Аквариум-4

          Но на следующей неделе практикантки так и не появились. Меня это мало волновало – я был занят своими делами, не обращая внимание на происходящее вокруг. Не пришли и не надо. Тем более, что я и представить не мог - как это у меня, в моей «монашеской келье» появится лишний человек и более того - особь женского пола. Что я с ней делать буду? Как я понимаю, чему-то учить. Вопрос только: чему?

          Время со скрупулёзностью бухгалтера отсчитывало дни, которые монотонно тянулись своей чередой, мало чем отличаясь друг от друга. На работу я приходил первым, но двери, как правило, были постоянно закрыты. Никогда не возмущаясь, я терпеливо ждал. Приходить первым давно стало моей жизненной привычкой. Я не хотел выслуживаться перед начальством, нет, я просто любил быть первым. И это получалось как-то само собой, независимо от моих желаний.

          Потом, хоть и с небольшим, но опозданием, подъезжал на своих жигулях Вадимчик, живущий в спальном районе и от этого - постоянно опаздывающий. Всегда довольный и улыбающийся, он дежурно извинялся за опоздание, играючи открывал тяжёлую входную дверь, словно это была дверь его любимого автомобиля, и мы вплывали в это «облако» спокойствия и умиротворения, где, кажется, даже время остановилось, как бы выжидая - а что дальше будет?

          Впоследствии ни одно место работы не давало мне такой благолепной ауры и домашнего уюта. Особенно это чувствовалось на втором этаже, где стоял аквариум, постоянно, как добрый преданный кот, урчащий своим насосиком…

          В то время весной мне исполнилось тридцать два, а Вадим был почти на десять лет моложе, но разницы в возрасте не ощущалось. Он вёл себя свободно, непринуждённо, держался как человек, прошедший огни и воды. Снисходительная улыбка не сходила с его губ. Смотрел он на всех сверху вниз, благо тому способствовал его приличный рост. Он чувствовал себя хозяином этого заведения, а мы - лишь служащие его, нанятые по контракту. Но меня, как и других, это совсем не смущало. Мы привыкли к этому и считали такое поведение лишь юношеским максимализмом. Мало ли кто и как себя преподносит. Это дело каждого. Главное - как будут тебя воспринимать люди.

          Следом появлялся Николай, один из наших макетчиков. Всегда подтянутый, опрятный, подчёркнуто деловой. Элегантные усы придавали его облику колорит персонажа из книг Конан Дойла. Не тратя на раскачку и минуты, он сразу принимался за дело. Теперь я, наконец, узнал - кто ухаживал за аквариумом, и почему он был всегда чистым.

          Зоркий глаз Николая тут же высматривал все неполадки. Он постоянно, что-то изменял в аквариуме, внося всё новые коррективы в его внутреннее убранство, добавляя свежее, удаляя устаревшее и пришедшее в негодность. Каких трудов ему составляло только одна смена воды в аквариуме! Это надо было видеть. Иногда полдня уходило на эту работу. И всё происходило на голом энтузиазме, просто из-за любви к рыбкам.

          Расправившись с ними, он приступал к варке кофе. В те времена люди представить себе не могли, что существуют кофемашины. Всё делалось только своими руками, и многое зависело от мастерства этих рук. У кого-то получалась простая пахучая водичка, но только не у этого человека. Он доставал свою изысканную турку и... И уже через несколько минут на этаже разносился чарующий запах кофе. Только после чашечки этого напитка он мог спокойно приступать к работе. Параллельно он варил кофе для Татьяны Петровны, а что оставалось с «барского стола» - он предлагал нам, если кто захочет, конечно.

          Незаметно подошёл долгожданный четверг – распределение «алясок». Не распродажа – «бери не хочу», а именно распределение по заранее составленным спискам, поданным от организаций торга. Моё имя было включено в этот столь важный манускрипт.

          За день до этого ко мне заходила Татьяна Петровна. Долго топталась у двери, не решаясь что-либо сказать. Казалось, что она сейчас произнесёт: «Александр Сергеевич, вы включены в список Нобелевских лауреатов». Я думаю, что эти слова на меня не так бы подействовали, как те, которые произнесла она: «Александр Сергеевич, у вас нет «аляски» на осень?» Я устремил на неё такой негодующий взгляд, что она поняла всё сразу. – «Хорошо, хорошо, не смотрите на меня так угрожающе, - в четверг едем.»

          В назначенный день мы сели в автомобиль Вадимчика и двинули в контору. Те, кто уже получил подобный «подарок» от торга в прошлом году - остались работать. Оказалось, что нас только двое «не одетых»: я, да Романович, который в прошлом году болел в это время, от того и пролетел мимо раздачи. Остальные «счастливчики» отоварились и в новые списки не попали.

