А. И. Корабельщиков. Судьба и выбор. Часть 2

АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ КОРАБЕЛЬЩИКОВ (1945 - 2021),
Действительный государственный советник РФ 1 класса

СУДЬБА И ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
АНАТОЛИЯ КОРАБЕЛЬЩИКОВА

Часть 2
(Часть 1 здесь: http://proza.ru/2021/04/23/806 )

…И ведь меня приглашают на работу не в отдел пропаганды и агитации «языком чесать», а в организационный (!) отдел, и не на группу ЖЭКов, а НИИ и КБ. Это лучшее, что может быть! И я решился попробовать себя в новой ипостаси. Сделал, пожалуй, самый серьёзный выбор - поворот в своей судьбе! Позвонил, в РК КПСС А.Я. Новикову и сказал: «Согласен!». Договорились, что я съезжу на родину, навещу родителей, приеду и выхожу на работу.


«Партайгеноссе»

СОКОЛЬНИЧЕСКИЙ РАЙКОМ КПСС

В сентябре 1977г. я утверждён инструктором Сокольнического райкома КПСС. И сразу, «с корабля - на бал», пришлось включиться в важную политическую кампанию по обсуждению во всех трудовых коллективах и партийных организациях только что принятой Верховным Советом СССР новой «Брежневской» Конституции СССР.

На фото: Наш орготдел. В центре Максимова Алла Александрова - третий секретарь райкома, куратор нашего отдела.

Постепенно входил в курс дела, этому способствовала сразу же начавшаяся отчётно-выборная кампания в партийных организациях, где волей - неволей приходилось присутствовать. Как правило, на собраниях представители райкома должны с «надутыми от важности и солидности щеками» выступать-критиковать-ставить задачи». Многие использовали для этого вырезки из передовиц газеты «Правда», типа: «...Как сказал наш дорогой Леонид Ильич». Я на это не пошёл. При подготовке собраний, кто из секретарей обращался - помогал какой-либо статистикой по району и городу, и т.п. А на самом собрании пытался понять - чем занимается институт или КБ, как он смотрится в своей отрасли, авторитетный ли в коллективе секретарь парторганизации. В крупные организации помимо инструктора ходили секретари райкома. На собраниях удалось познакомиться и с директорами организаций.
Постепенно завоевал авторитет у секретарей п/о, а это, как правило, были образованные, интеллигентные, авторитетные в своих коллективах и районе личности, знающие себе цену.

Впервые ввёл в практику выездные семинары по обмену опытом работы среди директоров и секретарей парторганизаций своей группы. Из толковых, инициативных учёных, инженеров создал районный совет, который помогал мне организовывать такие семинары на очень солидном уровне. (С благодарностью вспоминаю совместную работу с Богдановым Виктором Михайловичем - заведующим отделением комплексных испытаний ВНИИ ЖТ и Любиным Яковом Львовичем - заведующим лабораторией ВНИИ Гидромаша.) Это, естественно, расширяло и мой кругозор, позволяло быстро набирать организаторский и управленческий опыт.
Вот, например, один из таких семинаров в ЦНИИ Комплексной автоматизации, который в этих вопросах был один из лидеров в стране. Туда с удовольствием пришли большинство директоров и остались очень довольными, получив информацию, подготовленные буклеты, а, главное, обменявшись телефонами для связи. Слева - я открываю семинар. Справа - выступает директор ЦНИИКА Стефани (имя-отчество не помню).

На следующем фото - семинар, который удалось организовать даже в очень «закрытом» институте ЦНИИ Информации Министерства авиационной промышленности. Слева-направо: директор института и секретарь парторганизации (ФИО не помню), затем, за мной - секретарь райкома Максимова А.А. (с удовольствием и интересом пришла со мной послушать - чем занимается институт), затем - Богданов В.М. из моей группы организаторов. Ну, а сзади стоит «наш Ильич», который Ленин. В те времена без него - никуда и никак.

