Этимология эпонима Мокошь
«Лада — по мнению некоторых исследователей (А. С. Фаминцин, Б. А. Рыбаков и его последователи), божество в славянской мифологии; богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви. Однако большинство учёных, начиная с А. А. Потебни, считают Ладу плодом «кабинетной мифологии», научной фикцией.» [ВП]
Тоже самое можно отнести и к богине Мокошь, которую находят в пантеоне Владимира и сопоставляют то с водой, то с судьбой, а то с прядением по аналогии с богинями греческой и римской мифологии.
Но если Ладо могло быть связано с Солнцем, срав. Аладо, ладонь, то имя Мокошь вызывает разные толкования.
Проведём анализ эпонима Мокошь по методу [2].
Рис. 1. Узор с калужской вышивки, по мнению Б. А. Рыбакова изображающий Макошь в окружении всадниц и птиц [ВП]
Этимология
Мокошь
«Мо;кошь (Ма;кошь) — богиня в славянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с идолами других богов. При их перечислении в «Повести временных лет» Мокошь замыкает список, начинающийся с Перуна. Её образ связывают с прядением и ткачеством, а также с судьбой и ремёслами. По мнению Б. А. Рыбаков и его последователей, Мокошь была богиней жизненных благ и изобилия, а также «матерью урожая».» [ВП]
«Более того, к 14 в. рожаницы выдвинулись на самое видное место в языческом подборе богов: "Се первый идол рожанице...А се второе - вилам и Мокше..."
Принявшие христианство русские люди 11-12 вв. все же, по свидетельству автора "Слова об идолах",
"...и ныня по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам, но то творять акы отай..."» [ВП]
«По сообщению Повести временных лет, год 980, князь Владимир I Святославич «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Даждьбога, и Стрибога, и Мимаргла, и Мокошь», однако уже Синопсис Хорса в числе богов, чтимых Владимиром, не упоминает.» [ВП]
«От ар. ;;; маккаса "обильно лить воду" (М., с. 770).» [ЭСВ]
Отсутствие в СПИ столь значимого божества как Макошь, подтверждает мою курьезную догадку об ошибке переписчиков летописи. Реконструкция текста ПВЛ может выглядеть следующим образом:
«Нача къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат, и Хърса, и Дажьбога, и Семаргла имя кощъ»
То есть, Семаргл – это имя чужеродное, имя кочевников (кощее), иранское или кельтское, а Макошь, как божество просто отсутствует в пантеоне. Эту догадку подтверждают и порядок перечисления из других источников, где Макошь, стоит то после Хорса, то после Симаргла, А Хорс, как и Симаргл ираноязычное или кельтское божество (кощее).
Относитель Макоши выдвинуты три гипотезы: М.Фасмером, академиками Б.А Рыбаковым и В.В. Ивановым, В. Н. Топоровым, где первый производит связь с водой, второй связывает Макошь с судьбой, а третьи ведут начало Макоши от пряжи, но ни у кого нет серьёзных доказательств.
«Имя Мокоши М. Фасмер связывает с глаголом «мокнуть».
В. В. Иванов и В. Н. Топоров предлагают другую трактовку — от *mokos, «прядение». Связь Мокоши с прядением и ткачеством явственно прослеживается в народных обрядах и поверьях: запрещалось оставлять кудель, а то «Мокоша опрядёт», прясть и ткать в святой день Мокоши — пятницу (по украинским поверьям, мифологическая Пятница ходит «исколотая иглами и изверченная веретёнами», потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвящённый ей день). Мокошь описывалась как длиннорукая женщина, прядущая по ночам в избе. В жертву Мокоши-Пятнице приносили пряжу, кудель, сбрасывая её в колодец (этот обряд носил название «мокриды», возможно, связанное с именем Мокоши через кореньмок(р)-). Связь с прядением дала повод для поиска параллелей с греческими мойрами, скандинавскими норнами и славянскими рожаницами, прядущими нити жизни.
Иванов и Топоров выдвинули предположение, согласно которому Мокошь почиталась как жена громовержца (Перуна) и играла одну из важнейших ролей в основном мифе. Пятница, как персонификация нечётного дня недели, являлась противоположностью четвергу — дню чётному и мужскому. Оппозиция «чёт—нечет» обычно соотносится с оппозицией «мужской—женской», а названия пятницы во многих традициях связаны с женским именем («день Фреи», «день Венеры»). Соответственно пара «Четверг—Пятница», видимо, в более ранний период выступала в лице основного божеств Перун—Мокошь.
Как указывают критики схемы Иванова-Топорова, мифологическая приуроченность дней недели не является индоевропейской традицией. Она восходит к халдейской астрологии, из которой через греко-римское посредство по Европе распространилась семидневная неделя, дни которой ассоциировались с семью планетами.
По мнению Рыбакова, Мокошь была едва ли не центральной фигурой «народного» культа дохристианской Руси, в отличие от «дружинного» культа Перуна. Особой популярностью культ Мокоши пользовался у женщин. Рыбаков в монографии «Язычестве древних славян» объясняет Мокошь (он использует написание «Макошь») как богиню судьбы, удачи или богиню плодородия и благоденствия (по его толкованию, «Макошь» — производное отма «мать» и кош «жребий» или «корзина для зерна»). Исследователями данная этимология отвергнута как ненаучная.» [ВП]
Отсутствие пары Перун-Мокошь в пантеоне Владимира и СПИ серьёзно подрывает гипотезы маститых учёных.
Корневое слово от «Мокошь» – имя кощъ (слав.)
Сокращения
БСЭ - большая советская энциклопедия
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ВП – Википедия
ВКС - Викисловарь
МАК – малый академический словарь русского языка
МС – медицинский словарь
ПВЛ – Повесть временных лет
СПИ – Слово о полку Игореве
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ССИСРЯ – сборный словарь иностранных слов русского языка
CРС – словарь русских синонимов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
ТСШ – Толковый словарь Шкловского
ФСРЯ – фразеологический словарь русского языка
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ЭСС - этимологический словарь Семёнова
ЭСВ – этимологический словарь Вашкевича
ЭСК – этимологический словарь Кузнецова
ЭСШ – этимологический словарь Шанского
Ссылки
1. В. Н. Тимофеев «Этимологический словарь Тимофеева –А-Я-», http://www.tezan.ru/slov_etym.htm
2. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm
Свидетельство о публикации №221042600899