Подранки
Главный герой картины - Алеша Бартеньев. Первый раз мы его видим вместе с другими мальчиками, худых, бритых и испуганных, в санпропускнике. Это дети войны, потерявшие родителей и уже много до детского дома испытавших. Мы смотрим и завидуем этим детям - сколько душевной ласки, заботы получают они от своих воспитателей, негодуем и переживаем с ними, если взрослые неправы, плачем с ними при гибели товарища, снисходительно улыбаемся смотря на их детские шалости. Алешка в своей форменной курточке похож на лицеиста Пушкина.
Старинная усадьба, где находится детский дом, природа, прекрасный преподаватель литературы - все располагает к поэзии. И Алеша пишет стихи, здесь он впервые влюбляется, а поскольку молодая женщина здесь одна - умная, красивая, веселая, то он и влюбляется в нее, в свою учительницу.
Настоящих воспитателей, учителей в то время было мало, где их взять в войну? Вот и шли к ребятам обожженные войной танкисты, контуженные пехотинцы, бывшие командиры, а ныне инвалиды. Дети были трудные, но воспитателям обычно хватало такта и ума при нехватке педагогического опыта. Попадались ребятам и такие учителя, как Криворучко. Человек, прошедший войну, горевший в танке, видимо неплохой человек, он забыл, что перед ним дети, а не солдаты, что с ними надо быть помягче, умнее, что грубость, злость может вызвать те же ответные чувства. Даже если бы фильм ограничился жизнью Алеши в детском доме, это был бы прекрасный фильм.
Но мы видим Алексея взрослым человеком, отыскавшим своих братьев Сергея и Дениса. Война разметала их, поставив в разные условия, оставила на них свой отпечаток. Денис попал в обеспеченную семью. И мы видим его сейчас довольного собой и своей жизнью. Он главный архитектор города (артист А.Калягин). У него прекрасная квартира, изысканные манеры, он может занять собеседника интересным разговором, он хлебосолен и гостеприимен. Можно заметить его практическую хватку и небеспричинный оптимизм. Дениса мало трогает судьба братьев, он не хочет вспоминать о прошлом.
Алеша (артист Будрайтис) - писатель, мы не знаем о его нынешней жизни, но видим его поступки и сами делаем о нем выводы. Так разыскав второго брата, Сергея, он едет к нему на свидание, в тюрьму. Сергей - преступник, рецидивист (артист Бурков). Как человек обозленный, ожесточенный, он резко судит окружающих. Приезду Алеши он не рад, он видит в этом поступке лицемерие - "акт великодушия". Он судит мать, не выдержавшую тяжелую жизнь вдовы с четырьмя детьми на руках и покончившую с собой. Алеша слышит об этом впервые, он самый младший из братьев и мать не помнит. Он не торопится ее судить - Какого ей было с нами, да я еще маленький?! Не хочет он быть судьей и Сергею. Он советует ему не делать опрометчивых выводов. Впервые Сергея не учат жить, а говорят с ним на равных.
Фильм кончается кадрами, где мы видим Алексея пришедшего на встречу с прошлым, в заброшенную усадьбу, где он пережил и радость и горе и любовь и разочарование. Ему не о чем сожалеть, жизнь он прожил честно, только обидно, что с братьями разлучила война, а сестра, заменившая ему мать, умерла так рано.
Свидетельство о публикации №221050201559