...Представьте себе, что мне удалось в рамках моей группы реализовать ещё одну социально значимую идею. Одной из самых серьёзных проблем Советского Союза в период почти построенного «полностью и окончательно» самого «развитого социализма» была осенняя «битва за урожай» на полях и плантациях, а также ещё жестокая круглогодичная битва за его сохранность на плодоовощных базах г. Москвы. И там и там в качестве «войска» использовались «бездельники и дармоеды» из институтов, КБ, министерств и ведомств, школ и лечебных заведений. Ежедневно по квоте выделяли людей, в т.ч. и кандидатов-докторов наук. И те, найдя резиновые сапоги или «кирзач», телогрейку и рукавицы, шли на овощные базы и ковырялись там в гнили, пытаясь что-нибудь набрать и отгрузить в магазин. Главный механизм там - совковая лопата: «Бери больше, кидай дальше. А пока летит - отдыхаешь». Сейчас-то для этого служат таджико-киргизо-узбеки.
Но поскольку тогда их в Москве не было, - они у себя на родине с удовольствием урюк и дыни ели, да насвай жевали, то на базы с удовольствием ходили дамочки «на сносях». Ведь за выход на овощную базу, как и на дежурство в ДНД (добровольные народные дружины) давали ещё и отгулы. Таких беременных дружинниц («гроза» местной шпаны), едва держащихся друг за друга, прогуливающихся вечером по парку «Сокольники», называли «группы здоровья».
На фото:

1. Уборка картошки в Подмосковье на 1-м курсе МИИТа;
2. Работа плодоовощной базе сотрудников ВНИИ ЖТ.

В октябре 1979г. я был утвержден заместителем заведующего орготделом,
курировал работу групп парторганизаций госучреждений, НИИ, КБ, промышленных предприятий, строительных организаций, транспорта и связи района.
Под общим руководством I секретаря РК КПСС Улезло Николая Ивановича создал и курировал работу группы инициативных учёных и конструкторов по разработке комплекса машин для механизации погрузо-разгрузочных работ на плодоовощных базах. Изучили и выявили самые узкие и трудоёмкие процессы. В первую очередь - нет самых необходимых погрузчиков и транспортёров. А в этом деле спецы самой высшей квалификации в моей группе работают в Гипроуглемаше (Проектно-конструкторский институт угольного машиностроения). Переговорил с Хориным Владимиром Никитичем - бывшим в то время директором Гипроуглемаша. Это - авторитетный специалист в области горного машиностроения — доктор технических наук, профессор, автор 140 изобретений, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
В этом институте и подобрали основную группу конструкторов по машинам и гидравлике, в частности, имевших большой опыт разработки угольных комбайнов, транспортёров, погрузчиков и разгрузчиков. У них было мощное опытное производство - Малаховский экспериментальный завод, где оперативно делали и опытные образцы, и небольшие партии. Владимир Никитич с пониманием относился к городским проблемам и находил резервы. Возглавили группу Аксёнов Юрий Григорьевич и Хазин (имя-отчество, к сожалению, забыл).
К ним подключили специалистов ПКБ ЦТ МПС с опытным производством, где я ранее работал, и ВНИИгидромаша. А ВНИИ железнодорожного транспорта, где ещё раньше также работал, разработали и уже изготовили опытный образец мощного устройства для разгрузки ж/д вагонов с сыпучими грузами. Вытрясали из наклонённых вагонов через открытую дверь, как из решета, картошку, загруженную навалом. Представьте себе, что в те годы так её и возили с наших полей, а не мытую в полиэтиленовых пакетах. Испытание проводили на опытном кольце МПС в Щербинке.
А вот другие изделия, изготовленные для «нашей» базы на «наших» опытных заводах, пошли «на Ура!». Подготовили несколько экземпляров рекламных альбомов, в частности, для Горкома КПСС и Мосгорисполкома, свозили - показали им механизмы в действии. Прошла команда по всем районам, по всем базам г. Москвы.
На фото: А.И. Корабельщиков и Н.И. Улезло.
Многие разработки: различные погрузчики, транспортёры заинтересовали и другие районы Москвы. Мы выпустили и распространили специальный рекламный альбом, желающие приобретали у авторов чертежи и организовывали выпуск механизмов на своих предприятиях.
Нашли возможность хорошо поощрить разработчиков. Их не деньги интересовали, на них всё равно ничего не купишь в те годы. Заказали по-крупному: автомашины «Волга», холодильники, дублёнки, хрустальные сервизы, ковры. Некоторых, с учётом их прежних достижений и заслуг на основном производстве, представили к государственным наградам: медалям СССР, на «Заслуженных изобретателей и рационализаторов», к медалям ВДНХ СССР. В те годы медаль ВДНХ СССР считалась весьма авторитетной, желаемой и уважаемой наградой для творческих работников. ...И вот «награда нашла и нашего героя», координатора этой работы.

