Мои женщины Январь 1964 Платоническая любовь

Мои женщины. Январь 1964. Платоническая любовь.

Александр Сергеевич Суворов (Александр Суворый)

Мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, отцам и матерям о половом воспитании настоящих мужчин.

Иллюстрация: Аркадий Пресс. «Пир Платона. (О любви)». Перевод с древнегреческого. – СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1904.

Да, мне нравилась Нина Андреевна Тимонина. Мне не стыдно в этом признаться, потому что мы, ученики младших классов, ещё с детсадовских времён влюблялись в своих воспитателей и первых учителей. Нашей первой учительницей в 1-м «А» классе набора учащихся в сентябре 1960 года была какая-то очень красивая женщина, почти ещё девушка, с пышной красивой причёской и пышной красивой юбкой. Она провела у нас первый ознакомительный урок, поздравила нас с началом учёбы в Суворовской средней школе №1 и… исчезла. Поэтому, по-настоящему, первой учительницей у нас стала Зинаида Юрьевна Орлова.

Зинаида Юрьевна Орлова была такой красивой, что девчонки наши тут же в неё влюбились, а мы, мальчишки-первоклассники, ревниво её охраняли и оттесняли всех, кто пытался к ней приблизиться. Так продолжалось два года подряд, а потом Зинаида Юрьевна вышла замуж за какого-то молодого инженера с Черепетской ГРЭС и стала не Орлова, а Пацкевич. Не знаю почему, но наша классная любовь к ней тут же остыла. Зинаиде Юрьевне Пацкевич весь учебный год 1962-1963 года так и не удалось вернуть наше к ней очень хорошее отношение и расположение. Мы уже были третьеклассники и не прощали, как нам казалось, её измены нам…

Первые три года учёбы в школе Зинаида Юрьевна была нашим классным руководителем. В 4-м классе им стала Серафима Ивановна Яковлева, учительница математики. Она была очень хорошим, добрым, терпеливым и отзывчивым учителем, но обладала каким-то нерешительным и не эффектным поведением. Мы искренне уважали и жалели её, но называли её «Серафимой», а иногда «Фимой» или «Симой»…

Иногда в школе появлялись молодые современные и красивые учительницы, которые немедленно становились всеобщими любимицами. Девчонки и ребята в школе тут же влюблялись в новеньких учительниц, старались им подражать, следовали за ними по пятам, окружали их, следили за ними, обсуждали их, гордились и хвастались ими перед учениками других школ. Так было заведено не нами и так продолжалось после нас…

Нина Андреевна Тимонина была из той части школьных учителей, которых принято называть «в стабильном возрасте». Она не выглядела как молодые современные девушки-шестидесятницы, но по-своему была красива, элегантна, женственна. Главное, Нина Андреевна обладала волевым, немного жёстким и напористым, но активным характером и «заражала» нас своей энергией, своим творческим подходом к преподаванию русского языка. Она играла с нами «в русский язык», «родную речь» и «русскую литературу». Она научила нас культурно говорить, писать, слушать и слышать. Вот почему она нравилась не только мне, но и многим в нашем классе…

При этом Нина Андреевна «на заигрывала» с нами и не «ластилась» под нас. Наоборот, она вела нас, руководила нами, влекла и увлекала нас туда, где нам открывались удивительные миры, ощущения и чувства. Мало того, Нина Андреевна Тимонина открыла и показала нам устный и письменный язык платонической любви. Ох! эта школьная платоническая любовь!..

К этому времени мы уже знали знаменитое выражение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина: «Любви все возрасты покорны» и считали, что все мы, от мала до велика покорны этому чувству. Нина Андреевна Тимонина раскрыла нам суть этого выражения и стихотворения Пушкина:

Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют –
И жизнь могущая даёт
И пышный цвет, и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мёртвый след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.

А.С. Пушкин. 24 декабря 1829 — 25 сентября 1830.

Нам не было дела до возраста «позднего и бесплодного», мы горели жаждой жить и любить в нашем юном возрасте, поэтому обращали внимание на «девственность сердец», на «благородные порывы» чувств, на «вешние», то есть «весенние бури» и на «дождь страстей», на свежесть ощущений, на каждодневное их обновление, на пышность «разноцветных» событий и на «сладкие плоды» наших переживаний.

