Подранки

     Работа Николая Губенко напомнила мне фильм другого большого мастера кино. Я вспомнил "Зеркало" Тарковского.  Сначала я сам не понял, почему. Причиной, как я позже понял, послужили - прекрасная старинная музыка в обоих фильмах,  сочность красок,  прием ретроспективы и главное в этих работах все  происходящее  мы  видим  глазами главного героя - сначала мальчика, потом зрелого мужчины.

     Главный герой картины - Алеша Бартеньев.  Первый раз мы его видим вместе с другими мальчиками, худых, бритых и испуганных, в санпропускнике. Это дети войны, потерявшие родителей и уже много до детского дома испытавших. Мы смотрим и завидуем этим детям - сколько душевной ласки, заботы получают они от своих воспитателей, негодуем и переживаем с ними,  если взрослые неправы,  плачем с ними при гибели товарища, снисходительно улыбаемся смотря на их детские шалости.  Алешка в своей форменной курточке похож на лицеиста Пушкина.

     Старинная усадьба, где находится детский дом, природа, прекрасный преподаватель литературы - все располагает к  поэзии.  И  Алеша  пишет стихи, здесь он впервые влюбляется,  а поскольку молодая женщина здесь одна - умная, красивая, веселая, то он и влюбляется в нее, в свою учительницу.

     Настоящих воспитателей,  учителей в то время было  мало,  где  их взять в войну?  Вот и шли к ребятам обожженные войной танкисты, контуженные пехотинцы,  бывшие командиры,  а ныне инвалиды. Дети были трудные, но воспитателям обычно хватало такта и ума при нехватке педагогического опыта. Попадались ребятам и такие учителя, как Криворучко. Человек, прошедший войну,  горевший в танке, видимо неплохой человек, он забыл, что перед ним дети, а не солдаты, что с ними надо быть помягче, умнее, что грубость, злость может вызвать те же ответные чувства. Даже если бы фильм ограничился жизнью Алеши в  детском  доме,  это  был  бы прекрасный фильм.

     Но мы видим Алексея взрослым человеком,  отыскавшим своих братьев Сергея и Дениса.  Война разметала их, поставив в разные условия, оставила на них свой отпечаток. Денис попал в обеспеченную семью. И мы видим его сейчас довольного собой и своей жизнью.  Он главный архитектор города (артист А.Калягин).  У него прекрасная квартира, изысканные манеры, он может занять собеседника интересным разговором, он хлебосолен и гостеприимен.  Можно заметить его практическую хватку и небеспричинный оптимизм.  Дениса мало трогает судьба братьев, он не хочет вспоминать о прошлом.

     Алеша (артист  Будрайтис) - писатель,  мы не знаем о его нынешней жизни, но видим его поступки и сами делаем о нем выводы.  Так разыскав второго брата,  Сергея, он едет к нему на свидание, в тюрьму. Сергей - преступник, рецидивист (артист Бурков).  Как человек обозленный, ожесточенный, он резко судит окружающих. Приезду Алеши он не рад, он видит в этом поступке лицемерие - "акт великодушия".  Он судит мать,  не выдержавшую тяжелую жизнь вдовы с четырьмя детьми на руках и покончившую с собой.  Алеша слышит об этом впервые,  он самый младший из братьев и мать не помнит.  Он не торопится ее судить - Какого ей было с нами, да я еще маленький?! Не хочет он быть судьей и Сергею. Он советует ему не делать опрометчивых выводов.  Впервые Сергея не учат жить, а говорят с ним на равных.

     Фильм кончается  кадрами,  где  мы  видим  Алексея  пришедшего на встречу с прошлым,  в заброшенную усадьбу,  где он пережил и радость и горе и любовь и разочарование.  Ему не о чем сожалеть, жизнь он прожил честно, только обидно, что с братьями разлучила война, а сестра, заменившая ему мать, умерла так рано.


Рецензии