PS: Дочка Ритуша, прочитав эту «быльку», попросила дополнить текст её воспоминаниями: «...Мы впервые смотрели тебя по телевизору, уже по цветному, по-моему, по московскому каналу, в новостях, где ты, в частности, рассказывал, как работает механизм «вытрясания» картошки из вагонов, вагон ставился наклонно, это я помню. Я очень гордилась, что моего папу по телевизору показали!».
Но дальше институтского опытного образца эта «абракадабра» для разгрузки «еды» не пошла.

*
В эти же годы началась подготовка к Олимпийским играм в Москве. В авральном порядке строились Олимпийские объекты. За каждым были закреплены руководители горкома и райкомов партии, предприятия и организации по квоте ежедневно выделяли людей. Я был член городского штаба по строительству спорткомплекса «Олимпийский», хотя он расположен в Дзержинском районе. Штаб возглавлял сам Председатель Оргкомитета по строительству олимпийских объектов Новиков Игнатий Трофимович.
За участие в работе городского штаба по строительству олимпийских объектов (спорткомплекс «Олимпийский») был я награждён памятным знаком «Олимпиада-80» и ещё одной бронзовой медалью ВДНХ СССР. (...И вот судьба - как раз в период написания этих воспоминаний, ровно через 40 лет [после постройки], московские власти осуществляют скандальный снос этого грандиозного сооружения…).
*;
На фото: Как секретарь парторганизации аппарата, я веду собрание, на котором мы провожаем нашего первого секретаря Николая Ивановича Улезло, утверждённого заместителем председателя Мосгорисполкома по вопросам транспорта и связи. Первым секретарём избрана Максимова А.А. На втором фото за столом слева-направо: Сурикова Галина Николаевна - инструктор отдела оргпартработы МГК КПСС, которая чуть позже «продала» - рекомендовала меня в горком партии. Затем, Патрушев Виссарион Николаевич - второй секретарь рацкома Максимова А.А., Улезло Н.И и Рунов Игорь Владимирович - только что избранный третьим секретарём РК КПСС. Стоит наш орготдел.
Думаю, уместно отметить, что у меня сложились очень хорошие отношения с первым секретарём райкома партии Николаем Ивановичем Улезло.
По жизни мне в основном везло на руководителей. Переходя на партийную работу в райком, я догадывался, да и вслух говорили, что партработники - люди своеобразные, там особая этика отношений. В чём-то это так и есть. Но в данном случае мне повезло. Первый секретарь Сокольнического райкома, куда я пришёл желторотым юнцом в партийных делах, оказался не партийным снобом, выскочившим из комсомольских штанишек, а грамотным управленцем с инженерным складом ума. Это мне было - бальзам на душу.

Н.И.Улезло - тоже был железнодорожник по образованию, ранее работал в Трансэлектропроекте. Спокойный, мудрый руководитель. Понимая всю сверхглупость срывать с работы тысячи интеллектуальных работников НИИ, КБ, госучреждений и ежедневно гонять их на овощные базы на низкоквалифицированные грязные и тяжёлые работы, он решил собрать при райкоме группу энтузиастов, разработать и обеспечить базы погрузо-разгрузочными машинами и механизмами. Поручил эту работу мне, естественно, не снимая всех остальных обязанностей. Это было для меня не только отдушиной, но и большим стимулом: общение с талантливыми людьми, изобретателями - энтузиастами. И главное - быстрое внедрение разработок, видишь конечный результат и эффективность.
С переходом Николая Ивановича на работу заместителем председателя исполкома Моссовета по транспорту и связи и моим переходом в горком работа этой группы была свёрнута. Но приятно, что наши разработки внедрялись на многих базах Москвы и области.
...К сожалению, после его перехода в Мосгорисполком мы с ним не пересекались. Даже после моего ухода из МГК КПСС я к нему не обращался за помощью в трудоустройстве. Хорошо оценивая критическую ситуацию, я не считал возможным ставить его в неудобное положение.
...Умер Николай Иванович, светлая о нём память. Он был Личностью, а не партийным авторитетом. Мы с ним могли говорить «на одном языке». Это - тоже моя судьба!
И вот, что интересно и важно, после смены элит в Отечестве нашем, уже под названием Российская Федерация, для Н.И. Улезло достойного места в Москве не нашлось. Рулили столицей или бывшие завлабы, или акулы - типа Лужкова со своей Батуриной.
Уже работая над этой книгой, я не нашёл даже упоминания об этом человеке ни в Яндексе, ни в Google. А в сентябре 2019 года во время сбора членов нашего Саратовского землячества на престижном Троекуровском кладбище, где мы решили помянуть «отцов-основателей» землячества, я случайно «наткнулся» на могилу Н.И. Улезло. Она расположена в совершенно неподходящем месте у самого забора. На могиле установлена плита «экономварианта», даже без фотографии. И это всё на фоне настоящих «мавзолеев» у бывших «хозяев» нынешней жизни. Нет слов...
В целом, работа в райкоме партии хоть и требовала очень большого напряжения, много сил и времени, зачастую в ущерб семье, но доставляла истинное удовольствие от творчества, общения с интересными людьми, от видимых результатов и реально приобретаемого организаторского и управленческого опыта. Переход с научной и конструкторской работы на оргпартработу оказался правильным и дальновидным! И моя работа в райкоме была замечена. Очевидно, что такая информация обо мне шла в горком партии из уст нашего «куратора» Суриковой Галины Николаевны.


