Царь Иосия. Цена одной ошибки

Царь Иосия. Цена одной ошибки

Этому царю в Писании дана просто поразительная характеристика:
«Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душою своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему» (4 Цар. 23:25).
Ни один царь  не отличался такой любовью к Богу. Как никто другой из царей, Иосия исполнял заповеди молитвы Шма Исраэль (Слушай, Израиль), не уклонялся от пути Давида ни направо, ни налево. Он любил Бога всем сердцем, всею душой, всеми силами своими.
Имя Иосия (Иошиягу) означает «Бог подкрепляет». Он воцарился в восьмилетнем возрасте в 640 г. до Р. Х. Понятно, что поначалу правил не он, а его советники. Его отец Аммон был ярым идолопоклонником, убитым в результате заговора слугами, такими же идолопоклонниками. А Иосия, вопреки своему окружению, в 16-летнем возрасте «начал прибегать к Богу Давида, отца своего» (2 Пар. 34:3). Ещё через четыре года он стал постепенно разрушать всё отвратительное языческое наследие, доставшееся ему от отца, а главное – Иосия восстанавливает Храм. Серебро, собранное у народа, направлено на великую цель – ремонт запущенного Дома Божьего. Причём царь не руководствуется принципом «доверяй, но проверяй». Он полностью доверяет производителям работ и другим работникам, справедливо полагаясь на их чувство ответственности перед Творцом. Иосия знал, что среди преданных ему людей нет таких, как Иуда Искариот, который заботился лишь о собственном кармане.
Как часто бывает, во время восстановительных работ была сделана ценная находка:
«И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем. И подал Хелкия книгу Шафану, и он читал ее… Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои» (4 Цар. 22:8, 11).
Была найдена книга закона (сефер а-тора). Скорее всего, это последний свиток Второзакония либо всего Пятикнижия Моисеева, чудом уцелевший от сожжения царями-вероотступниками. Молодой правитель после прочтения книги разодрал одежды от горя. Ещё бы, ведь там записан длинный список мерзостей, которыми Израиль не имел права заниматься! Но народ забыл своего Бога и увлёкся практически всем из этого «чёрного списка». Иосии стало страшно и за себя, и за весь народ. Он посылает первосвященника и ближайших слуг вопросить Господа, и целая делегация приходит к пророчице со странным именем Хульда (Олдама), что означает «крыса». Связано ли это с её характером, внешностью или скрытным образом жизни, мы не знаем. Нам также неясно, почему царские посланники обратились именно к Хульде. Ведь в Иудее тогда служили Господу Иеремия, Софония, Аввакум. И Господь через уста пророчицы выносит приговор Израилю:
«…наведу зло на место сие и на жителей его,- все слова книги, которую читал царь Иудейский. За то, что оставили Меня, и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет. А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, скажите: так говорит Господь Бог Израилев, о словах, которые ты слышал: так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Господом, услышав то, что Я изрек на место сие и на жителей его, что они будут предметом ужаса и проклятия, и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь. За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие» (4 Цар. 22:16-20).
Казалось бы, Иосия может успокоиться: ему лично ничего не грозит. Он будет и дальше спокойно править страной, наслаждаться властью, радоваться жизни. Но Иосия беспредельно любит Бога, любит свой народ. Он знает, что после него будут править его сыновья. И он делает всё возможное, чтобы вернуть Израиль к Господу, чтобы Всевышний смилостивился и простил народ. Увы, всего лишь через четыре года после смерти этого праведного правителя в Иерусалим первый раз вошёл вавилонский царь Навуходоносор…
Иосия перед всем народом обещает соблюдать Божий завет:
«Потом стал царь на возвышенное место и заключил пред лицем Господним завет - последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет» (4 Цар. 23:3).
Царь исполнил клятву перед Богом. Чем только ни занимались тогда в Иудее! Евреи впитывали в себя буквально всё от своих языческих соседей: культы Ваала и Астарты, поклонения солнцу, луне, звёздам. В 23:7 буквально написано, что Иосия разрушил «дома блудников» (в Синодальном переводе «дома блудилищные»), в мужском роде. Вероятно, это дома гомосексуалистов, участвовавших в церемониях поклонения Астарте. Иосия уничтожил высоты и все языческие храмы, построенные Соломоном на горе Поругания, напротив Храмовой горы. Он также стёр с лица земли капища в самарийских городах, которые тогда принадлежали Ассирии. Но Ассирия была уже слишком слаба, чтобы вмешиваться в политику правителя Иудеи. Он восстановил празднование Пасхи, и сказано, что ни один из царей Израилевых не отмечал этот великий праздник так, как это сделал Иосия (2 Пар. 35:18).
Но после 31 года царствования Иосия уходит из земной жизни, и его уход был очень неожиданным, очень печальным.
