Стул нормальный и ненормальный. Часть III
На сегодняшний день известно, что пристеночная микрофлора слизистой оболочки кишечника существенно отличается от микрофлоры просвета кишечника и каловых масс. Хотя у каждого взрослого человека кишечник населяет определенная комбинация преобладающих видов бактерий, состав микрофлоры может меняться в зависимости от образа жизни, питания и возраста. Сравнительное исследование микрофлоры у взрослых лиц, состоящих в генетическом родстве той или иной степени, выявило, что на состав кишечной микрофлоры генетические факторы влияют больше, чем питание. Полостной микробиотоп на протяжении длины желудочно-кишечного тракта неоднороден, его свойства определяются составом и качеством содержимого того или иного яруса. Ярусы имеют свои анатомические и функциональные особенности, поэтому их содержимое различается по составу веществ, консистенции, рН, скорости перемещения и другим свойствам. Эти свойства определяют качественный и количественный состав адаптированных к ним полостных микробных популяций.
Как я отмечал выше, следует говорить не о двух, а о трёх фракциях кишечной микрофлоры. Микрофлора просвета кишечника резко отличается в зависимости от того, что является её естественной средой обитания: жидкая фаза содержимого кишечника или же поверхность частиц химуса. По этому признаку всю полостную микрофлору кишечника можно условно разделить на протеолитические (кишечная палочка и другие грамм-отрицательные энтеробактерии, бактероиды, клостридии), обитающую в основной в жидкой среде содержимого кишечника и сахаролитические (бифидо- и лактобактерии, энтерококки), живущие в основном на растительных волокнах химуса. Для первых характерна любовь к магнию, для вторых - любовь к кальцию. Третья фракция кишечной микрофлоры - пристеночная, адсорбированная на стенках кишечника играет очень важную роль в регуляции оттока воды из перевариваемой пищи. Эта третья фракция представляет собой некоторую организованную общность микроорганизмов, обладающую свойствами биоплёнок.
Биоплёнки стали в последние годы чрезвычайно модной научной темой и не только в области наук о живом. Хотя можно предположить, что биоплёнки начали образовываться миллиарды лет тому назад, спустя некоторое время после зарождения жизни на Земле, только сравнительно недавно до работников науки дошло, что биоплёнки обладают некоторыми чертами живых организмов, являются некоторыми очень необычными аналогами многоклеточных организмов. Микрофлора биопленки более устойчива к воздействию неблагоприятных факторов физической, химической и биологической природы по сравнению со свободно плавающими бактериями или бактериями, локализующимися на кусочках перевариваемой пищи. Сами живые бактерии составляют лишь небольшую часть биопленки, остальная часть – это межбактериальный матрикс, который по очень сложным законам выстраивается, как из веществ, продуцируемых бактериями, так и из веществ, остающихся после своеобразного переваривания мёртвых клеток. Такая форма существования предоставляет бактериям массу преимуществ в условиях воздействия неблагоприятных факторов внешней среды и меняющихся условий организма-хозяина. Вот так выглядят биоплёнки на стенках кишечника:
Большинство биоплёнок, образующихся в окружающей среде, относится к поливидовым биоплёнкам. Моновидовые плёнки бактерий встречаются крайне редко. Например, моновидовые плёнки синегнойной палочки (Ps. aeruginosa) на поверхности лёгких при заболевании муковисцидозом. Обычно биоплёнки представляют сложные сообщества, состоящие из многих видов микроорганизмов. В пределах такого сообщества можно обнаружить клетки бактерий, дрожжевых и плесневых грибов, простейших, а так же частицы вирусов, в основном бактериофагов. Важнейшим компонентом биоплёнки является матрикс (внеклеточная полимерная субстанция). Он представляет собой комплекс биополимеров, синтезируемый клетками микроорганизмов, и входящий в состав биоплёнки. В состав матрикса входят полисахариды, структурные белки, экзоферменты, нуклеиновые кислоты, а также мёртвые клетки.
На стадии беременности влагалищная микрофлора женщины начинает обмениваться с её кишечной микрофлорой, что приводит к полявлению следов бактероидов (Bacteroides - род грамотрицательных анаэробных палочковидных бактерий семейства Bacteroidactae). При прохождении по родовым путям новорожденный получает такой смешанный инокулят бактерий матери. Это - в основном грамположительные бифидобактерии и лактобактерии от влагалища и грамотрицательные бактероиды от кишечника матери. Там присутствует множество микроорганизмов, но эти три группы бактерий имеют особое значение, поскольку потребляет лактозу материнского молока и образует плёнку на стенке тонкой кишки, продуцируют перекись водорода, молочную кислоту и активно разлагают полисахариды материнского молока. Формирование этой плёнки происходит в течение бОльшей части периода кормления новорождённого материнским молоком.
В младенческом возрасте илеоцекальный клапан новорождённого, отделяющий толстый кишечник от тонкого, работает довольно слабо, очевидно для того, чтобы происходил своеобразный отбор микроорганизмов для заселения ими толстого кишечника, для образования в первую очередь плёнки на поверхности толстого кишечника. В первое время 80-90% микрофлоры кишечника составляют бифидобактерии, которые способны продуцировать витамины и противодействовать заселению кишечника патогенной микрофлорой. После отнятия от груди количество бифидобактерий снижается и они в основном переселяются в толстый кишечник. В дальнейшем первичные бактериальные плёнки в своём контакте с эпителием кишечника в основном представлены этими тремя типами анаэробов при том, что микрофлора состоит из огромного количества примесных микроорганизмов. Плёнки могут периодически деградировать, но они вновь образуют плёнки из единичных клеток. Т.е. можно считать, что полученные от матери бактерии остаются существенной частью поверхности кишечника и во взрослом возрасте. Анаэробные палочки обладают высокой адгезивностью к эпителиальным клеткам стенки кишечника. Они по-видимому в первую очередь колонизуют все 400 квадратных метров поверхности кишечного тракта (в среднем) и активно регулируют отток воды из кишечника в плазму крови.
То, что написано мною выше, является попыткой перевести читателя через дорогу современных знаний, по которой с огромной скоростью проносится постоянно пополняющаяся информация, лишь небольшая часть которой припарковывается и мало изменяется со временем. Никакие эксперименты на мышках, компьютерные модели и фантазии профессоров и академиков не в состоянии приблизить нас к пониманию того, как в реальности живут-поживают наши микросожители. Микрофлора кишечника в настоящее время рассматривается как самостоятельный дополнительный многоклеточный орган, играющий важную роль в обеспечении постоянного ритма существования человека. Общая численность микроорганизмов, обитающих в различных отделах человеческого организма, составляет порядка ста триллионов, что почти в сотню раз больше клеток собственно организма человека. Вес микрофлоры составляет 5–6% веса организма. На питание микрофлоры расходуется около 20% питательных веществ, поступающих в кишечник, и 10% вырабатываемой организмом энергии. Связанная с человеком микробиота представлена более чем 40 000 бактериальных штаммов из 1800 родов, которые содержат до 10 млн отличающихся от человека генов
Свидетельство о публикации №221042700396