*

МОСКОВСКИЙ ГОРКОМ КПСС


…В мае 1982г. я был переведён на работу в Московский горком КПСС и назначен инструктором отдела организационно-партийной работы, куратором Люблинского района. Район окраинный, чисто рабочий. Там - Автозавод им. Ленинского комсомола (АЗЛК), выпускавший в те годы автомобили «Москвич» и главный поставщик кадров в райком партии и комсомола, в райисполком и др. Среди другого «крупняка» - Люблинский литейно¬механический завод, Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне, ряд крупных строительных объединений.. Первый секретарь райкома Житков А.К. говорил о себе и коллегах: «Мы... - в телогрейках!». Одним словом - сильный контраст с «интеллигентными» Сокольниками. Но ничего, ключ-язык я и к ним быстро подобрал, отношения были хорошие…
Конечно, на инструктора отдела оргпартработы замыкались все вопросы по курируемому району, в первую очередь - кадровые. Надо хорошо знать не только районное руководство, но и секретарей всех крупных партийных организаций, иметь мнение по их перспективе и возможный резерв на замену. Бывать на всех районных мероприятиях, заседаниях бюро райкома партии и т.п. Сказать, что это время было для меня особенно напряжённым или, тем более, творческим, не могу. Возвращаться домой из Люблино до Сокольников было не близко. Благо, что А.К. Житков, жил тоже в Сокольниках по соседству, и я с ним на его машине частенько возвращался после вечерних мероприятий: бюро и пленумов райкома партии или сессий исполкома райсовета.
Особая ответственность лежит за подготовку района к крупным городским мероприятиям. В первую очередь, таким, как демонстрации трудящихся на Красной площади 1 мая и 7 ноября. Это - что-то! В общей сложности десять (!) лет приходилось участвовать и организовывать демонстрации «жизнерадостных» трудящихся. Как сейчас помню контрольное время (темп) прохождения колонны демонстрантов по Красной площади: одна тысяча в колонне по 6 человек за 6 мин независимо от того, несёшь ли ты флажок, искусственный цветок или катишь, обливаясь потом, но гордый от оказанного доверия, автомобильный прицеп с портретом Генсека. Не уложился район по времени секунд на 20 - будут разборки на бюро горкома, а это пострашнее, чем в суде. Первому секретарю района могут и выговор влепить.
Осенью 1983 г. в Москве проходили выборы в местные органы «власти» Меня наш отдел горкома рекомендовал, и я был избран депутатом Сокольнического райсовета народных депутатов. Это - первый «звонок», что меня «видели» в кадровом резерве на выдвижение именно в Сокольники.