Я особо не задумывался, но всё же ощущал, что мои ребята-одноклассники испытывают, вероятно, такие же ощущения, чувства и переживания, как и я, поэтому воспринимал их, как друзей, близких мне товарищей. Что чувствуют и ощущают наши девочки-одноклассницы, я не знал и даже не представлял себе. Я ни с кем в классе, ни с кем! не делился своими интимными ночными ощущениями и не спрашивал о них ни у кого. Всё наше общение на половые темы человеческих отношений сводилось к грубым и пошлым шуткам, шуточкам, намёкам, анекдотам, матерным ругательствам и имело форму насмешек типа «тили-тили тесто, жених и невеста». При этом эти шуточки были очень частыми, а задиристые и приставучие отношения с девчонками – доминирующие.

Ещё в детском саду мы, ребята, дёргали за косички девчонок, а на улице играли в игру под названием «солнце-клёш». По правилам этой игры надо было неожиданно подбежать к девочке сзади, схватить её за подол платья или юбки и резко вздёрнуть вверх. Девочка инстинктивно приседала, тогда этот подол перехватывался руками у неё над головой так, чтобы девочка оказалась как бы в коконе. Особенно часто в эту игру играли мальчишки в деревне Дальнее Русаново.

Девчонки тоже не оставались в долгу: они также неожиданно подбегали к мальчикам и резко сдёргивали с них штаны, как правило, спортивные трико. Иногда сдергивались штаны вместе с трусами и тогда мальчишки инстинктивно приседали, чтобы скрыть от насмешливых девчонок свои «причиндалы». И та и друга игра были забавные, хулиганистые, рискованные, потому что и мальчишки и девчонки могли просто побить обидчика.

Конечно, в школе и в нашем классе мы в «солнце-клёш» не играли, но девчонок за косички дёргали, лямки форменных фартуков с плеч сдёргивали, недвусмысленные непристойные шуточки «отпускали». Девчонки не оставались в долгу и тоже откровенно шутили, намекая на нашу мальчишескую «детскость» и половую недоразвитость. Дело в том, что в 4-м классе, в конце 1963 и в начале 1964 года наши девочки начали «округляться». Раньше только у Любы Мишиной были заметны грудки, а теперь и Тоня Кладовщикова заметно округлилась и Лида Игнатова тоже очень похорошела, а Зоя Конькова вообще стала быстро превращаться в юную девушку, или «молодицу», как выразилась наша учитель по литературе, родной речи и русскому языку Нина Андреевна Тимонина. Мы начали созревать в прямом и переносном смыслах…

Вот почему мой прежний любознательный интерес к учебникам и к учёбе начал меняться на жгучий интерес к моим ощущениям, чувствам и «порывам» моих чувств. Я действительно стал порывистым, резким, быстрым в восприятии событий и явлений и в реакциях на них. Меня уже раздражала медлительность рассуждений моего папы, изложения учебного материала учителями, бестолковость и недопонимание моих одноклассников. Я не мог понять, почему ребята «не схватывают на лету» то, что говорят нам на уроках учителя? Почему они «тупят» и «мямлят», когда идёт разбор и анализ текстов, примеров, картин, задач или уравнений? Почему они с трудом выражают свои мысли, а чаще всего говорят «штампами», «уличными» выражениями, грубыми и пошлыми «шутками»? Девчонки наши больше отмалчивались, чем говорили, либо отвечали у доски «тараторя» выученные наизусть ответы…

Я был другим. Когда я вернулся в класс после травмы чижиком по моему носу, я ответил на вопрос Нины Андреевны Тимониной, почему я отсутствовал в школе, так: «Я отсутствовал в школе, потому что приболел малость». Ребята тут же подняли меня на смех и начали обзывать: «Суворов, дярёвня!». Нина Андреевна меня защитила и тут же подвергла анализу моё выражение…

- Суворов выразился очень правильно и на чистом народном русском языке, - сказала Нина Андреевна. – Он не заболел надолго, а только немного приболел, то есть несильно заболел, заболел, но не намного, чуть-чуть.
- Он мог бы сказать: занедужил, стал больным или сделался больным, захворал, занемог, прихворнул, но это было бы уже совсем по-деревенскому, поэтому Саша выбрал «городское слово» - приболел.
- А как Саша приболел? Сильно? Нет. Слабо? Тоже нет. А как тогда? Как бы вы, ребята, выразились о степени своего небольшого заболевания на месте Суворова?