«После всего того, что сделал Иосия в доме Божием  пошел Нехао, царь Египетский, на войну к Кархемису на Евфрате; и Иосия вышел навстречу ему. И послал к нему Нехао послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя теперь иду я, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, Который со мною, чтоб Он не погубил тебя. Но Иосия не отстранился от него, а приготовился, чтобы сразиться с ним, и не послушал слов Нехао от лица Божия и выступил на сражение на равнину Мегиддо. И выстрелили стрельцы в царя Иосию, и сказал царь слугам своим: уведите меня, потому что я тяжело ранен. И свели его слуги его с колесницы, и посадили его в другую повозку, которая была у него, и отвезли его в Иерусалим. И умер он, и похоронен в гробницах отцов своих. И вся Иудея и Иерусалим оплакали Иосию. Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих, известных до сего дня, и передали их в употребление у Израиля; и вот они вписаны в книгу плачевных песней» (2 Пар. 35:20-25).
На первый взгляд всё выглядит странно и нелепо: ведь Иосия был так предан Господу! У меня сложилось впечатление, что многие комментаторы пребывают в растерянности, не зная, как объяснить этот рассказ. Давайте постараемся разобраться и сделать, по возможности, верные выводы.
В 609 г. до Р. Х. некогда великую Ассирийскую империю растаскивали по частям. В Египте пришёл к власти фараон Нехао, который тоже хотел отхватить себе какой-нибудь жирный куш (вероятнее всего, Сирию). Для этого необходимо было пройти через земли Иудеи. Почему Иосия не пожелал его пропустить? Наверное, понимал, что присутствие египтян и на юге, и на севере, автоматически сделает Иудею египетской колонией.  Вполне возможно, он сам подумывал отобрать у ассирийцев Самарию, Галилею, а там замахнуться на что-либо ещё. Но силы Иудеи и Египта были совершенно несопоставимы. Надеяться можно было только на Божью помощь. Решил ли Иосия, что Господь обязательно поможет ему, благочестивому царю? Но для этого нужно было хотя бы спросить у Бога, а он к Творцу не обратился. Возможно, он неверно понял слова пророчества Хульды «…и ты положен будешь в гробницу твою в мире», на иврите «бэ-шалом» - «в покое». Иосия мог подумать, что он ни в коем случае  не умрёт насильственной смертью.
И всё-таки главная ошибка еврейского царя – нежелание признать, что через уста Нехао к нему обращается Сам Господь. Ещё бы, ведь в Иудее тогда жили как минимум четыре пророка и одна пророчица! Почему же Вседержитель не сказал ничего Иосии через них, через первосвященника или в личном общении? Почему Бог использовал для этой цели язычника? Мы не можем ответить на этот вопрос, но знаем, что Бог может говорить даже через Валаамову ослицу. Вполне вероятно, Господь решил таким образом испытать веру самого праведного царя. Иосия обязан был если не поверить фараону, то хотя бы «перепроверить» его слова, обратившись к пророкам.
Он был похоронен с почестями, с великим плачем во всей Иудее. Пророк Иеремия посвятил ему плачевную песню, которая не дошла до нас. А что же сыновья? Они не пошли путём отца. Наверное, его ранняя нелепая смерть стала для них плохим примером, и они вернулись к всевозможным идолам по пророчеству Хульды, вследствие чего понесли заслуженное наказание.
Иохаз, сын Иосии. Правил всего три месяца, после чего фараон Нехао увёл его в Египетский плен. Там он и умер.
Иоаким, сын Иосии. Разрезал на кусочки свиток с пророчеством Иеремии. Погребён «ослиным погребением» - его труп выброшен за городскую стену.
Иехония, внук Иосии. После трёхмесячного царствования был пленён Навуходоносором и 37 лет томился в тюрьме в Вавилоне.
Седекия, сын Иосии, последний царь эпохи Первого Храма. Бросил Иеремию в темницу, затем в яму с грязью. Пытался бежать из Иерусалима от рук Навуходоносора, но был схвачен. На глазах Седекии закололи его сыновей, а затем ослепили и увели в Вавилон.    
Придёт время, и на том же самом месте, где погиб царь Иосия, в долине Мегиддо (Армагеддон), наш Господь разобьёт сатанинские полчища, после чего Иисус Христос будет править в Иерусалиме, где когда-то царствовал Иосия, а затем его беспутные сыновья. Это будет Божье царство, царство справедливости, великое утешение и великая радость для всех, кто верует в Него.

Леонид Банчик


Рецензии
Это шутка? Иисус Христос правил Иерусалиме. До распятия или после?

Радиомир Уткин   04.07.2021 11:04     Заявить о нарушении
"И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (Откр.20:4)

Банчик Леонид   04.07.2021 16:51   Заявить о нарушении
Уже два тысячелетия прошло,а правление Христа в Иерусалиме не предвидится.

Радиомир Уткин   04.07.2021 20:27   Заявить о нарушении
Я доверяю Слову Божьему. Время возвращения Христа там не указано, но Он вернется согласно Библейским пророчествам.

Банчик Леонид   04.07.2021 22:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.