Разговор с Тимуром Бекмамбетовым. Завершение
(предполагается, что читатель видел фильм «Девятаев»)
При всей своей эмоциональной силе воздействия фильм получился суетливый. И ладно бы сжатие сцен и событийный «галоп» имели бы под собой цель максимального раскрытия пусть и художественно осмысленных, но реальных событий из жизни Михаила Девятаева. Так нет же…
Должен признать, что если бы фильм был снят, что называется, «по мотивам», с использованием других фамилий и под другим названием, то вопросов было бы куда меньше. Но, похоже, коммерческий интерес будущего проката затмил все понятия исторической правды и человеческого такта относительно реального Девятаева.
Ключевым приемом, локомотивом, который должен был вытянуть весь фильм, стал классический рекламный ход. Когда к уже существующей у зрителя положительной установке на восприятие образа или события (обычно для рекламы, например, образы детей и животных, имя или образ мамы, а в фильме искреннее уважительное отношение людей к жертвенному подвигу предков во время ВОВ) добавляется прицепной ЦЕЛЕВОЙ вагончик. Какой?
В обычной рекламе это продажа товара или услуги. В этом фильме – идея. О её содержании необходимо сказать конкретно.
По мнению Тимура Бекмамбетова – это прощение. Возникает вопрос – «Прощение кого?». Вот тут и начинаются сложности. Начнем с того, что Михаил Девятаев, реальный, не киношный, получил Звезду героя СССР не за дерзкий побег из плена.
Почему не за побег? Потому, что по законам того, военного времени его побег был сродни «выходу из окружения», то есть всего лишь исполнение приказа Главкома Сталина «Ни шагу назад!» - «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия» — приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии за № 270, от 16 августа 1941 года.
Всё! Если бы Девятаев не сбежал из плена, то согласно указанному приказу он был бы причислен к предателям, вплоть до того, что репрессиям подверглась бы и его семья, что, кстати говоря, и произошло даже с семьей попавшего в плен Якова Джугашвили, жену которого вместе с дочерью – внучкой Сталина – отправили в ссылку.
Побег из плена был оценен – Михаил Девятаев не был лишен офицерского звания и боевых наград… Справедливо? По тем временам и законам – да. В открытых источниках говорится, что Героя Советского Союза Девятаев получил по инициативе выдающегося советского конструктора Королёва за вклад в отечественное ракетостроение.
Ни в каком прощении Михаил Девятаев не нуждается, повода и оснований нет! Кого предлагает «понять и простить» Бекмамбетов? Похоже это персонаж Николай Ларин, летчик, вымышленный друг Девятаева. А он кто по фильму? Он, по законам того времени (только ли?) предатель, сознательно служащий оккупантам. Его словесные мотивы тема отдельная, куда важнее «разговор» его поступков, они очевидны – до последнего он пытается уничтожить Девятаева и его товарищей по побегу…
Его простить? И всё? Не только, всё намного глубже и сложнее у авторов фильма…
На самом деле получился гремучий идеологический коктейль, в состав которого вошли и желание угодить властям ко Дню Победы, и популяризировать либеральные ценности. Ну а главное – заработать как можно больше денег за счет расчетливого использования не только классических приемов воздействия на зрителя, но и современных продвинутых технологий.
Добиться желаемого получилось, однако, на мой взгляд плохо.
В заключение хотелось бы пожелать, чтобы безусловно талантливый режиссер Тимур Бекмамбетов получил всё же когда-то возможность снимать кино без давления "кассового пресса". Ведь случилось такое у Андрея Кончаловского с его фильмом "Грех" (http://proza.ru/2019/11/18/2088).
И тогда его талант, возможно, раскроется в полной мере, а не будет убит окончательно циничным коммерческим "вирусом". Искренне хочется в это верить.
Свидетельство о публикации №221050800717