Ребята в классе молчали.

- А ты, Саша, как бы ты иначе выразил суть слова-понятия «малость»? – спросила Нина Андреевна Тимонина.
- Незначительно, немного, пустяшно, - после некоторого растерянного молчания ответил я голосом моего друга деда «Календаря» из деревни Дальнее Русаново.
- Пустяшно!? – усмехнулась Нина Андреевна. – Садись. Пять!

Это самое «Пять!», то есть высшая оценка и слово «пустяшно», «доконали» ребят в классе. Это надо же! Суворов только появился после долгого отсутствия и сразу ни за что получил оценку «отлично!». Лучше бы Нина Андреевна этого не делала! Да, платонической любви мне в моём классе не видать…

Дома я спросил поочерёдно папу, маму и Юру, что такое «платоническая любовь». Их реакция была разной: от первоначального изумления и отторжения: «Что за вопросы у тебя в таком возрасте?!», до задумчивого: «Понимаешь, это такое чувство, которое приходит ко всем и к каждому в своё время…».

- Платоническая любовь, - сказала весело моя мама, - это возвышенное чувство доброго отношения к кому-либо. Это духовное влечение к человеку, стремление к его вниманию, к его личности. Это не обычные, не обыденные отношения, как в быту, на улице или в школе, а возвышенные отношения, взаимопонимание друг друга с полуслова, с взгляда, с намёка.
- Это настолько сильное взаимное притяжение и взаимопонимание, - сказала моя мама, - что люди начинают любить друг друга, например, как я люблю тебя, моего ребёнка и сына, как ты любишь нас, папу и маму, как ты относишься к брату или, например, как ты любишь нашу страну, Советский Союз, нашу Родину.

- Точно! Точно! – откликнулся мой папа. – Вот, вот! Платоническая любовь, Сашок, это как любовь к Родине! Ты любишь нашу большую Родину, Советский Союз, больше жизни, поэтому можешь за неё идти на смерть, в бой, в разведку, терпеть трудности и делать своё дело честно и благородно.

- Платоническая любовь, - насмешливо, как всегда, сказал мой брат Юра у меня в моей комнате-спальне-школьном кабинете, - это романтическая любовь, но без физического влечения и контакта.
- Как это?
- Очень просто! Любовь на расстоянии. Ты сидишь за своей партой и «пожираешь» глазами объект своей любви, своего духовного влечения.
- «Пожирание глазами» это и есть любовь?
- Нет, конечно, - стушевался Юра. – Платоническая любовь, это когда ты мечтаешь о ней, думаешь о ней, переживаешь за неё. Это когда ты хочешь с нею общаться, разговаривать, обмениваться взглядами, словами, подарками и другими знаками внимания.

- А дружба – это платоническая любовь? – спросил я папу, маму и брата Юру.
- Похоже, но не совсем, - ответил Юра. – Дружба – это спокойное чувство или эмоциональное, но без особого трепета и волнения, а платоническая любовь – это страстная дружба, это близкие и даже очень близкие, почти интимные, то есть тайные или сокровенные отношения.
- Да, - подтвердил слова моего старшего брата мой папа. – Дружба – это, прежде всего, партнёрство. Твой друг – это твой партнёр, товарищ, даже близкий товарищ, друг по жизни. Ты можешь с ним делиться своими мыслями, суждениями, мнениями, солью и хлебом; помогать ему, спасать его в беде и это всё – дружба. Платоническая любовь больше чем дружба, потому что ты не просто помогаешь другому человеку, а отдаёшься ему, доверяешься, веришь в него.
- Раньше люди верили в богов и в Бога, - сказала осторожно моя мама. – Так вот, вера в этих богов и в Бога – это и есть платоническая любовь. Она возникла у людей из любви и памяти к своим родителям и предкам, которых они почитали, любили и помнили всегда, но которые умерли и остались только в людской памяти. Дружба – это сиюминутная, ежедневная и теперешняя реальная жизнедеятельность, а платоническая любовь это внутреннее переживание человека, его воображение, память, представление о высоком и сокровенном, то есть тайном, душевном.