...В 1984 году около полугода временно исполнял обязанности помощника второго секретаря МГК КПСС Дементьевой Раисы Фёдоровны. А поскольку первый секретарь горкома Гришин Виктор Васильевич, будучи при этом членом Политбюро ЦК КПСС, видимо, считал и вёл себя «полуБогом», уместно отметить, что Раиса Фёдоровна (член ЦК КПСС) была не только фактическим руководителем МГК КПСС, но и всем городом, занималась всеми кадрами Москвы. Не зря её называли «Хозяйкой». За эти полгода работы с ней мне удалось значительно расширить свой кругозор в ситуации происходящего застоя в СССР, чем это грозит нам - куда мы «катимся». Она позволяла мне читать сверхзакрытый, секретный журнал «Кругозор», который распространялся только штучно для нескольких лидеров государства. Отсюда же, что называется «из первых рук», я получил достоверную информацию о происходящем в «социалистическом лагере» - в странах народной демократии «Варшавского Договора». Насколько мы серьёзно отстали от «проклятого» Запада. Работать приходилось сверх напряжённо и сверх ответственно. У меня на это время появилась служебная машина «по вызову». У нас с Раисой Фёдоровной сложились хорошие отношения. И это - судьба!
Ибо, думаю не случайно в октябре 1984 г. я, совершенно неожиданно для себя, избран секретарём парторганизации отдела оргпартработы МГК КПСС, а в мае 1985 г. назначен зам. зав. отделом оргпартработы МГК КПСС, (всего через 3 года, хотя многие работали инструкторами по 10 и более лет). Всего нас было 3 заместителя. Курировал 11 районов г. Москвы.

А в декабре 1985 года на районной партконференции был избран членом Сокольнического райкома КПСС. (Была такая практика в работе с номенклатурными кадрами). Именно так и готовились кадры на перспективу для каждого района партийного органа. Совершенно очевидно, что моя перспектива была в Сокольниках.
И это всё при том, что стиль лично моей работы, как в райкоме, так и здесь, в горкоме, мягко говоря, отличался от общепринятого словоблудия достаточной ершистостью (помните?: «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал...»), принципиальностью и высказыванием своего мнения на грани фола. Такой же подход был и при подготовке докладов для секретарей РК и МГК КПСС и личных выступлений. Естественно, не всем это было по нраву.
Без ложной скромности можно сказать, что к этому времени я стал “профессором” в вопросах оргпартработы, точнее - любой организаторской работы, которая стала моей второй специальностью и фактически профессией на всю сознательную жизнь.
Имея такой опыт и фактический материал в масштабе, как «своих» - Сокольнического или Люблинского районов, так и города Москвы в целом - нетрудно было подготовить и защитить диссертацию. Многие этим грешили ради «понта» и галочки в личном деле для карьерного роста. Так же, как стремлением обязательно окончить Академию общественных наук при ЦК КПСС. Я считал это лишней тратой времени и шёл своим путём.

... В апреле 1986 года по ходатайству Раисы Фёдоровны, решением Бюро горкома партии было принято решение об улучшении моей семье жилищных условий. И через некоторое время мне подобрали шикарную 4-х комнатную квартиру в центре города на Олимпийском проспекте в новом доме Управления делами ЦК КПСС. Достойная оценка труда! Здесь и по сей день мы проживаем в мире и согласии вместе с семьёй сына. В шаговой доступности находятся станции метро «Проспект Мира кольцевая и радиальная», «Цветной бульвар» и «Достоевская».
Это «свежие» фотографии нашего дома и вид из окна квартиры на окружающий «пейзаж», в т.ч. Останкинской телебашни, театра Советской Армии и театра зверей «Уголок им. Дурова». А также бизнес-центра под названием «унитаз», где расположен, в частности, «Московский Государственный Академический театр «Русская песня» Натальи Бабкиной. Спорткомплекс «Олимпийский» и Плавательный бассейн, построенный также к Олимпийским играм 1980 года, который уже сносят.

Кроме того, у меня есть уникальные снимки с квадрокоптера, снятые примерно над нашим домом и рядом во время мусульманских праздником Ураза-байрам и Курбан-байрам. Здесь рядом с соборной мечетью собирается на намаз примерно миллион верующих мужского пола. Полностью блокируются все близлежащие улицы.

