Перейти мост и остаться счастливой

     Моя знакомая, бывшая учительница по имени Люся  20 лет назад переехала с мужем в Россию из Казахстана. Поселились они в области, вблизи крупного Уральского города.

     Младший сын Люси быстро женился, построил свой дом, хорошо зарабатывал в сфере грузоперевозок. Старший, уже несколько лет был женат, поэтому принял решение уехать на родину жены - в Германию. Люся жила с дочкой, зятем и двумя внуками. Дочь, тоже учительница, по какой-то правительственной программе получила участок земли, где было решено  собственными силами построить большой, в два этажа дом из пеноблоков. Люся с мужем помогали дочери, как могли. После переселения в дом, двухкомнатная квартира, в которой они все ютились, должна была остаться родителям, то есть Люсе с мужем. Но неожиданно муж умер. И Люся осталась одна.

     Она получала пенсию и работала в Комнате матери и ребёнка небезызвестного в стране аэропорта, помогая дочке материально в строительстве дома. Только на моей памяти Люся несколько раз брала кредиты в банке на строительство дома: то на газ, то на стройматериалы, и выплачивала их сама.

    Мы жили по соседству, и Люся за плату помогала мне два раза в месяц в уборке большого дома.

     А ещё Люся писала стихи. Однажды она принесла тетрадку и читала мне их вслух.  Стихи были замечательные, о школе, о Казахстане, о природе. В них была умеренная нотка патриотизма и ностальгии по прошлому.

     «Какой богатый внутренний мир у Люси!» - восхищаясь, думала я.

     Если бы не стихи, то слушая сельский говорок этой женщины, я никогда бы не сделала такого открытия.
 
     Когда Люся освоила интернет, у неё появился большой круг общения на сайте Одноклассники с бывшими учениками и коллегами. Ученики её, а их было много, разъехались кто-куда, кто-то насовсем уехал из страны, но учительницу свою помнили!

     Старший сын Люси в Германии не прижился и вернулся в Россию. Здесь встретил женщину в городе и остался с ней.

     Однажды в Одноклассниках Люсе написал мужчина из Германии, оказалось, что в юности он жил в одном с ней населённом пункте, а в классе у Люси учился его младший брат.

     Люся слабо помнила Михаила в юности, так звали мужчину, и уж тем более не подозревала, что он был в неё влюблён. Правда Люся была уже замужем, и на семь лет старше, но ведь сердцу не прикажешь! Чтобы погасить чувства, о которых и рассказать-то было никому нельзя, Михаил через какое-то время женился.

     Прошло много лет, Михаил овдовел и, когда появилась возможность уехать в Германию, так как его мама была немка, то они с мамой и его сестрой воспользовались этой возможностью.

     Дети Михаила не захотели уезжать, либо не смогли осилить бюрократические препоны, остались в Казахстане.

     У Люси с Михаилом завязалась милая переписка, а затем они стали общаться, разговаривая по телефону в приложении WhatsApp, который Люся срочно ради этого момента с моей помощью установила в телефоне.

    Через пару месяцев Люся поделилась со мной своими эмоциями, сказав, что столько хороших слов, сколько она слышит от Михаила, она не слышала за всю свою жизнь. Михаил позвал Люсю приехать к нему в Германию погостить.
К тому времени дом для семьи дочери был построен, а Люся до недавнего времени жила одна в двухкомнатной квартире, сделав там капитальный ремонт со сменой окон, дверей, батарей и сантехники. Застеклив красиво балкон, Люся купила новую мебель в квартиру, люстры, заказала знакомому умельцу красивый стол из дерева и стулья к нему. Очень недолгое время наслаждалась моя Люся  своим личным пространством, хотя, казалось  бы, что ещё нужно для счастья?

     Но долги семьи дочери были настолько значительны, что дочь с зятем Люси, не совсем удачливым в плане заработков,  приняли решение продать квартиру и погасить, чтобы не потерять дом. Люсе же дочь предложила восьмиметровую комнату в своём доме на первом этаже, или же купить участок и построить свой дом.
Поплакала Люся, пристраивая мебель, что не вместилась в её комнатушку, простилась со своими надеждами на собственное жильё, да делать нечего.

     Уехав в отпуск в Германию, Люся потеряла работу. Не подписали ей отпуск на то время, что она просила.
     «Тогда я увольняюсь!» - сгоряча решила Люся и улетела к Михаилу на крыльях любви.

     Всё это не было бы таким особенным, мало ли в жизни чего случается?! Вот только Люсе на тот момент было 67 лет, а Михаилу - 60.

     Работал он на заводе инженером. Его мама, которой было уже 81 год была жива и жила с его сестрой в городке по соседству.