Я задумался после этих слов моих родителей и моего старшего брата Юры, и долго, несколько дней усиленно думал. Я несколько раз пытался обратиться к моим «внутренним голосам», но они, почему-то, не приходили ко мне и я вынужден был всё осмысливать сам. На уроках в классе я часто задумывался о своём, смотрел «невидящим глазом» на спинку и белые бантики Вали Антиповой, сидящей по диагонали впереди меня возле учительского столика, и бессознательно думал…

Учителя или ребята окликали меня, звали, приглашали на перемене выйти в коридор или на школьный двор, чтобы поиграть, побегать, подышать чистым воздухом, но я реагировал слабо. Даже на вызов учителей к доске я часто отвечал ошарашенным невниманием и отсутствием ответа на вопрос учителя. Мне не ставили двойки, потому что я с трудом, но находил правильный ответ или решение, но учителя мне делали замечания «по поведению» и просили «перестать ловить ворон за окном». Странно, но вдруг Валя Антипова начала резко оборачиваться ко мне и «кидать» в мою сторону свои любопытные взгляды…

Мне было непонятно, почему платоническая любовь называется «платонической», но мой брат Юра мне всё доходчиво объяснил. Оказывается Платон (ещё его звали «Аристокл») – это древнегреческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля, который родился в 428 году до н.э. и умер в 347 году до н.э. Платон был первым древнегреческим философом, от которого сохранились не только краткие изречения, мысли и афоризмы, но все его письменные сочинения. Он прожил 80 лет и в те времена (2350 лет от 1964 года) учение, знания и образование распространялись в виде изречений и текстов (свитков) на очень дорогом пергаменте (выделанная тонкая телячья кожа).

Юра показал мне книжку с афоризмами древнегреческих философов, в том числе Платона, и я ею «зачитывался» по вечерам. Странно, но многие изречения Платона и других древнегреческих философов слово в слово совпадали с изречениями моего друга деда «Календаря» из деревни Дальнее Русаново! Вот почему я внимательно читал ту книгу афоризмов, откладывал её в сторону, снова брал и читал, опять откладывал и думал, думал, думал…

Свои думы я проверял на родителях и на старшем брате. Прочитав очередное высказывание Платона, я его обдумывал со всех сторон, как мог, даже «обсасывал, как вкусную косточку», а потом шёл на кухню к маме или в большую комнату к папе и спрашивал их, как они понимают такое изречение Платона. Сначала мои папа и мама принимали это моё увлечение с радостью, уважением и гордостью, охотно откликались и поясняли мне мысли Платона, а потом они устали от меня и от этого «философствования», стали меня избегать, шутить, вместо того, чтобы говорить серьёзно, отсылать меня к брату.

Юра же совсем меня не воспринимал с моими «философскими заумными изречениями», гнал меня к себе в комнату, орал, что я ему мешаю учить уроки. Родители тут же говорили мне, чтобы я «отстал от старшего брата» и «не мешал ему готовиться к урокам и экзаменам». На самом деле Юра просто хотел от меня избавиться.

В классе я не мог никому сказать о моём новом увлечении древнегреческими философами, потому что ребята и девчонки были очень далеки от этого и заняты были исключительно уроками и самими собой. На улице ребята и пацаны посмотрели бы на меня как на умалишённого, если бы я им сказал, что читаю мудрые мысли древнегреческих философов. К учителям в школе подойти с моими вопросами я тоже не мог, потому что они были заняты своими программами, темами уроков и не допускали отступление от этих тем и программ ни на шаг.

