VIII. Гл-10. Полёт с посадкой на другом аэродроме

***  VIII. МАЛАЯ АВИАЦИЯ  часть-1  ***
 
          Лето, самая лётная пора. Летаем по выходным в Широком, перегнали Як в Запорожье, чтобы не мотаться в Токмак. В Запорожском Центре Лётной подготовки до сих пор есть какая-то лётная служба, - пару человек, хотя ничего у них не летает, кроме нашего Яка. Вот эта служба иногда напоминает, наверное, сама себе, что она – «лётная служба». Дают в Киев заявку на наши полёты, сажают РП. Всё по-взрослому. У нас есть пилотские, самолёт зарегистрирован. Всё серьёзно и законно. Но нам это не очень удобно, - вечные телефонные звонки, согласования, связь с запорожским аэропортом, хотя мы с редкими самолётами, посещающими запорожский аэропорт, никак не пересекаемся. Мы вообще на правом берегу Днепра. Поэтому мы предпочитаем летать в Широком «по-тихому». Никаких заявок, летаем, когда нам удобно. А потом и вообще стали улетать в Токмак. Каких-то полчаса лёта на высоте 100 – 300 метров и мы при полной свободе. Да и сам полёт в Токмак был интересным. Иногда улетали туда утром, а вечером возвращались. Потом стали оставлять самолёт в Токмаке, то есть снова там стали «базироваться», а сами приезжали туда на машине.

     Вскоре появились и желающие покататься, а потом и желающих научится летать. Хоть редко, но были планеристы, они звонили на аэродром договаривались, когда приехать. Если был Радек, он их затаскивал. Если Радека не было, а он часто мотался то в Чехию, то ещё куда, Сергей Павелко звонил мне, и я приезжал. По выходным дням собирался народ на аэродром, кто покататься на самолёте, кто просто поглазеть на Авиацию. Из самолётов был даже выбор, - Як-52 и Чмелак. Бывало приезжали бывшие лётчики, желающие слетать на Яке и даже «подержаться за ручку». Таких я сажал в переднюю кабину, давал управлять в воздухе. Сажал самолёт, конечно, сам из задней кабины. Однажды, такой бывший лётчик уже на выравнивании решил, что пора выравнивать, а инструктор «спит», рванул ручку на себя. Естественно, самолёт взмыл, мне пришлось «покрыть» определённой авиационной лексикой прыткого авиатора и энергично досаживать самолёт.
 
     Стал приезжать на аэродром из Запорожья Саня Мураховский, он летал когда-то на Л-29 в каком-то лётном училище, но не закончил. Теперь хотел вылететь на Як-52. Он, конечно, быстро вылетел самостоятельно и в дальнейшем изредка приезжал в Токмак полетать.
     Появился ещё один Саня Завгородний, запорожский парень лет тридцати, далёкий от авиации, но желающий научится летать. Составил я ему Программу, завёл собственного изобретения лётную книжку и стал его возить. Курсантом он оказался толковым, схватывал всё хорошо, но приезжал редко и обучение его растянулось.

     Был ещё один интересный экземпляр, желающий научится летать, совсем молодой, кстати, тоже Саня. Саня Старцев был сыном моего знакомого, тоже отставника, бывшего военного вертолётчика, Виктора Старцева. Возил я очередного Саню совсем недолго. Очень скоро стало ясно, что лётчиком ему быть не суждено, - он судорожно дёргал ручкой и всё время путал лево – право.

     Всем этим, так сказать, курсантам, я выдал компьютерные диски с теорией, скачал её с сайта Второго Московского Аэроклуба. Перед началом полётов проводил с ними наземную подготовку, принимал зачёты, - всё «по-взрослому».
 
     Потом появился Валентин Турецкий, мелитопольский новоявленный бизнесмен. Он где-то уже начинал летать на Як-52, но что-то не получилось. Теперь он хотел возобновить обучение на Яке. Приезжал Валентин на выходные, иногда и в будни. Полёты осваивал хорошо, соображал. С ним приезжал сын Антон, пока мы летаем, он ездит на отцовской машине, кажется был джип Мицубиси. Антону было лет девять и роста небольшого. Ездил в машине стоя, но уверенно.

