О бухгалтерии, высокой и низкой

В голодные годы (а были и такие) я хваталась за любую работу. Знание нескольких иностранных языков немного вытягивало, но ненадолго - лишь чтобы пройтись по кромочке благополучия и снова нырнуть в безденежье. Все вокруг пищали, что надо получить стабильную работу. Был конец 90-х. Я ударилась в рекрутинг, эйчар, организацию конференций, семинаров и чёртавступе. И в месяц какого-то особенного затишья с проектами мне предложили побыть бухгалтером. «Пока не найдут настоящего».
Я честно научилась печатать счета, заносить цифры в 1С и «лепить первичку».
Бухгалтерия была моим персональным адом. Но каждый раз, когда у меня сходились цифры в колонках, я приходила в такой неописуемый экстаз и так радовалась в голос, что старенький директор фирмы качал головой и уходил пить коньяк в свой кабинет.
- Ничего, - подбадривала меня секретарь директора. – Шажочек за шажочком, глядишь, научишься. Из низкой бухгалтерии перейдёшь в высокую.
- В высокую? Это как? – недоумевала я.
- Ну… - она кусала накрашенные губы. – Высокая… Это когда баланс сходится.
Баланс у меня не сходился даже под чутким руководством директора. Я плакала. Держали меня из жалости к дебилизму и схожесть с какой-то первой школьной любовью директора. Но каждый день, вставая на работу, я готовилась к тому, что сегодня меня уволят, не заплатив.
Проработала я так месяца два, параллельно собеседуя на свою же должность «настоящих бухгалтеров» - точнее, бухгалтерш такого растиражиронного стереотипа - пучок на темени, очки, глупый шарфик на шее - что вот опиши я такую кралю в книге, редактор вычеркнет за измусоленность трафарета. Бухгалтерши по-мышиному водили носами, кивали кичками, но, узнав про мизерную зарплату, испарялись навсегда.
Я позвонила подруге-экономисту. И спросила совета.
- Закончи курсы и все дела, - вяло посоветовала она.
- Не успею, - ответила я тоже вяло.
- Тогда лицо утюгом, калькулятор в руку, мозги в кулак. Ты же не клиническая дура?
Я молчала. Подруга недоверчиво оглядела меня с ног до головы и выпалила:
- Может, тебе одеться, как они?
«Они» - это другое племя. Бухгалтера. Новый био-вид и неведомая космическая органика.
Я попробовала мимикрировать под бухгалтершу. Но волосы из-под резинки рассыпались, шарфик душил, очки запотевали. Таблица умножения надсмехалась надо мной, мысли ворочались тяжело и с грохотом: так в моём детстве в овощном магазине дребезжала картошка в железном жёлобе, когда её отгружали покупателю в подставленную авоську.
И тут неожиданно приехали финские партнёры. Обнаружив во мне знание языка, какую-то маломальскую адекватность и приветливый оскал, стали выпрашивать старичка-директора уступить им дивчину для административного рабства. Зарплата была больше, офис чище, перспектива ездить в командировку в страну Суоми объёмней.
- Будешь маасдамом в масле кататься, соглашайся, - уговаривала подруга-экономист.
Маасдамом кататься, конечно, хотелось, но предстоящий разговор с директором вселял языческий ужас.
Старичок наотрез отказался меня отдавать, даже наорал на финнов, обвинил их во всех грехах, в которых были виноваты шведы, от Ледового побоища до Полтавы. Финны слабо сопротивлялись, но убойных аргументов не находили, и тогда предложили меня to buy out. Что-то типа выкупить мою крестьянскую душу и за это сделать старичку аппетитные скидки на поставки. Но старичок выпячивал нижнюю губу и отстаивал меня с таким рвением, что я испытала к нему глубокую внучачью эмпатию. Финны мне промыли мозги, и за ночь я заготовила пламенную речь о рабстве, оковах и свободе выбора.
Утром пришла в офис. Произнести свою речь я не смогла. Ну вот не смогла. Сейчас бы - хм, ерунда вопрос - Добби свободен, и пошла бы себе восвояси. А тогда было острое чувство стыда и какая-то старомодная сентиментальность.
Я написала речь на бумаге, отдала директору и пошла доделывать срочную бухгалтерскую работу, чтобы уйти из фирмы не совсем собакой-девочкой.
Директор орал так, что я думала, отдаст концы прямо в кабинете. Финны вступились и тоже начали орать. Гвалт стоял вполне птичий.
И тут у меня сошёлся баланс.
Нет, вы не понимаете - это была «высокая бухгалтерия», это круче оргазма, это походило на гимн всех клеток кожи, всех поджилок, всех атомов. Я завопила так, что все разом смолкли и выбежали посмотреть, кого засосало в вентилятор. А я пялилась на них и мотала головой в разные (совсем разные) стороны. Торги прекратились.


К слову, я проработала у старичка ещё почти год, уже переводчиком между ним и его финнами, и не ушла бы, наверное, но в один день фирму закрыли, дверь опечатали, а новую бухгалтершу в очках и с бубликом на голове «вызывали на разговор».
С магией цифр я больше никогда не работала, но с тех пор, если получаю какое-нибудь истинное удовольствие от проделанного труда, я частенько говорю:
- Высокая бухгалтерия!


Рецензии
Отличный рассказ! Спасибо! С уважением.

Вера Эльберт   22.11.2023 05:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.