VIII. Гл-2. Полёты и парашютные прыжки в Широком

*** VIII. МАЛАЯ АВИАЦИЯ  часть -1 *** 

     Наш Банкир, знакомый по Васильевскому аэродрому, теперь занимает приличную должность в горисполкоме, благодаря этому летает иногда в Широком на местном Як-52, коих у Акчурина, тамошнего и почти «вечного» начальника, есть несколько штук летающих. Было, конечно, в бывшем ДОСААФском училище, а нынешнем ЦЛП (Центре Лётной Подготовки) Як-52 побольше, но Акчурин развил там бурную коммерцию, продавал всё, что только можно было продать. А Як-52 были там самых последних лет выпуска, что только поступали в СССР до развала. Естественно, пользовались спросом. Иногда кто-то покупал и Л-29 или Ан-2. Продавались самолёты с Широкого без лишнего афиширования, но просачивалась информация о том, что, то в одном месте, то в другом начинали летать эти самолёты.

    Банкир по старой памяти приглашает меня в Широкое полетать, ему нужен инструктор. Да и скучно, наверное, одному. Таким образом, стали мы подлётывать в Широком на Як-52. Летаем сначала изредка, потом всё чаще, а потом и почти каждые выходные. Летали на «местном» широчанском Яке с бортовым номером UR-BBI. Что интересно, с нанесением новых, принятых в Украине, бортовых номеров, звёзды с самолёта стёрли, но ничего взамен не нарисовали. А вот на Л-29, на котором иногда летал по великим праздникам Акчурин, на киле был нанесён украинский трезубец, хотя в Васильевке, на ОСОУшных (бывших ДОСААФовских) Як-52 были нанесены на крыльях и киле жёлто-синие круги, как принято в украинской военной авиации, и остались красные звёзды. Потом добавили украинский жёлто-синий флаг на киль, как на гражданских украинских самолётах. На клубном Ан-2 в Васильевке только на киле был украинский флаг. Кстати, на Як-55, в Широком, на котором на праздниках летал Прозоров, оставалась красная звезда и больше ничего там не рисовали. Короче, изголялись, как могли, толком и не знали, как правильно.

     Там ещё оставалось пару человек из техсостава – старой закваски авиатехник Борщевский и за инженера Чайковский, они и готовили Як к полётам. Выкатывали самолёт на рулёжку в месте примыкания к ВПП, готовили Як, заправляли его маслом, бензином и, по необходимости, воздухом. Там же была и радиостанция для ведения радиосвязи при полётах.

     Слух о том, что в Широком «что-то» летает, потихоньку проник в среду запорожских любителей Авиации, стал народ подтягиваться, интересоваться. Начали уже и катать желающих, бензин стали оправдывать. Тут и парашютисты засуетились, в Васильевке ведь прыжков нет. Иногда и парашютисты подтягивались со своими парашютами. Правда, прыжки были редко, только приуроченные к какому-нибудь празднику. Всё это, конечно, под вывеской ЦЛП, который и Ан-2 выделял.  Хотя Акчурин и был против любой авиационной деятельности на его аэродроме, - она мешала его коммерции, но это хоть как-то оправдывало само существование Центра Лётной Подготовки. Ведь другой деятельности, кроме распродажи всего, что осталось от былого здесь не проглядывалось. И он, скрепя сердцем, терпел этот «авиационный разгул». Мы даже провели там Кубок Мэра города Запорожье по парашютному спорту. Надо сказать, что мэром Запорожья тогда был Евгений Григорьевич Карташов, большой любитель авиации. Иногда Акчурин, в преддверии какого-нибудь праздника, устраивал полёты Л-29 и брал в кабину мэра. Таким образом, Акчурин поддерживал отношения с местной властью в свете своей коммерции.

     В прыжковые дни собиралась на аэродроме в Широком вся запорожская «парашютная тусовка» – можно сказать, «классические» ДОСААФовские парашютисты Пеньков, Зырянов, Погребной, ещё недавно «молодой», а теперь перешедший в разряд «опытных», Миша Багаев, бывшие десантники «афганцы» Гилевич и Станкевич, старый и именитый парашютист Володя Чван, да и все те спортсмены-парашютисты, что прыгали в Васильевке, ставшие уже «закоренелыми» парашютистами и истосковавшиеся по парашютным прыжкам. Как про них говорили, - «…были они дурными до прыжков…».  Вот Чван Володя, например, был уже в приличном возрасте, жена стыдила его, – «…- Куда ты, старый, прёшься. Не смеши народ…». Так он в прыжковый день по утру собирал удочки, заводил свой мотороллер и ехал, якобы на рыбалку…

     Многие из тех, что совершили в Васильевке свой первый парашютный прыжок, почувствовав вкус к прыжкам, тоже приезжали, находили – «доставали» парашюты, прыгали здесь, используя редкие возможности.

     Гриша Мазур, как и в Васильевке, был здесь главным парашютистом, он по-прежнему числился сотрудником местного ПДС, Парашютно-Десантной Службы ЦЛП.
     Когда мы организовывали парашютные соревнования на Кубок Мэра Запорожья, Акчурин сильно упирался. Он считал аэродром в Широком своей личной территорией и не желал, чтобы кто-то что-то здесь проводил не от его имени. Но мы «прикрылись» Мэром и пришлось вечному начальнику смириться. Когда я заказывал гравировку на кубке, вышел небольшой казус, - вместо «Кубок Мэра», мастер выгравировал «Кубок Мира»! Было лестно, конечно, но пришлось исправлять.

     На соревнования собралось много парашютистов со всей Украины, - подобные мероприятия были в последние годы редкостью. Из Киева был приглашён главный судья, было и радио, и телевидение. Всё «по-взрослому». Запорожская Мэрия выделила разные призы. Соревнования проходили два или три дня. Аэродром, обычно притихший, ожил и гудел. На второй день даже заявился Акчурин. Видно увидел репортаж по телевизору и решил тоже «засветиться».
     Мероприятие прошло спокойно, без приключений, все остались довольны. Решили проводить Кубок ежегодно.

2021 – Севастополь.

* - фото автора.

Следующее:
http://proza.ru/2021/04/28/1325


Рецензии