Патографический портрет Бетховена

Патографический портрет Бетховена

«Ты необъятен, словно море,
Никто не знал такой судьбы...»

Саломея Нерис, «Бетховен»
(перевод Анны Ахматовой)

Музыкальное творчество Людвига Ван Бетховена (1770-1827) признаётся одним из вершин в истории мирового искусства. Но какой безрадостной оказалась жизнь общепризнанного гения!

На формирование личности юного Людвига повлиял не только алкоголизм отца, но чрезмерная и грубая настойчивость последнего сделать из своего сына знаменитого музыканта. Трудно назвать благоприятными такие условия детства, когда вернувшийся поздно ночью пьяный отец будит ребёнка и - нередко с побоями - гонит его к клавесину. Отец, придворный музыкант, мечтал о том, чтобы его сын достиг славы Моцарта, для чего заставлял несчастного ребёнка играть упражнения по 7-8 часов подряд. Врождённая талантливость мальчика позволила ему не «сломаться» вследствие столь жесткого воспитания и не возненавидеть музыку: в восемь лет он провёл свой первый концерт в Кёльне. И на протяжении всей жизни Бетховен считал, что «Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий».

Учение в начальной школе мало способствовало образованию Людвига, а материальные лишения заставили рано поступить на работу в придворную капеллу в качестве органиста. Не удивительно, что склонность к уединению оказалась характерным свойством его личности. Все биографы изображают Людвига молчаливым и задумчивым юношей, предпочитающим одиночество обществу сверстников. В плане же принятого в то время «обязательного образования» «правда состоит в том, что Бетховен никогда не посещал гимназию, из латыни знал только обиходные выражения, а по-французски говорил с трудом».

После смерти матери вся забота о двух младших братьях легла на плечи Людвига: он устроился в оперный театр, где играл на альте, давал уроки, выступал с концертами. И продолжал учиться у лучших педагогов Вены – знаменитых композиторов Гайдна и Сальери, добрые отношения с которым сохранил и после прекращения занятий. К середине 1790-х годов Бетховен уже полностью сложился как композитор и с 1796 г. регулярно начинает публиковать свои произведения.

Суровое детство и юность перешли в полную труда и лишений взрослую жизнь, сформировав у композитора независимый и брутальный характер, который проявлялся, «не взирая на лица». Например, когда один из его покровителей, князь Лихновский, захотел, чтобы молодой пианист выступил перед детьми и гостями, а Бетховен отказался, князь велел слугам выломать дверь в комнату композитора. После этого Бетховен в возмущении покинул имение князя, а на следующее утро послал ему письмо со словами, которые со временем стали знаменитыми: «Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случаю и происхождением; тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей есть и будет тысячи, Бетховен – один!».

Поведение Бетховена носило часто настолько экстраординарный характер, что делало общение с ним крайне затруднительным и давало повод к ссорам, иногда оканчивавшимися продолжительным прекращением отношений даже с людьми наиболее преданными ему, которых он сам особенно ценил, считая своими наиболее близкими друзьями. Это дало убедительный повод некоторым исследователям считать, что он был «тяжёлым психопатом».

Бетховен отличался мнительностью, которая поддерживалась у него боязнью наследственного туберкулёза. Он писал: «К этому присоединяется ещё меланхолия, которая является для меня почти таким же большим бедствием, как и сама болезнь». Плохо разбираясь в денежных вопросах, он часто бывал подозрителен и склонен ни в чём не повинных людей обвинять в обмане. Раздражительность иногда толкала Бетховена на несправедливые поступки.

Творческий процесс композитора отличался своеобразием. «Нередко в глубочайшем неглиже становился он к умывальнику, выливал на руки один кувшин за другим, при этом то бормотал, то выл что-то (петь он не мог), не замечая, что стоит уже, как утка в воде, прохаживался затем несколько раз по комнате со страшно вращающимися глазами или совершенно остановившимся взглядом и, по-видимому, бессмысленным лицом, - подходил по временам к письменному столу. Чтобы сделать заметки, и потом продолжал умывание с вытьём дальше. Как ни смешны были всегда эти сцены, но никто не должен был замечать их, ещё менее мешать ему в этом мокром вдохновении, потому что это были моменты или, вернее, часы глубочайшего размышления». По свидетельству его друзей: «во время работы “выл”, как зверь, и метался по комнате, напоминая своим истерзанным видом буйного помешанного».

Об отношениях Бетховена с женщинами стоит сказать особо, т.к. оно не могло не влиять на его творчество. Женщинам посвящено много прекрасных произведений, которые Бетховен оставил нам в наследство. Чаще всего они являлись плодом его страстной, но безответной любви. Личная жизнь Бетховена так и не сложилась. Есть предположение, «что он вообще не знал женщин, хотя многократно влюблялся, и остался на всю жизнь девственником». Друг композитора, Франц Вегелер, вспоминал: «…насколько мне известно, все его возлюбленные принадлежали к более высокому сословию». Возможно  слово «возлюбленные» было употреблено в платоническом значении. В 1801 г. Бетховен влюбился в свою ученицу графиню Джульетту Гвиччарди – легкомысленную барышню, обладавшую хорошими музыкальными способностями. Знаменитая «Лунная соната» (1802 г.) посвящена именно этой девушке, которая в итоге вышла замуж за соперника композитора – графа Р. Галленберга. Так, в постоянных влюбленностях «до безумия», в мечтах о счастье, за которыми очень скоро наступало разочарование, проходили его дни. «И вот в этих-то чередованиях - любви, гордости, возмущения - надо искать наиболее плодотворные источники бетховенских вдохновений».

