Преподаватели, которые калечат. Гоните их в шею
В школе обычно педагогов не меняют, да и в институте тоже, хотя лично я прогнала многих педагогов из своих институтов, жалеть эту братию не стоит, ибо деньги получают. Мне жаль, что для поступления в вуз нужен репетитор, на мой взгляд, это функция школы готовить. Родители тратят огромные деньги, часто отдавая их шарлатанам. Поэтому важно понимать, что есть хорошо, что есть плохо.
Учитель должен быть методичным, то есть следовать установленному плану. Часто молодые толковые преподаватели дают сто очков вперед старому, умудренному опытом мэтру. У хорошего педагога обычно расписан каждый урок от и до. Хороший педагог может предъявить, чем будет заниматься и через месяц, и через полгода. Хороший педагог должен отчетливо представлять путь.
Хороший учитель не тратит время зря, он отрабатывает каждую копеечку, руководствуясь не часами, а тем, как ученик усвоил материал. Следовательно, разговоры за жизнь, перечисление мужей, связей, заслуг - все лишнее, часто означает, что педагог не готов к уроку и не знает, чем занять учеников.
Вот одна мадам по немецкому в Институте иностранных языков очень внушительных габаритов (габариты прямо в лучших американских традициях)приходила на занятие и ставила два стула, так как не умещалась на одном. Загружала далее на протяжении месяца одно и то же немецкое кино на русском языке с русскими субтитрами (может думала, что есть глухие в классе, либо что ее храп может заглушать реплики актеров) и валилась спать. Смысл задания был - познакомить с немецкой культурой. На немецком же рано знакомить начинающих, надо сначала на русском.
Хороший педагог объясняет самые сложные вещи простыми словами, потому что сам разобрался, что к чему. У меня был учитель по философии - Гутнер Григорий Борисович, который рассказывал о трансцендентальном единстве апперцепции весьма просто и увлекательно. Была потрясающая учительница немецкого - Савинкина Анна Яковлевна, которая называла женский род в этом языке "подарком от немецкого языка изучающим" и таких подарочков находилось у нее для нас весьма немало, к каждому уроку почти.
Те же из учительствующих, кто пыхтит, сопит, путает, объяснить толком не может, а в итоге объявляет темы слишком сложными для понимания, скорее всего, сам ни черта не понимает.
Хороший педагог способен признавать свои ошибки. Когда я училась в РГГУ у нас преподавала немецкий Визирова Екатерина Юльевна (сейчас она в ВШЭ преподает), она не была плохим педагогом, но признавать свои ошибки не хотела, поэтому попадала иногда в неловкие ситуации. Однажды я ее исправила на свою голову - просто сказала, что слово "клуб" в немецком языке относится к мужскому роду, то есть с артиклем der, а не к среднему с артиклем "das", как ей кажется. Что же тут началось! Урок фактически был сорван, все занимались поиском этого слова в среднем роде, но ни один собака-словарь не хотел подтвердить слова упертой женщины-педагога. Уже был отброшен десятый словарь, а все "der Klub" и "der Klub" , ну хоть сдохни. И тут Екатерина Юльевна решила поставить точку, как она поняла, в этом безнадежном деле. Она объявила неожиданно, что согласно последним тенденциям развития немецкого языка это слово все больше и больше употребляется с артиклем среднего рода "das", по крайней мере, когда она так говорит немцам, они воспринимают это на "ура". Ситуация вроде бы забавная, однако, на следующий урок молодые девочки-студентки в угоду преподавателю стали говорить das Klub, то есть в среднем роде, ну типа раз тенденция. Я видела как ломало Визирову, просто выкручивало, в итоге она не выдержала и сказала, что надо говорить все таки в мужском роде (тенденция тенденцией, а словари пока показывают мужской род, устарели). А что в итоге? Встречаясь с одногруппниками, мы частенько вспоминаем этот такой небольшой, но красноречивый позор педагога.
Хороший педагог периодически устраивает контроль знаний и дает обратную связь. Без обратной связи какой смысл в контроле? Так можно прекрасно курсы в ютубе проходить самому, бесплатно.
У хорошего педагога обычно занимаешься с удовольствием, делаешь с удовольствием домашние задания, радуешься от ощутимого прогресса, начинаешь любить предмет и понимаешь, как надо учиться. То есть педагог дает некий ключ, инструмент к получению знаний. Рассказать о том, как правильно учиться - чрезвычайно важно.
Очень скверный учитель внушает, что все зависит от самого ученика, он, дескать, не учит, следовательно, сам виноват. Даже процент откуда-то взялся - 10 % - вот какая, по мнению педагога-дряни, доля вклада учителя в знание предмета. Плохой педагог обратит внимание на возвратный глагол учить-СЯ, то есть самому себя учить. Но почему тогда учитель не в состоянии привить интерес к предмету, например, чтобы ученик училСЯ? К сожалению, от учителя зависит очень многое. Не ведитесь на дешевый развод.