     Михаил был в эйфории. После смерти жены Михаил пытался наладить свою личную жизнь. Очень он нравился одной немецкой даме, что работала вместе с его сестрой и была начальницей её отдела.
Марта, так звали женщину, имела свой домик и весьма неплохой доход, но уж очень была практична. Не было в ней того огонька и внутренней радости к жизни, что Михаил увидел в Люсе.

     За три недели, что Люся провела в Германии, Михаил на своём автомобиле возил её по гостям. Люся повидалась с роднёй в лице бывшей невестки и двух внуков, и множеством своих, переехавших на ПМЖ в Германию учеников. Правда они не афишировали отношения с Михаилом.

     «Я был свободен и подвёз!» - говорил Михаил знакомым. Это было нормой в их среде, и никто не удивлялся.
     А ещё у них была поездка в Австрию, в местечко Тироль, где Люся прошла по знаменитому подвесному мосту, по типу того, что у нас имеется в  Скайпарке города Сочи.
     Она не сомневаясь ступила на мост и пошла вперёд. Михаил был приятно этим удивлён, потому что Марта, которую он тоже привозил в это место, наотрез отказалась пройтись по этому «ужасному» мосту.

    - Ты же побежала по нему, словно молоденькая девочка, не сомневаясь и не боясь нисколько! - восхищённо говорил Михаил любимой женщине.

     Когда Люся вернулась в Россию, Михаил приехал к маме и сказал:
     - Я, кажется, «попал». Хочу жениться!
     - На ком? - спросила мама,
     - На Марте?!
     - Нет! На Людмиле Витальевне, учительнице! Помнишь, она нашего Сашку учила?
     - Да когда же ты успел? Где ты её мог видеть?
     - Мама, она в сентябре приезжала...

     Теперь у Люси были бессонные ночи. Закрывшись в своей маленькой комнатушке, Люся до трёх ночи из-за разницы во времени говорила с Михаилом по телефону и не могла наговориться.

«Если б не было тебя, - отправлял Михаил Люсе слова известной песни...
Скажи, зачем тогда мне жить?
В шуме дней, как в потоках дождя,
Сорванным листом кружить?
Если б не было тебя,
Я б выдумал себе любовь.
Я твои в ней искал бы черты,
И убеждался вновь и вновь,
Что это все ж не ты.
Если б не было тебя,
То для чего тогда мне быть?
День за днем находить и терять,
Ждать любви — но не любить.
Если б не было тебя,
я б шел по миру, как слепой.
В гуле сотен чужих голосов
Узнать пытаясь голос твой
И звук твоих шагов...»

    
     Было решено, что на новогодние праздники он прилетит в Россию. Они снимут квартиру, и Люся будет его возить по разным местам и родственникам. У Люси в нашем регионе жили её родные брат и две сестры. Все они прямо или косвенно знали Михаила. Надо сказать, что из Германии часто приезжали знакомые в отпуск и останавливались у кого-нибудь из родни. Глотнут российского воздуха, поностальгируют, купят то, что «у нас дорого», и снова уедут в свой организованный, правильный немецкий быт.

     Пока Михаил гостил у Люси, было принято решение найти в области участок земли, купить его, построить дом для них двоих.

     Участок был подобран, внесён залог. Вернувшись в Германию, Михаил перевёл деньги и Люся завершила покупку земли.

     Вот здесь, скажет читатель, непременно должно что-то случиться! Правильно!
Весной в нашу жизнь ворвался КОВИД 19. Закрылись границы. Все планы были заморожены.

     Дочь Люси, вначале с определённым скепсисом воспринявшая изменения в жизни матери, вдруг увидела во всём положительные стороны. Мама освободит комнату, которую дочь ранее использовала как свой кабинет, готовясь там к своим урокам. Возможность приезжать в Германию, поскольку дом-домом, но жить Люся с Михаилом собирались на две страны.

     В период вынужденной самоизоляции обострились мелкие конфликты и недоразумения в семье. Повышенная раздражительность, придирки дочери и неопределённость утомляли Люсю. Что-то Люся не туда положила, не туда на огороде вылила воду после мытья полов, много воды тратит, экономить надо! Вон сколько на счётчике накрутило.
Не то приготовила, надо было это...

     Люся знала, что это внучка подросла и по каким-то своим причинам стала проводить много времени в душе по утрам и вечерам. Но ведь ябедничать нехорошо! И Люся молчала.

     Прошёл год. В отношении границ мало что менялось.
Но Люся жила надеждой, что когда-нибудь у неё вновь будет жильё с любимым мужчиной, где её не будут ничем упрекать.
Иногда ей хотелось выплеснуть обиду сыновьям, попросить помощи, но останавливала себя. С момента приезда в Россию она всегда помогала только дочери. Да, она водилась с внучками младшего сына, но это же не считается!