Таким образом, я остался один на один с моими мыслями и высказываниями древнегреческих философов, в частности, Платона. Он оказался почти таким же, как мой друг дед «Календарь», даже внешне, поэтому я тщательно его изучал, читал, даже «слушал» и «слышал» его изречения во время засыпания в ночь. Платон и другие древнегреческие философы на всю жизнь стали моими «внутренними голосами»…

Главной моей целью в январе 1964 года было узнать, что же такое «платоническая любовь»? Люблю ли я Валю Антипову этой самой платонической любовью? А то, что случилось в деревне между мной и Аллой, что это было? Какая это была «любовь»? И была ли это «любовь»? А мой брат Юра в своих многочисленных приключениях с девушками и во «влюблённостях», какой любовью их любит? Платонической или какой-то другой? У меня голова «пухла» от этих мыслей! Какая уж тут учёба…

- Без смешного нельзя познать серьёзное, - сказал как-то Платон своим ученикам, и я был с ним согласен.
- Вообще любой предмет познаётся с помощью своей противоположности, - добавил Платон к первой своей мысли. – Если человек, конечно, хочет быть разумным.

Это точно! «Всё познаётся в сравнении», но почему надо познавать предмет с его противоположностью? Как это? Да ещё получается, что иное познание будет «неразумным»? Странно… Непонятно…

- Богатство вовсе не слепо, оно прозорливо, - сказал Платон, и я вообще запутался в мыслях по этому поводу.
- Большая сила у того человека, который умеет промолчать, когда он прав, - сказал Платон и тут я совсем смешался, растерялся и пошёл к моему папе за разъяснением.

- Во-первых, - сказал мой папа по поводу изречения Платона, - Правота в чём-либо – это реальная сила. Во-вторых, если это сила, то она порождает насилие. В-третьих, если ты прав, то иногда полезно не кричать об этом, а промолчать так, чтобы твоё визави, то есть противник, соперник, противоположная сторона сама догадалась, дошла, поняла твою правоту. Тогда ты не проявишь силу, не совершишь насилия и будешь не только прав, но и добр. Понял?
- Понял, папа, - кротко ответил я, хотя меня так и подмывало ответить ему «по-пацански»: «Я за понял год сидел, ты понял?!».

- Не самое ли позорное невежество воображать, будто знаешь то, чего на самом деле не знаешь? – вопрошал Платон, и я опять был с ним согласен. Воображать из себя «знайку», когда ты «незнайка», это действительно некрасиво и позорно, ребята в нашем классе это чуют сразу же…

- В своих бедах люди склонны винить судьбу, богов и всё что угодно, но только не самих себя, - сказал Платон и я подивился, как точно он подметил эту общую особенность почти всех людей. Например, мой старший брат Юра винил только всех и всё вокруг в своих неудачах, но никогда не говорил, что он виноват. Юра не признавал свою вину принципиально, потому что считал, что это «уронит» его авторитет. Я был другого мнения и часто признавал свою вину. Только я это делал, не каясь в содеянном, рассчитывая на жалость, а осознанно, с анализом своих ошибок…

- Всё что вызывает переход из небытия в бытие – творчество, - сказал Платон, и он был прав, потому что до появления чего-либо нового не было этого. Это новое было создано трудом, а значит, творчеством, творческим трудом. Вот так и я, например, сидя перед чистым листом рисовального альбома, творил рисунки, акварели, живописные тексты-поздравления.

- Всё чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в противоположную сторону, будь то состояние погоды, растений или тела, - сказал Платон. Действительно, например, переедание вызывает тяжесть и неудобство в животе; часто повторяемые шуточки превращаются в издевательство; всякие новшества в экономике и политики в «волюнтаризм». Это слово («волюнтаризм») я услышал из уст моего папы, когда он комментировал слова Платона…

- Всё, что для разумного благо, для неразумного плохо, - сказал Платон.
- И наоборот! - добавил я свои «пять копеек» к мысли Платона. - Всё, что для неразумного благо, для разумного – зло!

На этой мысли Платона я остановился надолго… Я «разумный» или «неразумный»?!

