Разговор с режиссером Тимуром Бекмамбетовым
Поводом к этому заочному «разговору» стали мысли и идеи, высказанные Тимуром Бекмамбетовым в «Белой студии» с Дарьей Златопольской 27 апреля в эфире телеканала «Россия – Культура»
Начнем с того, что имя Тимура Бекмамбетова давно на слуху у многомиллионной отечественной и части зарубежной киноаудитории. Перечень снятых им фильмов, включая рекламные исторические ролики, весьма внушителен. Правда созданная им продукция, на мой субъективный взгляд, очень разная по качеству – от гениальности до откровенной профанации.
Но то, что её объединяет, так это фирменный «бекмамбетовский» стиль – способность зацепить зрителя за живое, вызвать у него бурю эмоций. В связи с этим несколько слов о таланте манипулятора в киноиндустрии.
Скажем прямо - любой режиссер-продюсер всегда должен быть грамотным и профессиональным манипулятором, уметь добиваться поставленной цели как в работе с подчиненными, так и зрителями. При этом важнейшей частью этих достижений практически всегда остается коммерческий успех, и в том КАК его достичь Тимур, безусловно, мастер. Мастер тонкий, профессиональный и проникновенный до цинизма.
Говоря о цинизме, я вовсе не морализаторствую. Как обойтись без него в искусстве лицедейства, а уж руководить техническим персоналом и коллективом лицедеев, что приходится делать режиссеру, а тем более продюсеру, так вообще невозможно. Это часть профессии, важная часть…
Сложнее с обозначенной в заглавии темой визионерства. Эта способность заглядывать в будущее, безусловно, опирается на умение видеть настоящее, схватывать суть происходящего в режиме «здесь и сейчас». В связи с этим не могу не выразить своего восхищения наблюдением Тимура «о звездах и гениях»:
«Мой преподаватель, старый дедушка в Ташкенте, говорил мне: чтобы нарисовать белый глаз, вокруг него нужна черная тень. То же в литературе и кино: правильно придуманные злодеи формируют образ героя. Положительный герой в фильмах, как правило, не имеет характера – он нейтрален, как чистый лист. А окружение создает контекст, и зритель наполняет героя своими чувствами. Поэтому есть гениальные актеры, а есть звезды. Звезды умеют быть нейтральными, потому что зритель имеет возможность «вписать» в их образы то, что ему близко. А гениальные и великие актеры – это характерные актеры, которые умеют создавать образы. Поэтому всегда интереснее играть злодеев, а не героев».
На мой взгляд, это попадание в «яблочко». Во всяком случае, благодаря Тимуру Бекмамбетову у меня возникло четкое понимание того, что всегда присутствовало интуитивно, но не находило своего определения – почему веет бездонной пустотой от таких актеров, как Бред Пит, Том Круз и других звёзд Голливуда. В чем их сущностное отличие от таких актеров, как Жан Габен, Энтони Хопкинс и Билл Мюррей? Параллели можно найти и в нашем кинематографе.
Спасибо Тимуру – всё подмечено гениально. Конечно же есть много актеров «на переходе» от звезд к гениальности, но и в них всегда есть то, что перевешивает. Хотя и здесь возможны изменения, о которых также говорил Бекмамбетов...
(продолжение http://proza.ru/2021/05/01/1341)
Свидетельство о публикации №221042900851