 
... Но вернёмся в 1986 год. В стране закончилась «пятилетка пышных похорон», которую остряки ещё называли «гонкой на лафетах». Это просто вымирало непросто постаревшее, но уже донельзя одряхлевшее руководство нашей великой империи под названием Советский Союз. Величественное здание «Колонный зал Дома Союзов» закрывался для проведения торжественных мероприятий и концертов, отрывался для траурных церемоний, связанных с похоронами членов, кандидатов в члены Политбюро и секретарей ЦК КПСС. Всем этим, в частности занимался и отдел оргпартработы горкома под неусыпным контролем аппарата ЦК КПСС и КГБ СССР.
Мой читатель, назовите человека из ваших знакомых, кому бы лично довелось в течение 5 лет похоронить трёх (!) Генеральных секретарей ЦК КПСС (Брежнева, Андропова, Черненко). Это - не считая других. Первый раз, когда 15 ноября 1982 года хоронили нашего «Дорогого Леонида Ильича Брежнева», мне, как рядовому инструктору горкома партии, доверили чрезвычайно ответственный пост. Я стоял в Колонном Зале, у входа с блокнотом и ручкой и записывал название организации-предприятия, от которых заходила делегация с траурным венком. Периодически докладывал об этом солидному и суровому дяде из ЦК КПСС. Вскорости заметил, что к каждому венку, кроме меня, подскакивали, интересовались и записывали ещё два «шурика»: один - «товарищ майор» в ментовском мундире, второй - «сосед» из КГБ, в гражданском одеянии без погон, но судя по солидности - постарше майора.
По окончании (по времени!) траурного прохождения трудящихся мимо гроба, гроб с телом устанавливают на артиллерийский лафет и церемония с родственниками, ограниченным кругом высокопоставленного чиновного люда и организаторов похорон движется на Красную площадь, заполненную скорбящими трудящимися. Хоронят усопшего, затем выступления с трибуны Мавзолея…

*
...После похорон 11 марта 1985 года предпоследнего Генсека Черненко К.У. в стране началась, так называемая, «Перестройка, Ускорение и Гласность», объявленная относительно молодым и не косноязычным Генсеком Горбачёвым Михаилом Сергеевичем. Народ вздохнул воздухом «свободы». Началась серьёзная кадровая чистка, начиная «с Кремлёвского Олимпа», в первую очередь геронтологическая, и управленческих «евнухов».
А в Московской парторганизации штиль, застой и мрак, всё покрыто «плесенью и паутиной». Генсек совершает героический поступок - смещает Гришина В.В. и рекомендует Ельцина Бориса Николаевича, возглавлявшего ранее Свердловскую парторганизацию, затем - зав. отделом строительства ЦК. На пленуме МГК в декабре 1985 года его избирают руководителем Московской организации. А вскорости на Пленуме ЦК КПСС Ельцина избрали кандидатом в члены Политбюро ЦК. Зная о нём по слухам, по партийному «сарафанному радио», о его стиле работы, крутом характере, требовательности к кадрам и поставленных Политбюро ЦК перед ним задачах - выжечь калёным железом «гришинский» затхлый дух, - в партактиве, аппарате горкома наступил паралич, тревожное ожидание.


Начиная с первого совещания аппарата горкома партии, на котором представили первого секретаря, лично у меня о Б.Н. Ельцине сложилось впечатление, что это «Гулливер пришёл с страну Лилипутов». По глубине анализа ситуации в стране, уровню постановки задач и путей выхода из кризиса, даже по уровню общения с аппаратом. Он не просто «бросил камень в давно застоявшееся и смердящее болото». Он заговорил с людьми - коллегами человеческим языком, без всякой бумажки-шпаргалки. Не елейным словоблудием, как Горбачёв, а хоть и «корявым», но вполне чётким и доходчивым языком. В актовом зале была мёртвая тишина. Многие, выходя с совещания, почувствовали себя «в состоянии отсиженной ноги». Не кривя душой, скажу, что мне он этим сразу понравился, ибо, по своему характеру, стилю работы и поведения я был чем-то немного похож на него. Люблю строки Павла Когана: «...Я с детства не любил овал. Я с детства угол рисовал». Быстро навели справки у коллег в Свердловском обкоме партии. - «Он - такой!» - был ответ.
А ближайшая задача - подготовка городской отчётно-выборной партийной конференции, это работа в основном нашего отдела. Запросили из Свердловска подшивки газет. Стали изучать его доклады, выступления перед различными категориями актива, пытались понять характер, стиль работы, готовить заготовки в доклад на конференцию уже в его духе.
Вскорости, 26 марта 1986 года, видимо, тщательно проверив мои способности при подготовке и проведении отчётно-выборной конференции городской парторганизации, на бюро горкома партии меня утверждают помощником первого секретаря МГК КПСС Б.Н. Ельцина. Опять - Судьба?!... Или подготовленная жизнью объективная закономерность!?