- Когда как! – сказал мой старший брат Юра. – Когда ты знаешь, о чём говоришь, то ты выглядишь разумным, даже умным, а когда ты не знаешь, о чём говоришь, то ты дурак дураком!
- Человек, как правило, всегда либо разумен, либо неразумен, - сказал задумчиво мой папа. – Причём иногда бывает, что он разумен и неразумен одновременно, в одно и то же время. Например, когда он знает, что ему делать, но дикий животный страх «гасит» его разум, заставляет его бежать тогда, когда надо затаиться и наоборот. Тут всё сложно, Сашок.
- Разумность и неразумность в человеке естественное свойство, - сказала спокойно моя мама и призналась. – Иногда очень не хочется быть «разумной», хочется быть «неразумной». Ты же иногда шалишь на уроках, не слушаешь учителя, да? Хотя знаешь и понимаешь, что шалить и баловаться на уроке это не очень-то разумно. Всему, Саша, своё время и место. Да?
- Да, мама, - благодарно сказал я моей маме, которая была во много раз мудрее всех нас, мужчин семьи Суворовых, вместе взятых.

- Использование письмен вселяет в души забывчивость, - сказал Платон, и я его не понял.
- Тут всё понятно, - уверенно ответил мой папа. – Всё, что ты видишь и слышишь, сынок, нужно рассматривать в том времени и пространстве, особенно, в тех условиях, в которых это происходило. Платон жил во времена, когда бумаги ещё не было, был пергамент или восковые дощечки, на которых чертили буквы и рисунки специальной палочкой.
- Когда люди чем-то и на чём-то писали, то они доверяли свои мысли пергаменту, навощённой дощечке, сырой глине или камню, тем самым как бы оставляя им то, о чём они думали, переживали. А раз оставили, значит, из памяти души это выпало. Ясно?
- Дело в том, - добавил к папиным словам свои «15 копеек» мой старший брат Юра, - что во времена Платона учили устно и запоминали всё с голоса учителя.
- Да, - подтвердила моя мама. – У нас в медучилище тоже старались всё нам давать с голоса, при этом требовали, чтобы мы запоминали названия лекарств, мышц, органов человеческого организма наизусть. Почему? Потому что на войне нет времени смотреть справочники и учебники, конспекты и записи. На войне в боевых условиях надо раненому оказать медицинскую помощь вовремя и безошибочно. Вот почему. Теперь тебе понятно?
- Да, мамочка, - ответил я довольный тем, что все мои любимые и родные близкие люди участвуют в моём увлечении афоризмами Платона.

После этого я уже сам начал осмысливать изречения Платона и самостоятельно из анализировать и делать выводы. Особенно мне понравилось выводить из афоризмов Платона приметы, которым следовало бы мне пользоваться. Например, Платон сказал: «К благу стремится любая душа и ради него всё совершает». Но что такое «благо»? Для одних «благо» это одно, для других - другое. А если «благ» на всех не хватает, что тогда? Вот почему Платон добавил к своему изречению: «Душе трудно и не хватает сил понять, в чём же состоит благо».

- Если я кого-нибудь из окружающих сделаю негодяем, то мне придётся опасаться, как бы он не сделал мне зла, - изрёк однажды Платон, и я эту мысль-примету запомнил. Негодяй на то и негодяй, чтобы злобствовать…
- Когда мы стремимся искать неведомое нам, то становимся лучше, мужественнее и деятельнее, - сказал Платон длинной фразой, из которой я сам вывел вывод-примету. – Если считать, что «неизвестное нельзя найти и незачем искать», то станешь хуже, чем ты есть на самом деле, станешь трусом, бездеятельным лентяем.

- Когда одни думают так, а другие иначе, - сказал Платон, - тогда уже не бывает общего мнения и непременно каждый презирает другого за его образ мыслей.
«Презрение» – сильное слово, магическое слово, - подумал я вслух и снова пошёл к моим родителям и к брату за разъяснением.

