Моя рецензия на Диагноз Л. Толстого о Шекспире

 
http://proza.ru/2021/04/22/151
Ах, Шекспир, Шекспир!
Покорил он все же мир.
Быстрым росчерком пера
Тайны королевского двора
Открывал своим ключом,
И подслушивал тайком.
А потом писал, писал...
В каждой драме наповал
Он кого-то убивал.
Может счастья не видал,
Может сам страдал...

Вывод делаю один:
Под Шекспира господин
Не творил один...
Иль в угоду королю
Закрепить свой антураж,
Чтоб прославить всю страну
Затевал всегда войну
Меж Капулетти и Монтекки,
Реганой и Гонерильей -
Бедный и несчастный Лир.

Вывод делаю другой:
А Шекспир ведь не чужой...


Рецензии
Лев Николаевич ОЧЕНЬ долго шёл к этому своему очерку о Шекспире, Виноградинка! Как и к ранее написанному трактату «Что такое искусство?». Ты же -- не осмыслила выводы Толстого и не подготовила достойные контраргументы, учитывающие СПОЛНА эстетические воззрения Толстого -- включая поэзию и драматургию. Во́т отчего тебе понадобились, в мнимое «возражение» Толстому, эти и ещё одни, здесь же, по соседству, уже откровенно плохие стихи: в прозе получилось бы ещё малоубедительней... Рифма -- как вкусная приправка к плохому блюду.

Итого. «Спор» у тебя не вытанцовался: ты лишь наивно призналась в корявых стихах в обаянии, оказанном на тебя афористичностью и безусловной глубиной шекспировских суждений, яркостью образов... «А мне нравится!» -- да и всё тут!

И не забывай, умственное дитя, что Толстой судил драматургию Шекспира не с одних эстетических, но и с христианских нравственных позиций.

В эстетическом отношении писатель видит в драматургическом наследии В. Шекспира тупиковую и ошибочную ветвь в эволюции европейской драмы, порождённую некоторым сочетанным воздействием возрожденческих явлений религиозного скепсиса и восторженного увлечения заново открытой античностью.

Дело не в "условностях драматургии Шекспира", которые, как принято долбить из книжки в книжку, Толстой, дескать, "не оценил" и даже "не понял" (ведь вот, какой дурень-то толстокожий! ;)), а — в принципиальной ущербности насильственно оторванной Возрождением и Реформацией от своих религиозно-этических и эстетических "корней" европейской драмы Нового времени.

В этическом отношении пьесы В. Шекспира для Л.Н. Толстого — энциклопедия открыто и цинично оппонирующих христианству языческих идей насилия ради "защиты чести", "мести", трона или денег, апология военных и любовных "побед", роскоши, разврата, всяческих преступлений... Всё это навязано публике её властителями дум в 18-19 веке, толкующими Шекспира авторами, превозносившими его. Коренная причина этого культа Толстому видится в том, что Шекспир сумел "красиво" подать оправдание той нехристианской жизни, которую вела в его время и продолжала вести в 19-м и начале 20 века Европа, да и весь т.н. "цивилизованный мир". Толпе осталось только услышат заключение "авторитетов" от науки — и она услышала его...

Наконец, одна из важнейших, требующих особого и пристального внимания проблем, поднятых Л.Н. Толстым в этой связи — быть может, именно им впервые и здесь затронутая проблема податливости массового сознания манипулированию им с целью создания любых, и "белых", и "чёрных" мифов, касающихся тех или иных событий, имён и сочинений.

В этом же манипулировании -- «рука руку моет», и красивость рифмованных, в хорошем переводе на русский, строчек, подкупает таких простушек, как ты, Виноградинка, выражать согласие и с вполне языческим мировидением Шекспира. А этого-то и нужно твоим обманщикам!..

Роман Алтухов   04.07.2022 19:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.