          Не могу не отвлечься на слово «отоварились». Как популярно оно было в то время! Сейчас его не встретишь в современном лексиконе. В наше время всё просто: прыгнул в автомобиль и - в торговый центр, а через пару часов - назад с доверху набитым багажником. В конце 80-х было всё по-другому. Человек, приезжая в большие города, делал серьёзные закупки – «отоваривался», чтобы с как можно более тугими сумками вернуться домой, где у него семья в ожидании обновок. Хорошо бы и родственников при этом не забыть, а то обижаться будут.

          Пройдёт ещё немного времени, и появятся первые «челноки», снующие в Турцию, Польшу и другие страны. На слуху будет - «купи продай». Там купи чуть по дешевле, здесь продай подороже. Вот так и жили. Учителя бросали школы и уезжали на заработки, превращаясь в навьюченных мулов. Закрывались целые НИИ: сколько прекрасных специалистов уехало на Запад или опустились до челноков, уборщиц, сторожей! Но это будет чуть позже, когда страна начнёт разваливаться, как карточный домик. А пока - «перестроечный Союз», и всё пока на местах, хотя это была лишь видимость перемен.

 
          Моя встреча с «чудом» прошла буднично. Приехали в торг. Потолкались полчаса в коридоре, ожидая, когда позовут. Вадимчик, как человек ушлый в этом деле, предупредил: «Выкрикнут – «декоративная мастерская», войдёте, вот и всё. Вам предложат на выбор пару вариантов. Не бросайтесь сразу, как голодные на корку хлеба, приглядитесь и померьте, а то не тот размер возьмёте. Потом менять - это целая волокита, и то — если что останется после такого разбора. Парни, я сейчас отскочу на пять минут, мне тут одно дельце надо провернуть. К концу этого балагана, я буду. Ну, покеда, ни пуха.»

          И он «отскочил». А когда мы счастливые и довольные вышли с тюками, приятно оттягивающими руки, - машину Вадима мы не обнаружили. Стало понятно, что ждать его бесполезно, и мы решили уйти пешком. Не привыкать. А чем плохо? Пешочком, да ещё по Замоскворечью, да ещё с таким приятным грузом! А жизнь не так уж и плоха, как кажется на первый взгляд…

        - Нет, Саш, ты примерь. Покажи, как она на тебе сидит, – говорила вечером жена.

          Куртка была чёрного цвета, с оранжевой подкладкой и капюшоном. Сидела на мне, как влитая. Я прошёлся по комнате: туда, сюда…

        - Ну, Байков, теперь за тобой глаз да глаз! И так отбоя от баб нет, а тут держи ухо востро, такого молодца сразу подхватят.

         «Да, ладно тебе.» - думал я, разглядывая себя в зеркале и хорошо понимая, что слова жены к месту будут. Всё так и есть и без куртки этой.

          Женщина обречена на постоянную ревность! Тем более - если выходит замуж за артиста, или художника, ну, за любого из этой свободной творческой братии. Это будет происходить с ней постоянно, даже если жена из той же среды. А если она пришлая, из другого непонятного мира, где всё разложено по полочкам, просчитано, пронумеровано, и давно стоит печать на каждой папочке, то таким совсем туго… Вот и моя жена была из таких, - из пришлых.

          Только теперь, по прошествии лет я хорошо усвоил - какой груз она несла со мной! Да и сейчас её жизнь не сахар, но тогда этого я не понимал. Тогда был только я, а все остальные – приложение ко мне и не больше…

          Время шло. Я выполнял заказы. Нюхал дихлорэтан, склеивая им различные конструкции. Нанюхивался так, что либидо моё скатывалось к самым низким показателям, а жена, как нарочно, стала подозревать меня в связях на стороне.

        - Нет, ну ты скажи, у тебя там в этой мастерской кто-то завёлся наверняка? Нет?!.. Так почему ты целую неделю даже не поворачиваешься в мою сторону. Я тебе что, приелась уже, на свеженькое потянуло? Ну, ничего, ты дождёшься, я до вас скоро доберусь…

          Я молчал, глядя в потолок, понимая, что виной тому не измены, которых и не было в помине, а дихлорэтан. По сути своей - летучий яд, который мог повлиять не только на потенцию, но и привести к более тяжёлым последствиям. Если нашим профессиональным макетчикам достаточно было для с клейки капнуть пару капель, то я для этого наливал целые «реки» этой пахучей гадости, чтобы крепче схватило.