Есть отвратительная категория преподавателей, которые могут научить, но не имеют никакого к этому желания. Они учат выборочно: любовниц, своих товарищей по крови, просто тех, кто к ним настроен особенно лояльно. Игнорят ненужных, а для избранных устраивают дополнительные занятия, проверяют и разбирают с особым пристрастием их домашние работы после уроков. Поощряют избранных пятерками и комплиментами за любой чих, остальных же пытаются гнобить, творя явную несправедливость. Это этакие садисты, мне такой тип попадался в РГГУ (сейчас он в ВШЭ) - Коган Леонид Ефимович. Приходилось терпеть, так как снять педагога в государственном вузе сложно, особенно если это заведующий кафедрой, которому позволено все, даже кричать на студентов на пределе горла, видимо, оргазмируя одновременно от того, что он здесь Царь и Король. Такие преподаватели-садисты могут нанести очень серьезный вред неокрепшей психике молодого студента. Важно понимать, что перед вами, скорее всего, человек нездоровый и не принимать происходящее близко к сердцу. На самом деле в моем случае так и оказалось: однажды этот самый "педагог" впал в депрессию, он перестал мыться, менять одежду, жался по углам, запах стоял отвратительный, белая некогда рубашка стала серой и мятой, на ней множились день ото дня пятна от всего того, что это "существо", бывшее некогда человеком, поело. Из депрессии он, впрочем, через какое-то время выбрался. И издевательства продолжились. Помню, как всем было наплевать на его здоровье, не только студентам, но и сотрудникам, ходили многие и в открытую подсмеивались, видимо, достал он всех своим существованием. Даже его протеже срочно передумала идти к нему в магистратуру и стала жаться плотнее к студентам, обсуждая в нелицеприятных выражениях своего покровителя, конечно, когда тот вдруг оклемался, то она опять вернулась под его крыло.
В учительствующей среде вообще очень часто встречаются неадекваты, отнеситесь к этому с пониманием.
У меня был один забавный случай, когда одна, хорошая причем, преподаватель английского меня вербовала в КГБ. Однажды она попросила остаться после урока, подмигивая. Я осталась. Разговор пошел о специальных базах, на которых этому английскому учат любого за три дня особыми способами, что меня уже вычислили и скоро со мной свяжутся. Надо сказать, что какое-то время я даже верила. А однажды эта преподаватель перестала здороваться, на вопрос, что случилось, я узнала, что я просто не подошла этому славному люду, и ей запретили со мной здороваться. На самом деле, мне было жалко, когда этого человека уволили из-за прогрессирующего плохого состояния. Вербовки в КГБ приняли массовый характер, в том числе агентура стала набираться и из среды преподавателей.
ИТАК, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НАЙТИ ДОСТОЙНОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Как в случае с юристами, к сожалению, лучше, чем "сарафанное радио", ничего не придумано. Объявления в соцсетях дают все, кому не попадя. Совсем никчемные ставят очень дешевую цену, те, кто кое-что знает уже хотят значительно больше. Самые лучшие редко дают объявления, у них итак очень плотный график. То же касается и учебных заведений.
Если нет никого знакомого, то можно договориться о пробном уроке, часто бесплатном. Расспросить педагога, как он собирается выстроить процесс обучения, оценить темперамент, адекватность, способность объяснять. Расспрашивать надо именно того, с кем и предполагаются занятия. Что толку расспрашивать администратора, скажем, курсов.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПЛОХОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Не всегда это возможно, к сожалению. Когда невозможно, то важно перетерпеть с как можно меньшими потерями - это самая важная задача в данном случае. Помните о цели, диплом нужен?
В частных вузах плохие преподаватели легко снимаются жалобами.
Не забывайте оставлять аргументированные отзывы, везде, где только можно. Очень помогает. И читать отзывы не забывайте также.
ЖЕЛАЮ ВАМ ВСЕМ ТОЛЬКО ДОСТОЙНЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ. Собственно свою эту статью, но урезанную в два раза, я уже публиковала на юридическом портале, там очень много есть добавлений и комментариев от читателей, некоторые внизу этой статьи приведены.
Свидетельство о публикации №221042000931
Елена Вячеславовна Новосад 20.04.2021 14:41 Заявить о нарушении
Елена Вячеславовна Новосад 20.04.2021 14:42 Заявить о нарушении
http://www.9111.ru/questions/7777777771217261/ - вот тут этот и подобные не менее сердитые комментарии
Елена Вячеславовна Новосад 20.04.2021 14:45 Заявить о нарушении
Елена Вячеславовна Новосад 20.04.2021 14:47 Заявить о нарушении
Елена Вячеславовна Новосад 20.04.2021 14:54 Заявить о нарушении
Елена Вячеславовна Новосад 20.04.2021 15:00 Заявить о нарушении
Елена Вячеславовна Новосад 20.04.2021 15:10 Заявить о нарушении
Елена Вячеславовна Новосад 20.04.2021 16:16 Заявить о нарушении
Елена Вячеславовна Новосад 20.04.2021 16:45 Заявить о нарушении
Елена Вячеславовна Новосад 21.04.2021 02:24 Заявить о нарушении