Глава 6. Движущая сила эволюции
Какое это имеет отношение к нашему повествованию?
Живой организм в процессе своего онтогенеза постоянно изменяется под действие различных и внешних и внутренних факторов. Изменяется и внутренне, и внешне. Внешнее изменение получило название фенотипической изменчивости.
В пример, обычно приводят зайца, который зимой имеет шерсть, окрашенную в белый цвет, а летом – в серый. Или брачное оперение некоторых птиц, связанное с уровнем определенных гормонов в организме.
Еще совсем недавно одним из биологических постулатов было убеждение в том, что изменения фенотипа никак не вызваны изменениями генотипа и потому, естественно, не могут передаваться по наследству.
Если папа, например, выдающийся пианист, его ребенок, едва научившись ходить, не сядет за рояль и не сыграет сонату Бетховена. Это совершенно очевидно на первый взгляд. Однако всё не так просто.
Мало тогда кому известный французский ученый-естествоиспытатель Жан Батист Пьер Антуан де Моне шевалье де Ламарк в тот год, когда на свет явился Чарльз Дарвин, опубликовал главный труд своей жизни двухтомник «Философия зоологии», которым очень гордился.
В этом своем труде Ламарк изложил на тот момент революционную идею эволюционного развития жизни на земле.
Животные и растения не были созданы такими, как мы их видим, считал Ламарк, но они есть результат развития или эволюции из некоторых исходных более простых форм, движущей силой которой являются естественные законы природы.
Эволюция совершается в силу двух основных причин: из-за стремления всего живого к прогрессу, которое есть внутреннее и неотъемлемое свойство всего живого, и под действием изменений жизненной среды. Т.е. некая внутренняя, таинственная сила заставляет живой организм совершенствоваться и усложняться, так сказать, вертикальная составляющая развития, а действие природы – изменений жизненной среды – создает многообразие видов, как бы горизонтальная составляющая.
Изменения среды могут вызвать появление у животного новых свойств, которые передаются по наследству. Классический, школьный пример с жирафом, предок которого имел обычную шею. Но чтобы добыть себе еду в условиях ее недостатка в африканской саванне первичное существо – пражираф – было вынуждено тянуться к съедобным веткам выше на дереве, и постепенно его шея и передние ноги стали такими, какие можно видеть сегодня.
И обязательное условие: приобретенные полезные свойства передаются потомству.
Однако эти представления и теории Ламарка не произвели на научное общество того времени никакого впечатления и не оказали никакого влияния. Жан Батист Пьер Антуан де Моне шевалье де Ламарк скончался всеми забытый и в нужде в возрасте 85 лет. И даже могила ученого не сохранилась.
А чуть позже, уже после смерти Ламарка, научная общественность усомнилась, что приобретенные признаки могут передаваться потомству, потому что факт того, что у пианиста отца ребенок не рождается умеющим играть на фортепьяно, казался очевидным. Но это нужно было как-то доказать.
Сегодня в классических учебниках биологии принято противопоставлять Ламарка и Дарвина, выставляя одного неким фантазером, а другого мэтром академической науки и истины в последней инстанции. Но на самом деле Чарльз Дарвин попытался объяснить механизм передачи приобретенных признаков при помощи придуманных им «геммул». Теория получила название пангенезеса. И была совершенно фантастической нужно признать.
У входа в Парижский ботанический сад есть памятник Ламарку (см.илл.), на котором изображен слепой Ламарк и его дочь Корнелия. У основания выгравированы слова, якобы однажды произнесенные ею в порыве отчаяния: «Потомство будет восхищаться вами, оно отомстит за вас, отец».
И только сегодня можно сказать, что слова эти, в некотором смысле, начинают сбываться.
Продолжение http://proza.ru/2021/04/29/691
Свидетельство о публикации №221042900684
Мне эта теория очень нравится.
Нико Галина 04.04.2025 01:06 Заявить о нарушении
Спасибо.
Яков Задонский 05.04.2025 19:34 Заявить о нарушении