей, законов созданных друг для друга людьми и законных же наказаний за их нарушения, которых некоторым людям всё чаще удаётся избежать...
И есть справедливость Природная - это Сочетаемость Потребностей-Способностей людей, ресурсов-Возможностей даруемых им природой и Неизбежного Наказания всех нас за нерациональное, чрезмерное, скотское потребление Смертью Природы.

Ни А. Смит, ни К. Маркс в своих учениях Масштаб Неизбежной Общей Ответственности за сверх-потребление-уничтожение окружающей природной среды не учли и не дошли до справедливой-рациональной-сдерживающей экономической формы.
Может, они и хотели сформировать на земле Общечеловеческий Экономический Организм, но не-осознанными полностью и оттого разными методами. И поэтому их Понимание Справедливости «зависло» на меж-индивидных и на меж-классовых отношениях, На Вере в другие слова, тоже «зависающие» и искажаемые Без Экономической Формы Связанной с Природной Справедливостью - такие, например, как нравственность, добро, любовь к ближнему, самоограничение, самопожертвование...
А понятие справедливости задаётся не верой людей в человечные качества и не законом, а общим Осознанием Неотвратного Наказания Всех За Неспособность остановить хищное потребление своё и других, За Неспособность Быть Человечными.
Иными словами, Природная Экономика неотрывно связана с самодостаточностью, рациональным использованием ресурсов и честным, достойным их распределением (то есть С Нравственными Качествами человека) и С Ответственностью за общее скотство.
Понимание Неизбежности Наказания за скотское потребление ресурсов планеты превращает слово Справедливость из некой высшей идеи в земной и работающий термин.
И все эти людские качества - справедливость, рациональность, самоограничение.., взаимная сдерживание, требовательность, ответственность, достоинство, совесть, способность, информация, целесообразность... - становятся понятными элементами общей формы - природной Человечной Экономики.
спасибо

Борис Трубин   17.05.2023 13:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.