Функционально отвечал за все вопросы его взаимодействия с райкомами партии и районами в целом (а их в Москве было 33). Главная проблема у него была в том, что он не знал Московские кадры, а старых, просто «замшелых» по логике вещей он должен был заменить. Нескольких своих помощников он привёл с собой ещё из Свердловска. Илюшин Виктор Васильевич отвечал за взаимодействие с ЦК КПСС, Царегородцев Алексей Николаевич - за работу с документами и письмами. Позже появились ещё два: Дедиков Сергей Васильевич - по работе с документами и «силовиками» и Данкин Дмитрий Михайлович - спичрайтер. Поэтому большой упор и нагрузка легли на меня. Как у помощника первого секретаря, появилась служебная машина, не совсем персональная, а «по вызову», но постоянно. Появилась служебная секретная связь АТС-2. ...И нечеловеческая нагрузка. Началась новая жизнь, ещё более напряжённая и по ответственности, и по объёму, и по времени работы. Домой возвращался ночью с боем курантов, только после отъезда Б.Н. с работы, а утром должен быть на работе ещё до его приезда к 8.00. И с одним выходным. Благо, что появилась служебная машина, по вызову, но круглосуточная.
(Уместно заметить, что инициалы Б.Н. вместо полного имени, которые я часто буду употреблять, это не фамильярность, а напротив уважительная кличка, которую мы все ближайшие его соратники употребляли между собой).
Кто-то из того поколения помнит или слышал о «дешёвом» популизме Ельцина: проехать утром из «спального района» до заводской проходной в переполненном автобусе, неожиданно появиться «на приём к врачу» в районной, а не Кремлёвской поликлинике, ну и т.п. Но тот, кто знаком с политической борьбой и выборными технологиями в драматический период эпохального государственного кризиса, который мы переживали в те годы, согласится, что это нормальное явление. Не буду утомлять причинами и деталями того времени. Скажу лишь, что всё новое в развитии вошедшего «в ступор» одряхлевшего государства рождалось в муках, чем-то похожих на 1917 год. Главное, что москвичи, а затем и большинство россиян поддержали Ельцина на выборах Президента России в 1991 году....

Не многие выдерживали такой темп. Мно-о-о-гих почистили в аппарате горкома и из руководителей райкомов партии. Одной из первых, естественно, освободили от должности второго секретаря МГК КПСС, члена ЦК КПСС Раису Фёдоровну Дементьеву. Понятно, что обстановка в городской элите была нервно-напряжённая, для многих - не предвещающая ничего хорошего.
Поскольку фотографий тех лет у меня практически нет, то в память о моей службе Родине под названием Советский Союз в Московском горкоме партии для истории могут быть вот эти фотографии времён 2005-2015гг. орготдельцев, в т.ч. с участием Раисы Фёдоровны, как бывшего куратора нашего отдела.
Друзей по жизни среди коллег из Сокольнического райкома и из МГК КПСС у меня практически не осталось - перешли «в мир иной», разве что Валерий Терентьевич Чечурин, с которым общаемся до сих пор.

 
Стоп: Задумаемся на минуточку...
Раиса Фёдоровна Дементьева - это, безусловно, судьба в моей жизни. Но ведь она была обусловлена с одной стороны просто случаем - попала в автомобильную аварию её многолетняя помощница и на полгода выбыла из активной жизни.
С другой стороны, только в нашем отделе оргпартработы, который она курировала, было не менее 60 человек, а в горкоме партии - несколько сотен высококвалифицированных специалистов с гуманитарным образованием, окончивших МГУ, Высшую партийную школу, Академию общественных наук при ЦК КПСС, защитивших кандидатские диссертации, талантливых лекторов, хороших «писунов» и т.п. Многих она давно и хорошо знала лично....
А я появился в горкоме партии менее двух лет тому назад, «академиев не кончал», да и на партсобраниях отдела, в том числе с её участием, больше слушал и набирался «уму - разуму». С инженерным мышлением, активно не воспринимал «словоблудов». Никаких «телодвижений» не делал, чтобы кому-то понравиться. С Раисой Фёдоровной никаких собеседований и личных разговоров «за жизнь» не было. Но она сделала такой выбор, который очень сильно повлиял на мою жизнь. (!!!?)
*
...Уместно отметить, Раиса Фёдоровна рассказала, что после увольнения из горкома, положенную ей, как члену ЦК персональную пенсию Союзного значения ей уже никто не назначал. И она вынуждена была работать консьержкой в своём ЦКвском доме, чтобы просто прокормиться.... Семьи у неё, кажется, не было. Судьба человека! ...Это - перестройка в Советском Союзе...

