Блок. Не строй жилищ у речных излучин... Прочтение

«Не строй жилищ у речных излучин…»



   
           * * *   
                Г. Чулкову

                Не строй жилищ у речных излучин,
                Где шумной жизни заметен рост.
                Поверь, конец всегда однозвучен,
                Никому не понятен и торжественно прост.

                Твоя участь тиха, как рассказ вечерний,
                И душой одинокой ему покорись.
                Ты иди себе, молча, к какой хочешь вечерне,
                Где душа твоя просит, там молись.

                Кто придет к тебе, будь он, как ангел, светел,
                Ты прими его просто, будто видел во сне,
                И молчи без конца, чтоб никто не заметил,
                Кто сидел на скамье, промелькнул в окне.

                И никто не узнает, о чем молчанье,
                И о чем спокойных дум простота.
                Да. Она придет. Забелеет сиянье.
                Без вины прижмет к устам уста.
                Июнь 1905





Из примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений А. Блока в 20-ти томах»:
     «Г. Чулков – Чулков Георгий Иванович (1879-1939) – писатель-символист, критик и литературовед, автор воспоминаний о Блоке. В период создания стихотворения был в числе близких друзей Блока. Ср. в воспоминаниях Чулкова, относящихся к лету 1905 г.: "Я помню наши скитальчества с Блоком в белые петербургские ночи и долгие беседы где-нибудь на скамейке Островов. В этих беседах преобладали не "экономика", "статистика", не то, что называется "реальной политикой", а совсем другие понятия и категории, выходящие за пределы так называемой "действительности". Чудились иные голоса, пела сама стихия, иные лица казались масками, а за маревом внешней жизни мерещилось иное, таинственное лицо…" (Чулков Г.И. Александр Блок и его время.)»

                Не строй жилищ у речных излучин,
                Где шумной жизни заметен рост…

     Это намёк на мир «у разлива рек»,  об общине – монастыре? лавре? – об общине иноков, связанных совместным служением. Предыдущее о них в этом томе: «Вот – в изнурительной работе…»

                «Вот – в изнурительной работе
                Вы духу выковали меч.
                Вы – птицы. Будьте на отлете,
                Готовьте дух для новых встреч.

                Весенних талей вздохи томны,
                Звездясь, синеет тонкий лед.
                О, разгадай под маской скромной,
                Какая женщина зовет!

                Вам перепутья даль откроют,
                Призывно засинеет мгла.
                Вас девы падшие укроют
                В приюты света и тепла...

                Открытый путь за далью вольной,
                Но берегитесь, в даль стремясь,
                Чтоб голос меди колокольной
                Не опрокинулся на вас!
                Ноябрь 1904»

     Но теперь имеем резкое разочарование «шумной жизнью», служением, попытками что-то изменить, попутками дозваться до Неё, некими обрядами, которые должны послужить Её проводниками в нашу действительность. Всё это уже не реальность, а «будто видел во сне». А «она придёт» вне зависимости от того, к какой ты ходил вечерне и с кем.
     Или, как просто вопиет из всего контекста стихотворения – не придёт.
 


Рецензии