     Отлетали мы с Валентином круги, потом зоны, пилотаж. Валентин хорошо всё схватывал, по Программе шёл без проблем. Скоро и САМ вылетел по кругу и в зону. Потом перешли к маршрутным полётам. Полетели контрольный полёт по маршруту с посадкой в Пологах. Полетели уже в конце дня. Сели в Пологах, полоса, хоть и заросшая, но Як относится к этому нормально, не «капризничает». Полетели назад. Смотрю, что-то небо сереет. Тот же самый случай с переходом на зимнее время, было уже такое в Васильевке. Не учёл я это. Добавили обороты, увеличили скорость, но чувствую, что прилетим в Токмак уже в темноте. Так и получилось. Уже на подлёте не стали в кабине различаться приборы, Як-52 к ночным полётам не предназначен, освещение приборов не предусмотрено. Красные лампочки сигнализации шасси только мешают. Землю ещё кое-как видно, - сумерки. Хорошо, что местность хорошо знаю, ориентируюсь. Летали, как обычно, -  без связи. Зачем связь, - один борт в воздухе.
 
     Выдерживаю режим по положению РУДа, показаний приборов толком не видно. Вроде приближаемся к аэродрому, видны редкие огоньки. Заходим примерно на полосу. Думаю, - садиться будем на ощупь. И, тут, вдруг, видим в районе полосы огни двух автомашин. По ним сориентировались и сели. Оказывается, это Антон сообразил, включил огни своей машины и ещё кого-то организовал. Полёт по маршруту с посадкой на другом аэродроме стал ещё и с посадкой «ночью».

     Случился со мной как-то интересный казус, - и глупый и поучительный одновременно. Летом В Токмаке часто приходилось летать на Як-52 в жару. Прилетишь после пилотажа, весь «в мыле», - и от пилотажа, и от жары. Выпьешь холодного пива из запотевшей бутылочки после холодильника, - какое блаженство! Посидишь, отдохнёшь, через какое-то время снова летишь, - за пиво уже и не помнишь. И вот однажды, - выполнил я крайний полёт на пилотаж, больше в этот день летать не собирался. Вылез из жаркой кабины, в поту, и сразу к холодильнику. «Уговорил» аж две бутылки холодного пива, - расслабился, блаженствую.
 
     Тут подходит Сергей Павелко и просит слетать на Яке маленький круг, - что-то он там в движке регулирует и надо бы проверить в воздухе. Ну, думаю, не раз уже летал после одной бутылки пива, никогда проблем не было. Правда тут я две выпил, да время уже прошло. Ладно, размышляю, - «делов» на пять минут, да и лечу один.

     Запустил двигатель, вырулил, взлетел. В воздухе при открытом фонаре хорошо обдувает прохладным воздушным потоком, - красота. Всё нормально, полёт короткий, уже на третьем развороте, развернулся, снижаюсь к четвёртому. После четвёртого на глиссаде выпустил посадочные щитки, полоса передо мной, проверяю скорость, выпуск шасси и щитков. Смотрю на сигнальные лампочки положения шасси и вдруг, понимаю, что не помню какого цвета они должны быть в выпущенном положении? Зелёного или красного? А горят красные! Не помню, хоть убей! Наваждение какое-то! А полоса приближается! Доходит до меня, - надо, чтобы кран управления шасси стоял в выпущенном положении! И тогда какие лампочки будут гореть, такие и надо! Ставлю кран на выпуск, красные гаснут, загораются зелёные! Точно, должны быть зелёные! А вот уже и полоса, - выравниваю и сажусь.
     Больше после пива я не летал…

2021 – Севастополь.

*-на фото: - Як-52 в воздухе.
               - фото автора.

Следующее:
http://proza.ru/2021/04/29/1967


Рецензии