- Презрение, - сказал мой папа, - это отвращение, брезгливость, непризнание кого-либо или, наоборот, признание кого-либо или чего-либо недостойным, не заслуживающим уважения. Презирать – это значит, не замечать и не видеть «в упор». Презрение – это обоюдоострое оружие человеческих отношений. Если ты кого-то презираешь, то будь готов к тому, что и тебя кто-то будет за что-то презирать…
- Презрение, как слово-понятие, - сказала моя мама, - отличается от слова-понятия «презренье» или «призренье». Презрение – это форма неуважения и непризнания, отторжения, даже оскорбления кого-то или чего-то показным невниманием, равнодушием, неуважением, неприятием. Презренье или призренье – это, наоборот, повышенное внимание к кому-то или чему-то. Это пристальное, внимательное, прицельное зрение, видение, понимание, наблюдение. В старину говорили так: «Призреть – это значит пожалеть человека, дать ему приют и пропитание, заботу, лечение и добрый уход».
- Презрение, - заявил бескомпромиссно мой старший брат Юра, - это отношение к человеку как к подлецу, к моральному уроду, к низкому и ничтожному существу. Например, с презрением нужно относиться к грубым, пошлым и матерным ругательным словам, не обращать на них внимания, игнорировать, презирать их и тех, кто их произносит. Понял?
- И ещё, - добавил к словам старшего сына наш папа. – Есть ещё один вид презрения - это презрение к смерти. Если бы мы на фронте не презирали бы смерть и гибель в бою, то не смогли бы воевать, ходить в атаки и в разведку. Презрение иногда просто необходимо человеку, особенно мужчине. Запомни это, сынок.
- А как это – «презирать другого за его образ мыслей»? – спросил я «невинно» и мои родители и мой старший брат тут же замолчали, потупили глаза, стушевались, переглянулись и дружно все вместе направили меня в свою комнату «куда подальше со своими вопросами»…

- Образ мыслей, Сашок, - не утерпел и явился в мою комнату мой старший брат Юра, - это твоё мировоззрение, миросозерцание, миропонимание…
- Идеология, философия, взгляды на жизнь, - добавил, появившийся следом за Юрой, мой папа.
- Это твоё кредо, - не сдавался Юра. – Твои взгляды на вещи, на людей вокруг тебя…
- Это твои принципы, твоё видение окружающего мира, твои воззрения и убеждения - спокойно одерживал победу мой папа.
- Это твои правила жизни, - сказала наша мама и позвала всех на кухню пить вечерний чай.
- Образ мыслей, Сашок, это то, во что ты веришь, чему доверяешь, что любишь, что тебе нравится или не нравится, - добавила моя мама, взъерошив мне мой чуб на голове. – Это твои взгляды на жизнь и окружающий мир, твоё видение мира. Понимаешь?
- Теперь да, понимаю, - ответил я искренне и убеждённо, потом что действительно понимал, осознавал и прекрасно видел, что мои мама, папа и брат Юра всё говорят правильно, истинно.

Мне припомнилось самое первой изречение Платона, которое я прочитал в книге о нём: «Всеми силами души надо стремиться к истине». Про истину я уже знал, что это то, что есть на самом деле, то есть существует фактически в реальности и действительности. Истина похожа на правду, только, правда – это представление, видение, отражение и утверждение истины человеком. При этом у каждого человека свои взгляды, своё видение, своё мировоззрение, своя «правда», вот почему «правд» много, а истина одна.

Уже поздно вечером, перед сном, я подумал о том, что за сегодня я узнал много нового и интересного, но не узнал истинно главного, что же такое «платоническая любовь». Поэтому, дождавшись, когда Юра за стенкой начнёт похрапывать, а родители в своей спальне прекратят тихо обсуждать события прошедшего дня, я осторожно включил настольную лампу-грибок под зелёным стеклянным абажуром и продолжил чтение книги о Платоне.

Я искал в афоризмах Платона объяснение и ответа на мой главный вопрос, но всё время «натыкался» на какие-то замысловатые философские рассуждения, которые я плохо воспринимал и почти не запоминал. Так продолжалось недолго, потому что глаза мои от напряжения начало щипать, в голове помутилось, и я еле-еле успел выключить настольную лампу.

Уже в полудрёме мне привиделся Платон в облике моего седовласого и седобородого друга деда «Календаря» из деревни Дальнее Русаново и он начал говорить мне свои мысли подряд, без всяких объяснений. При этом я сам начал отвечать, объяснять и растолковывать изречения Платона…

«Крайнее увлечение философией вредно» - сказал Платон, а я добавил: «Любое крайнее увлечение вредно».

