Почему не состоялся коммунистический рай?

Таким вопросом задался Геннадий Гумилевский в публикации "Мессия, Россия, коммунисты и современный мир". Вкратце изложу размышления Гумилевского.

В Европе возникло утопическое учение философов о справедливом обществе без пришествия Бога и Его Мессии, которое проповедовали христиане. Один из них Томас Мор в 1516 г. изобразил обшество, где нет частной собственности и распределение результатов труда происходит по потребности. Через 100 лет Томаззо Кампанелла изложил принцип социализма и насильственного подавления личности во имя коллектива. Население живёт в коммунизме и с уничтожением частной собственности уничтожаются все пороки. Утописты не отвергали Бога. На смену утопистам пришло марксистское учение. Маркс был аморальным человеком. Будущий основоположник научного коммунизма в своём гимназическом сочинении писал: "Единение с Христом состоит в самом тесном и живом общении с ним, в том, что мы всегда имеем его перед глазами и в сердце своём и, проникнутые величайшей любовью к нему...". Но всё учение Маркса о справедливости будущего общества было построено, в том числе, на утопическом учении, но Маркс внёс необходимость кровавых революций. Коммунисты в марксистско-ленинском учении решили по примеру Маркса позаимствовать кое-что из Библии. Никита Хрущёв решил построить коммунизм и приказал быстро сочинить моральный кодекс коммунистов. Вспоминает политолог Фёдор Бурлацкий, один из авторов "Морального кодекса строителей коммунизма" (приняли на 22 съезде КПСС в 1961 г.): "Я сказал, что нужно исходить не только из коммунистических постулатов, но и также из заповедей Моисея, Христа, тогда всё действительно "ляжет" на общественное сознание. Это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозных элементов. Буквально часа за полтара мы сочинили такой текст, который в Президиуме ЦК прошёл на "ура". Геннадий Гумилевский спрашивает: "Почему не состоялся этот "рай" для людей?" И отвечает: "главным образом из-за того, что такое общество без Бога существовать не может". Возможно, Гумилевский прав.

Но есть и другое мнение по этому вопросу в публикациях Владимира Леоновича. Вкратце изложу аргументы Леоновича.

Любая утопия всегда немного условна. В этом коварство притягательной силы утопии. Коварство утопии в том, что она представляется авторам достаточно реальной, при выполнении некоторых условий, которые несведущим людям кажутся вполне выполнимыми, но тем не менне являются объективно невозможными. В человеческом обществе больше задатков капитализма, чем задатков социализма. Социализм гораздо сложнее поддерживать, чем даже его построить на остатках капитализма. Сталин сознательно строил крепостной социализм для блага народа. Сталин строил социализм, но при этом был абсолютно уверен, что первобытная человеческая сущность будут постоянно подтачивать его постройку. И ради счастья всех жить без капиталистической эксплуатации он готов был жертвовать счастьем и жизнью ограниченного круга людей, которым не доверял всю свою жизнь. Большевики верили в успех и правоту своего дела. Но вера не нуждается в знании. Отдавали ли они себе отчёт, что могут проиграть, даже временно победив?  Догадывались, и таили это в себе, как сокровенную тайну. Догадывались, но не знали. Не могли они ни остановиться, ни повернуть вспять.

Люди не хотят жить в обществе бедного равенства, но люди не могут быть равными в богатстве. Поэтому элементы социалистического обустройства общества при капиталистическом способе производства оказались успешными в скандинавских странах. Но менталитет российский шибко отличается от скандинавского.


Рецензии
Не только Коммунистическое общество без Бога существовать не может, но и любое.
В том числе Капиталистическое, ещё более бездуховное и совершенно бездушное!

В чем видна не только разница , но и сходство, того и другого общества.
Если разница видна во многом, то сходство, Особенно сходство, оспаривается ведущими политологами этих двух, казалось бы разительно отличных друг от друга обществ.

В чём же сходство?
Экономика вроде бы разная, идеология разная, отношение к людям разное. И всё же сходство есть в управлении во властных структурах. Рыба как известно гниёт с головы.
Если сравнить однопартийное управление СССР с управлением так называемых "демократических" ведущих страна капитала. То везде во главе государств находились и находятся высокопоставленные сановники.
В СССР это была партийная номенклатура, во главе с генсеком, в капиталистической РФ, по примеру других капиталистических стран, президенты с послушным правительством, парламентом (Думой).
Всем этим властным структурам присущ пресловутый "иерархический служебный централизм". Истинной демократии , власти народа, в таком властном правлении нет и быть не может, так же как в абсолютной монархии.

Но, в СССР были помимо КПСС народные выборные СОВЕТЫ!..
Лишь Советы Народных Депутатов полностью отражали чаянья народа.

Виктор Болгов -Железногорский   10.02.2024 05:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.