     Кредиты она брала для дочери и отдавала часть зарплаты тоже ей, считая что мальчики сами справятся. Они и справлялись. Младший всё обустроив в своём доме, купил жене машину, а позже две квартиры в новостройках города для подрастающих дочерей.
Старшему было труднее, но сейчас у него тоже была достойная работа.

     Однажды во время очередного разговора с Германией, Михаил в который раз упомянул про свою дочь в Казахстане. Семья дочери жила неблагополучно. Михаил хотел в своё время перетащить их в Германию, отправлял деньги, в том числе и на курсы немецкого языка. Ведь, чтобы получить в этой стране вид на жительство, надо было сдать экзамен по языку. Люся подозревала, что ни на какие курсы семья дочери Михаила не ходила, а деньги просто растратила.

     Раз не получилось переехать в Германию, решил Михаил, то что мешает родным переехать в Россию?

     И Михаил сообщил Люсе, что намерен половину дома, который они с Люсей построят
на купленном участке земли, отдать семье дочери.

     - Получается, - сказала мне Люся,
     - я от чего ухожу, к тому и вернусь. Только дочь будет чужая, и сомневаюсь, что она примет меня с радостью...

     И Люся сказала Михаилу своё твёрдое «нет» в этом вопросе.
    
     - Конечно, ты имеешь полное право поселить в этом, ещё не выстроенном доме, всех своих детей и внуков, вот только я уже жить в нём не смогу. Надо ли объяснять почему?
    
     Я представила себе эту ситуацию: приехала семья дочери и начала бороться за папино внимание. Сомневаюсь, что это внимание они захотят разделить с чужой для них тётей, которая ещё и старше папы. Чтобы сохранить хоть какой-то мир, надо будет угождать, и по сути стать домашней прислугой.

     - Если уж терпеть придирки, то лучше от родной дочери, а не от чужой, - говорила мне Люся.

     Сказать Михаилу по телефону своё неприятие данного решения было проще, чем откровенно поговорить с младшим, очень благополучным сыном в материальном плане о помощи в покупке недорогого любого отдельного жилья.

     С этого момента пошло у них с Михаилом отчуждение.
«Было бы людям счастье, но всегда всё портит квартирный вопрос» - подумала я.

     Дочь поняла, что у матери ничего не складывается, и обстановка в доме стала ещё более напряжённой.

     Люся попыталась взять кредит, чтобы купить хоть какую-то маленькую квартирку в области, но ей отказали, как и в получении сельской ипотеки, которую возможно взять лишь до 65 лет.

     Она продолжает работать, уже в школе, в той местности, где живёт. Работает на школьном автобусе, вместе с водителем собирая по утрам детишек в школу и развозя их по домам после занятий.

     Участок выставлен на продажу, чтобы вернуть Михаилу за него деньги. Поскольку его приобретение без Люси теряет всякий смысл. Пока покупателя нет, а границы всё так же закрыты. Прогнозировать будущее невозможно.

     Люся выглядит подавленной. Мне искренне её жаль.
Какой можно сделать вывод из этой истории?

     Надеяться ни на кого нельзя! Даже на детей. Когда ещё есть силы, надо позаботиться о собственном отдельном жилье.
Случается, что дети очень быстро забывают те подвиги, что совершают для них родители, отказывая себе порою и в собственном счастье.

    Мы в старости хороши чаще лишь тогда, когда живём отдельно. Наши дети сегодня взрослые и самостоятельные. Мы им мешаем. Возможно, что их раздражает наше старение оттого, что где-то в глубине себя они не хотят принять то, что сами когда-то постареют.
Поворачиваясь к нам, родителям своей не лучшей стороной, они показывают нашим внукам, как можно относиться к родителям.

     Закон бумеранга... кто в это верит сегодня? Кто думает о том, что приносит он лично в этот мир?

     Здесь и сейчас! Быстро и коротко! Не книга, а видио ролик из Тик-Ток! - Таковы сегодняшние реалии...

     Иногда я размышляю: если все встречи не случайны, то для чего Люсе были подарены эта встреча и эта ситуация? Что она сделала не так, что всё так не очень весело закончилось?
У меня нет ответа.

     Берегите себя и своих близких!

P.S. На фото тот самый мост в Австрии.


Рецензии
Прочитал несколько ваших миниатюр и рассказов. Вы пишете про реальные случаи. Конечно же жаль ваших героев, но такова жизнь.
С прошедшим Рождеством и всех вам благ.
С уважением

Леонард Ремпель   17.01.2022 01:04     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, Леонид! Могу писать только опираясь на факты, с фантастикой у меня сложные отношения, хотя попытки были: «Гадание при свечах», «Чтобы не было скучно», «Судьба знает, как лучше»

Елена Зверева   17.01.2022 07:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.