Рассказ ветерана

 
     Как обычно, мы встретились с Семёном Семёновичем на тренажёрной площадке.  Я  попросила его рассказать о его семье. Вот что я узнала.
-  Я родился в Житомире, на Украине. У нас была большая семья: мать, отец и нас трое - старшая сестра, 1921 года рождения, мой брат 1923 года и я –самый младший, 25-го  года рождения.

    Когда началась война, мне ещё не было и шестнадцати лет.  Отец, старшая  сестра и брат ушли на фронт, а мы с мамой успели эвакуироваться на Урал.
  В 1942 году и меня призвали в армию, направили в военное училище. Мама получила три похоронки. Первым погиб отец, сестра была медсестрой, погибла под Сталинградом в 1942 году. А брат погиб при прорыве блокады Ленинграда  в 1944 году и похоронен в братской могиле. Я побывал в маленьком городке под Ленинградом и видел нашу фамилию, высеченную на гранитном памятнике, на высоком холме.

- А как Вы оказались в Белоруссии?
До 1950- года я служил в Армии, воевали мы с бандами, которых было много после войны. А мама моя вышла замуж на Урале за жителя Витебска. Вот к маме в Белоруссию я и вернулся после демобилизации. Тогда я познакомился с сыном моего отчима  Захаром. Он рассказал мне о том, что когда началась война, фашисты очень быстро захватили Белоруссию. Евреям надо было спасаться – быстро шло наступление немцев и вести о их зверствах.

   Все, кто мог, прятались в лесах. Всех евреев города Витебска, которые не успели спрятаться, согнали в одно место и расстреляли. Захар убежал в лес с товарищем, а отец, мать и все младшие дети очутились на опушке леса перед выкопанным рвом. Когда раздались первые выстрелы , отец потерял сознание и свалился в ров вместе с убитыми. Пьяные фашисты не заметили, что он жив, забросали ров землёй кое-как. Ночью отец пришёл в себя, выполз из ямы и спрятался в лесу. Там его и обнаружили партизаны.    

    Первый партизанский отряд в Витебской области организовал Михей Шмырёв. Его называли «Батька Михей». В партизаны шли целыми семьями, с детьми и стариками. Понятно, что прокормить и уберечь от гибели столько людей партизаны не могли. Тогда командир выбрал двух крепких парней , хорошо знавших  местные леса,  снабдил людей подводами и провиантом и поручил вывести евреев через леса в тыл. Так были спасены несколько тысяч евреев. А все, кто мог держать в руках оружие, остались в партизанском отряде. Среди них был и  Захар. Он смело воевал, не раз был ранен, получил несколько медалей, подружился с командиром Михеем Шмырёвым.

  Однажды он познакомил меня со своим замечательным командиром Михеем Шмырёвым,  прекрасным человеком, Героем Советского Союза.Он оказался простым в обращении, весёлым, с хорошим чувством юмора. Мы долго сидели за столом, пили водку и вспоминали недавнюю войну.
  Так я остался в Белоруссии на всю жизнь. Учился , женился, вырастил двух сыновей. Когда распался Советский Союз, уехал с семьёй в Израиль. А Захар окончил после войны педагогический институт, стал преподавателем математики, до конца жизни работал в школах Витебска.   


Рецензии
Спасибо, Рита, за рассказ. За пересечение с моим родным городом Житомиром. За то, что передали истории трагедий войны, которые довелось пережить людям - пережить и выжить не смотря ни на что! Эти истории нужно знать!
С теплом,

Лора Зелдович   26.04.2021 00:30     Заявить о нарушении
Большое спасибо Вам, Лора, за то, что читаете, за добрый отзыв!
Есть еще рассказ "Семен Семенович" в сборнике "На дорогах жизни".
С теплом души, Рита

Рита Аксельруд   26.04.2021 16:18   Заявить о нарушении
Спасибо, обязательно прочту.

Лора Зелдович   27.04.2021 07:20   Заявить о нарушении