*

…Но, вернёмся в 1986 год. К сожалению, нет возможности в рамках задуманного подробнее порассуждать о ситуации в стране и в Москве, о личной оценке событий и деятельности Ельцина и своей работе в этот период времени. Для себя свои политические ориентиры и выбор я сделал, и они были осознанными. Никогда в дальнейшем не жалел и не жалею об этом.

Открыв окно в будущее,
необходимо закрыть дверь в прошлое,
чтобы  сквозняком не выдуло настоящее.

Но, «не долго музыка играла» на «самом верхнем этаже» Союза ССР: красивое начало, но оно быстро померкло, потускнело за обильным словоблудием. Страна одряхлела до нЕльзя, экономика - на нуле, а управлять ею некому. Ставропольский комбайнёр, юрист по образованию (М.С. Горбачёв) и кадры старался подбирать, чтобы самому быть «на голову выше» своего окружения.
Как известно, кончилось всё это выступлением Б.Н.Ельцина на Октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС с неслыханной ранее критикой обстановки, сложившейся в партии и стране, и затем - “выносом тела” Б.Н., т.е. освобождением его от должности первого секретаря на пленуме МГК КПСС 11 ноября 1987 года с напутствием Горбачёва: “В политику больше я тебя не пущу”. Бориса Николаевича с пленума МГК сразу и надолго увезли в ЦКБ (больницу).

...Что дальше? Думаю, излишне расписывать. Из ЦК и от нового I-го секретаря МГК (Зайкова) поступила команда: всех “Ельцинских выкормышей” выжечь калёным железом из московской парторганизации. Наступила полная изоляция от бывших коллег. Шабаш наиболее консервативно - реакционных “партактивистов”, по принципу: ”... дай, и я разочек вдарю”. В этой обстановке в партийных и советских структурах в Москве работы для меня не может быть предоставлено по определению, а на улицу выбрасывать в те времена было не принято, то “жевать соломину” пришлось аж до 19 февраля 1988 года. Не помню, от кого поступало единственное предложение - на должность зам. начальника УДХиБ г. Москвы (Управление дорожного хозяйства и благоустройства). Эта мафиозная и в те времена структура занималась уборкой улиц и помоек, вывозом мусора. Вот так вот (!?!?).
Куда податься “профессору” оргпартработы? Самостоятельно прорабатывал вариант перехода на работу в Политуправление МВД СССР. Здесь хотя бы знакомая работа и без большой потери в зарплате, с учётом погон. Семью-то кормить надо, трое детей! Но без команды свыше вопрос не решается, а команду дать никто не решится.

Из тупика всегда есть один выход -
Надо просто развернуться и
Пойти в другую сторону.
 

Когда ситуация зашла в тупик, вынужден был сделать звонок Б.Н., который после кризиса и болезни вышел на работу I-м зампредом Госстроя СССР в ранге министра. Поскольку я продолжал сидеть в кабинете помощника, то у меня были аппараты правительственной связи АТС-2 и АТС-1, которые, как ни странно, но не были отключены. Видимо КГБ “лопухнулось”. (Кстати, в Московском горкоме было только 4 аппарата АТС-1: у первого и второго секретарей МГК, 1-го помощника и у меня). Но “писать-то” КГБ писало всех, вплоть до Генсека, добросовестно и с большим удовольствием. Короче говоря, на следующее утро после разговора с Б.Н. в горкоме дикий скандал: как и почему Корабельщиков ещё здесь, чтобы в 24 часа духу его не было. И вопрос решился молниеносно: и приказ министра МВД СССР Власова А.В., и решение бюро горкома об освобождении в связи с направлением…

…На сим закончилось моё служение Москве, ибо вся дальнейшая работа была на общесоюзном и общероссийском уровне. Обращаю на это внимание, поскольку исторически сложилось, что команды чиновников (и “мафии”) Москвы и федерального уровня практически не пересекаются и не перетекают. Как говорил тот прапорщик: «Танцуют “солдат - с солдатом, а матрос - с матросом”»…
 
На фото:
В последние дни работы в МГК. Слева - с коллегой Илюшиным В.В., справа - с супругой Бориса Николаевича - Наиной Иосифовной и «прикреплённым» (охранником Б.Н.) - Кожуховым Юрием Фёдоровичем...


Публикация М.А. Бирюковой (урождённой Корабельщиковой).


Рецензии