«Круглое невежество не самое большое зло; накопление плохо усвоенных знаний ещё хуже». Точно! Ошибки копятся, наслаиваются одна на другую, застят глаза, путают память. Это я уже сам на самом себе испытал…

«Легче угодить слушателям, говоря о природе богов, чем людей». Точно! Люди, ребята, не любят когда о них говорят. Зато они охотно слушают о других!

«Страсть – приманка зла». О! Вот это да! А как же моя Фея красоты и страсти? Она что? Приманка зла?

- Ещё какая! – воскликнул во мне мой друг дед «Календарь». Я ждал ответной реакции моей Феи красоты и страсти, но она промолчала… Это значит, что Платон прав?!

«Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно», - сказал Платон. Точно! «Каков вопрос, таков и ответ»! Это надо запомнить и как-нибудь сказануть учителю в школе…

«Мы в действительности ничего не знаем», - сказал Платон, и я с ним что-то не совсем согласился. Как это? А если мы что-то знаем? «Ничего» - это ничто, пустота, безвидное и отсутствующее, но мы-то существуем, значит, что-то знаем. Не-е-е, Платон мне друг, но истина дороже…

«Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость». Тут я полностью согласен с Платоном. Причём, как тогда, так и сейчас.

«Никто не станет делать того же, что раньше, коль скоро возможно нечто лучшее». Увы, это правило Платона срабатывает не всегда. В нашем классе ребята из раза в раз повторяют свои ошибки, упрямо дерзят учителям и получают «двойки», вместо того, чтобы сделать так, как должно делать или ещё лучше сделать. Что-то я запутался…

«Если любое дело делается прекрасно и правильно, оно становится прекрасным», - сказал Платон. Я бы добавил, «если дело делается человеком». Тогда не только дело становится прекрасным, но и человек тоже становится прекрасным, то есть красивым, полезным, истинным, добрым.

«Основа всякой мудрости есть терпение», - сказал Платон. Может быть. Я не знаю. Мне не хватает терпения это узнать.

«Когда люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, не выбирает большего зла, если есть возможность выбрать меньшее», - сказал Платон. Может быть, может быть. Я пока такой выбор не делал, поэтому не знаю, что лучше. Лучше, наверно, вообще не выбирать из двух зол. Не выбирать и всё! А ещё лучше, не становиться вынужденным к такому выбору…

«Поэт, если только он хочет быть настоящим поэтом, должен творить мифы, а не рассуждать, - сказал Платон. Интересна мысль! Надо над ней поразмыслить…

«Прежде чем кого-либо упрекать, спроси себя: «А не таков ли я сам?», - сказал Платон. Странно, но я сам себе часто задавал такой вопрос в такой ситуации. Выходит, я мыслил как древнегреческий философ Платон?

«С человеком хорошим не бывает ничего плохого ни при жизни, ни после смерти», - сказал Платон, и я ему поверил, потому что, мне почему-то кажется, что это так и есть. Потому что так должно быть…

«Мир – это всеобщее дружелюбие», - сказал Платон. Как верно и точно сказано! Я давно заметил, что «на улице», в самой хулиганской компании, дружеское расположение и доброжелательное отношение к кому-либо обязательно находит такой же дружелюбный отклик. Правда, наглецы и хамы видят в твоём дружелюбии слабость и стараются подчинить тебя своей грубостью и силой, но спокойная стойкость и стремление к мирному спокойному разрешению возникшего конфликта умиротворяют даже самых наглых гадов. И всё же «дружелюбие» - это что-то из «подставь вторую щёку», нет?

«Ты опытен – и дни твои направляет искусство; не опытен – и дни твои катятся по прихоти случая». Как точно сказал Платон! Это мой папа часто так говорит, только вместо слова «искусство» он говорит - «мастерство». Папа говорит: «Жизненный опыт делает тебя командиром своей судьбы, а отсутствие жизненного опыта – слепым последователем своей судьбы». «Прихоть случая» - сильно сказано!

Последнее большое изречение Платона в книге я воспринял с трудом и даже внутренним сопротивлением, оно звучало так: «Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей в житейских отношениях, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели». А как же справедливость? Что-то тут не так…

Так я и не узнал из книги о Платоне, что такое «платоническая любовь»…


Рецензии