          Так уж получалось, что через два на третий день, кто-нибудь из ребят обязательно приносил бутылочку, и мы мирно уединялись у кого-нибудь в комнате. Естественно - втайне от начальства, чтобы не нарушать видимость рабочего процесса. А повод для такой встречи всегда был готов. А как без него? Без этого и не в то горло пойти может. Тут тебе: всевозможные календарные праздники, дни рождения, очередной сданный заказ, получка в конце концов, - чем не предлог?! Собиралось нас человека три-четыре, не больше. Остальные то за рулём, то по делам… Получалась компания понимающих друг друга мужиков, что может быть лучше?! А если ко всему этому на столе: селёдочка, картошечка на разварке, свежий лучок с грядки и хлебушек свежий… Эх, где наша не пропадала?..

        - Нет, я тебе вот что скажу, Романыч, - говорил Витя Синьков. – Есть такие среди их брата: то, что она баба, только впоследствии узнаёшь, а так на неё без слёз глядеть невозможно…

          Тут он ловким движением подцепляет селёдочку, укладывая её на хлеб, сочно откусывает лука и говорит:

        - Ну, так, вот… на чём это я?.. А, ну да, - на бабах… а другая: пройдёт мимо, ты её знать не знаешь, вот просто стоишь куришь, на солнышко любуешься, никому жить не мешаешь… а тут она проходит! Нет, она не идёт, как все, - она проплывает мимо, а у тебя уже комок в горле: ни туда, ни сюда. Ты смотришь, глаз оторвать не можешь! Она плывёт, и только бёдра в такт колышутся... Нет, ну, ты скажи на милость, что мужику бедному делать, куда глаза девать? А дома жена, «грызуны» за столом кашу лопают, а ты в эту впялился, как под гипнозом… И смотришь, изнемогая. Э-э… всё равно не поймёте… наливай что ли?!

          Разлили. Выпили. Занюхали хлебом. Быстро заполнили рты.

        - Ух.. – поморщился Витя. – Вот зараза, сегодня что-то не идёт. Ну, ладно, чёрт с ней. Так вот, Сашуня, а теперь я тебе скажу, хотя ты и сам всё знаешь, но я особо это обозначу!

          Он похлопал меня по плечу, зачем-то очень крепко пожал мне руку, испытующе глядя мне в глаза в поиске поддержки сказанному.

        – Не мне тебе напоминать, но баб этих треклятых любить надо?! Ну…, ты меня понимаешь о чём я. До крика любить… Вот тогда и лад в семье будет, а всякие там «сю-сю, му-сю», поглаживания всякие их только раздражают зело. Да, к нам практикантки скоро нагрянут...

          Он многозначительно посмотрел на нас, зачем-то прищуривая глазом, подняв, при этом указательный палец вверх.

        - Так вот, посмотрим, что за «товар» прибудет?..

          Бутылка на четверых уходила быстро. Кто-то приносил заначку. Но всё это застолье успевали провернуть за час с небольшим. И это в течении рабочего дня, и в годы «борьбы за трезвость»! Я помню, что именно в эти годы тайно собраться и раздавить бутылочку было для нас особым наслаждением. Недаром говорят - запретный плод сладок. Вот мы им и наслаждались, как могли. Ничто так не сплачивает коллектив, как вот такие «застолья». Только когда человек нетрезвый - он расслаблен, правдив и говорит то, что думает, а не то, что от него слышать хотят.

          Так долго ожидаемое событие произошло без особых затей. Однажды, вернувшись с обеда, я застал у себя в комнате неизвестную мне особь женского пола. Я сразу всё понял – это и есть моя подопечная.

        - Александр Сергеевич, я практикантка, буду работать под вашим началом. Надеюсь вы не против. Меня Оля зовут.

        - Оль, давай только без этого официоза: Александр Сергеевич и прочие штучки. Зови просто – Саша, и никаких там – ВЫ…

                (продолжение следует)

                Апрель 2021г.к

на фото: современный вид "Аквариума" после реставрации 2021г.


Рецензии
Сергей Вельяминов!
Здравствуйте, глубокоуважаемый!
Здравствуйте, дорогой!

Я много раз говорила Вам, что Ваши публикации
гениальны! Много раз выражала своё недовольство
Вашими некоторыми вещицами.

Сейчас выражаю Вам искреннее восхищение этой
занимательной, безупречно выполненной работой.
Испытывала, почему-то, гордость, как будто я
причастна к созданию этого прекрасного произведения,
являющегося частью целого.

Примите мою радость прочтения и восхищения Вами,
автором этого совершенства.

С уважением к Вам, искренними пожеланиями добра,

Дарья Михаиловна Майская   23.05.2021 18:07     Заявить о нарушении
Спасибо вам большое! Дарья, давно не получал таких добрых слов в свой адрес, отвык... Ещё раз, большое спасибо!С уважением и добром!

Сергей Вельяминов   23.05.2021 20:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.