С 1796 г. у Бетховена развивается трагическая для любого композитора глухота. Даже ночью в ушах у него стоял непрерывный шум, слух ослабевал всё больше и больше. Действующая разрушительным образом на творчество глухота «даёт нам ключ к пониманию характера композитора: глубокая духовная угнетённость глуховатого, носящегося с мыслью о самоубийстве. Меланхолия, болезненная недоверчивость, раздражительность - это всё известные картины» ослабления слуха.

В произведениях этого периода (1802-1803 гг.), когда особенно сильно прогрессировала его болезнь, наметился переход к новому бетховенскому стилю. Во 2-й симфонии, в фортепианных сонатах и вариациях, в «Крейцеровой сонате», в песнях на тексты немецкого поэта Христиана Геллерта Бетховен обнаруживает небывалую силу драматурга и эмоциональную глубину.

Болезнь прогрессировала. Последний свой концерт он исполнил в 1808 г. Постепенно стали невозможны и дирижёрские выступления. Бетховен уже не нуждался в деньгах, но при этом жил в полуразвалившемся доме в маленькой деревушке Хейлигенштадт вблизи Вены, что создавало впечатление крайней нищеты.

Из-за глухоты Бетховен стал отшельником, всё реже появлялся в обществе, что явно свидетельствовало о нарастающей тоске. Депрессия настигла композитора в зените славы, и, хотя меценаты назначили ему солидную пенсию, отчаяние всё чаще охватывало его, пока заболевание не достигло своей высшей точки в мысли о самоубийстве, выраженной в Хейлигенштадтском завещании. Этот потрясающий документ (октябрь 1802 г.) - прощальное письмо своим братьям, даёт возможность понять все его душевные муки и переживания. «Мне казалось немыслимым покинуть этот мир прежде, чем я не выполню того, к чему я чувствовал себя призванным», - пишет Бетховен в Хейлигенштадтском завещании. Для беседы теперь ему уже требуются тетради, в которых собеседники писали ему свои вопросы и ответы.

Было бы неверно объяснять все эти отрицательные качества в поведении Бетховена исключительно нарастающей глухотой, так как многие особенности его характера проявились уже в юности. «Самая существенная причина его повышенной раздражительности, его сварливости и властности, граничащей с надменностью, заключалась в необычайно интенсивном стиле работы, когда он внешней концентрацией пытался обуздать свои представления и идеи и величайшими усилиями сжимал творческие замыслы. Такой мучительный изнуряющий стиль работы постоянно держал мозг и нервную систему на грани возможного, в состоянии напряжения. Это стремление к лучшему, а иногда и к недостижимому, выражалось и в том, что он часто, безо всякой надобности, задерживал заказанные сочинения, нисколько не заботясь об установленных сроках».

Но никакая болезнь не могла помешать непрерывному потоку гениального вдохновения, и к всеобщему удивлению именно в эти годы Бетховен создаёт одно за другим свои самые известные произведения. Можно предположить, что глухота, принуждая его к самоуглублению и обрекая на одиночество, до определённой степени содействовала становлению и развитию музыкального гения и энергии великого композитора.

В течение своей жизни композитор перенёс много других соматических заболеваний. Приведём их перечень: оспа, ревматизм, порок сердца, стенокардия, подагра, головные боли, близорукость, цирроз печени в результате либо алкоголизма, либо сифилиса, т.к. на вскрытии был обнаружен сифилитический узел в поражённой циррозом печени. Наличие подобных расстройств вряд ли могло способствовать хорошему настроению и радостному восприятию жизни. Поэтому Бетховен выглядел стариком уже в 50-летнем возрасте.

Диагностическое предположение: Импульсивный тип эмоционально неустойчивого расстройства личности (психопатия). Соматогенная дисфорическая депрессия.

 «Хозяин к ушам прижимает испуганно руки,
Учтивостью жертвуя, лишь бы не резали звуки;
Мальчишка от хохота рот до ушей разевает, -
Бетховен не видит, Бетховен не слышит - играет!»

/Г. Шенгели, «Бетховен»/.

Источники:

Альшванг А.А. Людвиг ван Бетховен. - М.: Советский композитор, 1971.
Бетховен Л. Записка князю Карлу Лихновскому (сент. или окт. 1806 г.) // Письма Бетховена. 1789-1811 годы. - М.: Музыка, 1970.
Вспоминая Бетховена: биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса. - М.: Классика-ХХI, 2001.
Грузенберг С.О. Гений и творчество. Основы теории и психологии творчества. - Л.: Изд-во П.П. Сойкина, 1924.
Иванюк Т.И. Творчество и личность. - М.: Изд-во ТОР, 2006.
Ноймайр А. Музыка и медицина. Т. 1. На примере Венской классической школы. - Ростов н/Д.: Издательство Феникс, 1997.
Роллан Р.  Жизнь Бетховена // Собр. соч. в 14 тт. Т. 2. - М.: ГИХЛ, 1954, с. 5-74.
Фейс О. Генеалогия и психология музыкантов. - М.: Изд. журнала «Музыка и Жизнь», 1911.
Юрман Н.А. Бетховен (патографический очерк) // Клинический Архив Гениальности и Одарённости (Эвропатологии), 1927, в. 1, т. 3, с. 66-81.
M;ller E. Johann und sein Gro;er Sohn Ludwig van Beethoven // «Psichiatrische-Neurolologische Wochenschrift», 41, Halle, 1939. S. 323-326, 334-336.
Nisbet J.F. The Insanity of Genius and the General Inequality of Human Faculty. - London: Ward & Downey, 1891.


Рецензии