Блок. Не строй жилищ у речных излучин... Прочтение
. . том II
« Р а з н ы е с т и х о т в о р е н и я »
22. «Не строй жилищ у речных излучин…»
* * *
Г. Чулкову
Не строй жилищ у речных излучин,
Где шумной жизни заметен рост.
Поверь, конец всегда однозвучен,
Никому не понятен и торжественно прост.
Твоя участь тиха, как рассказ вечерний,
И душой одинокой ему покорись.
Ты иди себе, молча, к какой хочешь вечерне,
Где душа твоя просит, там молись.
Кто придет к тебе, будь он, как ангел, светел,
Ты прими его просто, будто видел во сне,
И молчи без конца, чтоб никто не заметил,
Кто сидел на скамье, промелькнул в окне.
И никто не узнает, о чем молчанье,
И о чем спокойных дум простота.
Да. Она придет. Забелеет сиянье.
Без вины прижмет к устам уста.
Июнь 1905
Из примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений А. Блока в 20-ти томах»:
«
Г. Чулков – Чулков Георгий Иванович (1879-1939) – писатель-символист, критик и литературовед, автор воспоминаний о Блоке. В период создания стихотворения был в числе близких друзей Блока. Ср. в воспоминаниях Чулкова, относящихся к лету 1905 г.: "Я помню наши скитальчества с Блоком в белые петербургские ночи и долгие беседы где-нибудь на скамейке Островов. В этих беседах преобладали не "экономика", "статистика", не то, что называется "реальной политикой", а совсем другие понятия и категории, выходящие за пределы так называемой "действительности". Чудились иные голоса, пела сама стихия, иные лица казались масками, а за маревом внешней жизни мерещилось иное, таинственное лицо…" (Чулков Г.И. Александр Блок и его время.)
»
Не строй жилищ у речных излучин,
Где шумной жизни заметен рост…
Это намёк на мир «у разлива рек», об общине – монастыре? лавре? – об общине иноков, связанных совместным служением. Предыдущее о них в этом томе: «Вот – в изнурительной работе…»
«Вот – в изнурительной работе
Вы духу выковали меч.
Вы – птицы. Будьте на отлете,
Готовьте дух для новых встреч.
Весенних талей вздохи томны,
Звездясь, синеет тонкий лед.
О, разгадай под маской скромной,
Какая женщина зовет!
Вам перепутья даль откроют,
Призывно засинеет мгла.
Вас девы падшие укроют
В приюты света и тепла...
Открытый путь за далью вольной,
Но берегитесь, в даль стремясь,
Чтоб голос меди колокольной
Не опрокинулся на вас!
Ноябрь 1904»
Но теперь имеем резкое разочарование «шумной жизнью», служением, попытками что-то изменить, попутками дозваться до Неё, некими обрядами, которые должны послужить Её проводниками в нашу действительность. Всё это уже не реальность, а «будто видел во сне». А «она придёт» вне зависимости от того, к какой ты ходил вечерне и с кем.
Или, как просто вопиет из всего контекста стихотворения – не придёт.
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «Ты иди себе, молча, к какой хочешь вечерне ...» и след. - Развитие декадентского символа абсолютной свободы "пути" ("все гавани" В. Брюсова и др.).
- «Да. Она придет ...» - Тема грядущего возвращения "Души мира" (см. коммент. к стих. "Дали слепы, дни безгневны ...", т. 1 наст. изд., и к стих. "Моей матери").
[
Из Примечаний к стихотворению «Дали слепы, дни безгневны ...» в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «И она же в темном поле( ... ) Воздвигает терема (ЧН ЗК ).- Представление о "Душе мира" как Софии (Премудрости), которой в Библии приписаны функции созидательницы храмов, строительницы (ср. стихотворение Вл. Соловьева "У царицы моей есть высокий дворец ... ", 1875-1876).
[
«У царицы моей есть высокий дворец,
О семи он столбах золотых,
У царицы моей семигранный венец,
В нем без счету камней дорогих.
И в зеленом саду у царицы моей
Роз и лилий краса расцвела,
И в прозрачной волне серебристый ручей
Ловит отблеск кудрей и чела.
Но не слышит царица, что шепчет ручей,
На цветы и не взглянет она:
Ей туманит печаль свет лазурных очей,
И мечта ее скорби полна.
Она видит: далёко, в полночном краю,
Средь морозных туманов и вьюг,
С злою силою тьмы в одиночном бою
Гибнет ею покинутый друг.
И бросает она свой алмазный венец,
Оставляет чертог золотой
И к неверному другу, — нежданный пришлец,
Благодатной стучится рукой.
И над мрачной зимой молодая весна —
Вся сияя, склонилась над ним
И покрыла его, тихой ласки полна,
Лучезарным покровом своим.
И низринуты темные силы во прах,
Чистым пламенем весь он горит,
И с любовию вечной в лазурных очах
Тихо другу она говорит:
«Знаю, воля твоя волн морских не верней:
Ты мне верность клялся сохранить,
Клятве ты изменил, — но изменой своей
Мог ли сердце мое изменить?»
]
"Моей матери" - в "томе I" - три стихотворения "Моей матери", в этом - ещё два с таким названием и плюс ещё одно с таким же посвящением. Но нигде я не нашел «Темы грядущего возвращения "Души мира"».
От себя добавлю: что данная тема - это сюжет всего "тома I" - пробудить Тебя и ввести в наш мир. Провал миссии зафиксирован в его последнем стихотворении:
«...Ты покоишься в белом гробу.
Ты с улыбкой зовешь: не буди.
Спи — твой отдых никто не прервет.
Мы — окрай неизвестных дорог.
Всю ненастную ночь напролет
Здесь горит осиянный чертог.
18 июня 1904. С. Шахматово »
]
- «Без вины прижмет к устам уста». - Вина - здесь: причина.
[ По-моему не "без причины", а "ни в чем не обвиняя", "ничего не требуя".
Кроме высокой мистики для Блока "скамьи храма" - это то, куда его водила Любовь Дмитриевна осенью 901-ого - зимой 902-ого гг. Где она пыталась добиться от него большей мужской активности и где, возможно, сама сделала какой-то "смелый" шаг. (После чего порвала с Блоком вплоть до его ей объяснения 8 ноября 1902 г), что стало для него шокирующе-незабываемым.
]
»
Свидетельство о публикации №221042200906