Блок. Потеха! Рокочет труба... Прочтение
* * *
Потеха! Рокочет труба,
Кривляются белые рожи,
И видит на флаге прохожий
Огромную надпись: "Судьба".
Палатка. Разбросаны карты.
Гадалка, смуглее июльского дня,
Бормочет, монетой звеня,
Слова слаще звуков Моцарта.
Кругом – возрастающий крик,
Свистки и нечистые речи,
И ярмарки гулу – далече
В полях отвечает зеленый двойник.
В палатке всё шепчет и шепчет,
И скоро сливаются звуки,
И быстрые смуглые руки
Впиваются крепче и крепче...
Гаданье! Мгновенье! Мечта!..
И, быстро поднявшись, презрительным жестом
Встряхнула одеждой над проклятым местом,
Гадает... и шепчут уста.
И вновь завывает труба,
И в памяти пыльной взвиваются речи,
И руки... и плечи...
И быстрая надпись: "Судьба"!
Июль 1905
«Гадалка, смуглее июльского дня…» – старая знакомая поэта. Она сопровождала, отвлекала, соблазняла – она была его искусом в томе I:
«Стихи о прекрасной даме»:
«Одинокий, к тебе прихожу,
Околдован огнями любви.
Ты гадаешь…
1 июня 1901. С. Шахматово»
А вот её сладкие песни, которые слаще Моцарта:
«Не пой ты мне и сладостно, и нежно:
Утратил я давно с юдолью связь.
19 июля 1901»
Вот он пригляделся к ней:
«Ты — другая, немая, безликая,
Притаилась, колдуешь в тиши.
28 ноября 1901»
А вот она своими соблазнами не дает ему покоя:
«Гадай и жди. Среди полночи
В твоем окошке, милый друг,
Зажгутся дерзостные очи,
Послышится условный стук.
15 марта 1902»
Или ещё:
«…Ты — ласковым и тонким жалом
Мои пытаешь глубины,
Слежу прозрением усталым
За вестью чуждой мне весны.
Меж нас — случайное волненье.
Случайно сладостный обман —
Меня обрек на поклоненье,
Тебя призвал из белых стран.
И в бесконечном отдаленьи
Замрут печально голоса,
Когда окутанные тенью
Мои погаснут небеса.
27 марта 1902»
И дальше:
«…Безысходно туманная — ты
Предо мной затеваешь игру.
Я люблю эту ложь, этот блеск,
Твой манящий девичий наряд…
…Я люблю, и любуюсь, и жду
Переливчатых красок и слов.
Подойду и опять отойду
В глубины протекающих снов.
Как ты лжива и как ты бела!
Мне же по сердцу белая ложь…
5 апреля 1902»
В «Распутьях» она лоск подрастеряла:
«Старуха гадала у входа
О том, что было давно…
…Шуршала за картой карта.
Чернела темная дверь…
…Там треснули темные балки,
В окне разлетелось стекло.
И вдруг на лице гадалки
Заструилось — стало светло.
Но поздно узнавшие чары,
Увидавшие страшный лик,
13 февраля 1903»
Или:
«Мне гадалка с морщинистым ликом
Ворожила под темным крыльцом.
11 декабря 1903»
И вот она опять… Что называется: давно не виделись. И судя по «…в памяти пыльной взвиваются речи, / И руки... и плечи...» – она опять помолодела.
«Слова слаще звуков МоцАрта» –
Это из оперы Чайковского «Пиковая дама» – граф Сен Жермен подошёл к только что проигравшейся графине:
«Граф, выбрав минуту удачно, когда
Покинув гостей полный зал,
Красавица, молча, сидела одна,
Влюблённо над ухом её прошептал
Слова слаще звуков Моцарта:
"Графиня! Графиня!
Ценой одного рандеву
Хотите, пожалуй, я вам назову
Три карты! Три карты! Три карты!"»
«В полях отвечает зеленый двойник» –
Двойник гулу ярмарки. Здесь – «возрастающий крик, / Свистки и нечистые речи», там – зеленое марево «поля» – блоковского, древнерусского поля, которое синоним не сельхозугодий, а степей, воли. И из этого круга не вырваться – нет ничего иного.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«По свидетельству А. Белого, в стихотворении отразилась размолвка С.М. Соловьева с Блоками в середине июня 1905 г., когда после отъезда Белого из Шахматова “два дня еще оставался он с Блоками; ничего не сказали друг другу они; с остервенением (неестественным) проcражались за картами; и С.М. распевал все: -
"Три карты, три карты, три карты ... "
В А.А. преломились нелепые сумасшедшие дни пребывания нашего в Шахматове и трехдневного сражения в карты с С.М. Соловьевым строками стихотворения, написанного в эти дни” (Белый, 2. С. 260-261).»
;
Свидетельство о публикации №221042600799