Ч. 146 Воровство пронизывало всё

Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/05/05/1322

1824 год – это год страшного наводнения в Петербурге, тайных обществ, созданных будущими декабристами, недовольства самодержавной властью узкого круга наиболее просвещенной и думающей части общества, и дремотное состояние населения всей остальной огромной империи.

В 1824 году Пётр Иванович Рикорд, вернувшийся в 1822 году с Камчатки, занимал должность командира 2-го флотского экипажа, а его друг Василий Михайлович Головнин – должность генерал-интенданта флота с 1823 года.

Крузенштерн работал над «Атласом Южного моря». Беллинсгаузен был командиром 15-го флотского экипажа. Лисянский вышел в отставку, жил в имении Кобрино под Гатчиной.
О декабристах написана тьма литературы, поэтому я только слегка, в части, касающейся моряков, упомяну эту тему.

Думаю, что из всех первых кругосветных мореплавателей наиболее критически мыслящим был Головнин.

Мне не удалось выяснить обстоятельства издания морской типографией в 1861 году брошюры «Записка о состоянии Российского флота в 1824 году». На обложке напечатано: «Сочинение мичмана Мореходова».

Все военно-морские историки давно пришли к выводу, что подлинным автором, скрытым под этим псевдонимом, был Василий Михайлович Головнин. Но рукопись этого произведения так и не обнаружили. Нет её и в фонде №7, насчитывающем 46 дел. Это личный  фонд вице-адмирала Головнина.
 
Но я глубоко убеждён в том, что организовал издание брошюры сын Головнина, Александр Васильевич, один из умнейших российских чиновников высшего ранга.

Он был  чиновником особых поручений при начальнике Главного морского штаба,  адмирале Александре Сергеевиче Меншикове, а затем секретарём генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича.
 
Так знать состояние флота мог только человек на соответствующей должности. Именно такая должность и была у Головнина, в 1823 году назначенного генерал-интендантом флота.
 
Начинается брошюра со слов: «Необыкновенное и странное положение, до коего ныне доведена Россия, и всеобщий ропот, во всех состояниях, по целому государству распространившиеся, произвели между прочими политическими мнениями, разные суждения и толки на счёт морских наших сил».

Когда я в 90-х годах впервые читал это произведение почти двухсотлетней давности, то думал: «Насколько современно это было написано, как будто вчера!» Судите сами, о чём писал Василий Михайлович:

«Если бы хитрое и вероломное начальство, пользуясь невниманием к благу отечества и слабостью правительства, хотело, по внушениям и домогательству внешних врагов России, для собственной своей корысти,

довести разными путями и средствами флот наш до возможного ничтожества, то и тогда не могло бы оно поставить его в положение более презрительное и более бессильное, в каком он ныне находится.

Если гнилые, худо и бедно вооруженные и еще хуже и беднее того снабжённые корабли, престарелые, хворые, без познаний и присутствия духа на море флотовожди, неопытные капитаны и офицеры, и пахари, под именем матросов, в корабельные экипажи сформированные, могут составить флот, то мы его имеем.

О таком, справедливо изображенном мною, состоянии своего Флота Россия не знает, но иностранцам оно известно в подробности: они смеются и удивляются, не понимая на какой конец мы бросаем (конечно, не от избытка государственных доходов) по 20-ти миллионов в каждый год…

доставляя лишь случай небольшому числу высших чиновников пресыщаться и богатеть, а низших классов разночинцам иметь хлеб насущный, расхищая казну. Англичане, в одном периодическом сочинении, весьма основательно заметили, что Россия содержит флот свой не для неприятеля, а для приятелей;
 
чрез сие они хотели сказать, что она старается уверить невежествующих своих подданных, будто и в самом деле имеет морские силы, которые, однако ж, в существе столь ничтожны и презрительны, что не могут произвести никакого влияния над действиями других держав в море».

Далее Головнин подробно рассказывает о коррупционных схемах аукционов по поставкам для военно-морского флота, в которых замешаны высшие флотские чины. Воровство и коррупция пронизывали интендантскую службу сверху донизу.

Головнин ужаснулся, когда всё это осознал. Он писал, что многие должности, комиссии, департаменты не нужны и бесполезны, но чиновники прилипли к ним, «как устрицы к камням, и без особого усилия их никак оторвать невозможно».

А разве не удивительно, что после крушения Советского Союза съёжившаяся в размерах и по численности населения Россия  в два раза превзошла СССР  по числу чиновников?

По поводу бессмысленной переписки Головнин замечал: «Смешно покажется, что иногда исписанная бумага дороже стоит, чем сумма, о которой дело идёт».

Василий Михайлович писал о себе в третьем лице:

« Нынешний генерал-интендант (Капитан-командор В. М. Головнин), служивший на море более 50 лет, из коих пять находился в английском флоте, знающий Англию и морскую её службу совершенно, и заражённым в высокой степени английскою гордостью и честолюбием, хотел было приняться за искоренение зла по обширной части, управлению его подчиненной, но остановился».

Он уже через три месяца понял, что всю воровскую систему ему не победить и сосредоточился только на пресечении воровства в особо крупных размерах. По мелочи воровали все, но эти ручейки сливались в большую реку.

Большое начальство использовало бесплатный труд подчинённых, покупали за бесценок то, что было украдено, потому и платили гроши. Не только тот вор, кто крадет, a и тот, кто принимает.

Корабли красили только с той стороны, где проезжал в Кронштадте царь, разрушенные строения прикрывали выкрашенными заборами, а чисто выметенные и празднично убранные улицы по царскому маршруту  свидетельствовали «о деятельности и попечении начальника».

Царь обо всём знал, но попустительствовал главным ворам. Естественно, что при жизни Головнина этого опубликовать было нельзя, брошюра появилась во время очередной «оттепели» в девятнадцатом веке.

Василий Михайлович писал ещё и о многом другом, но об этом будем говорить позже.
Сочувствовал ли он декабристам? Думаю, что, несомненно. Но в тайной организации он, вопреки утверждению Завалишина, не состоял.

Продолжение http://proza.ru/2021/05/07/1119

Портрет Василия Михайловича Головнина


Рецензии
Какой ужас! Ничего не изменилось. Чиновники расплодились и крадут в неслыханных размерах. Вот таким редким честным патриотам не дают возможности делать своё дело. Против лома нет приема. Я думаю, декабристы не на пустом месте появились, не глупые они были люди и не с жиру бесились. Головнин умный и порядочный человек. Да разве свернуть эту гору?

Людмила Петрова 3   14.11.2021 21:03     Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.