Как работает Святой Дух

   Христиане часто задаются вопросами:
- Что (или кто) такое Божий дух?
- Как Он работает конкретно в человеке?
- Что значит быть ведомым Святым духом?
Речь идёт о том самом Божьем духе, с помощью чего (кого) была сотворена вся Вселенная за 6 дней.
Представляю своё видение работы Духа.

  Мы, люди, имеем пять основных органов чувств: 1. Зрение (глаза), 2. Слух (уши), 3. Обоняние (нос), 4. Осязание (кожа), 5. Вкус (язык). Это те органы, что имеют прямую связь с животным миром. Есть еще чисто человеческие чувства, выражающие реакцию на многие процессы в мире, называемые эмоциями.
  Еще можно чувством назвать интуицию – способность предугадывать последствия происходящих сейчас или в будущем процессов. Впрочем, интуиция зачастую исходит из опыта, дальновидности, умения просчитывать наперёд. Если человек отрицает наличие последних факторов, то скорей всего, он просто затрудняется сформулировать, почему он нечто чувствует, поэтому и говорит о действии у него так называемого «шестого чувства».
  Однозначно можно сказать, что каждое чувство даёт человеку некоторую долю свободы и наоборот, отсутствие чувства забирает у человека свободу и делает его зависимым от других, у кого с этим чувством всё в порядке. Также это вынуждает человека подстраиваться под обстоятельства, приучаться к «костылям», к специфическому образу жизни.
  Если человек инвалид с рождения, то есть, с рождения слепой или глухой и т.д., то он физически не чувствует никакой ущербности и недостатка. Единственное, что он точно ощущает – это свою зависимость от других людей и специфического образа жизни. То есть, имеется некоторая ограниченность, несвобода или по-другому говоря – рабство.
  Также у инвалида возможно есть зависть по отношению ко всем здоровым людям, то, что они ощущают нечто такое, что ему неведомо. Реальный прекрасный мир, который видят зрячие; разнообразие звуков, которые слышат слышащие; мир разнообразных запахов, вкусов; всё разнообразие сенсорных ощущений.
Самое страшное, когда человек был здоровым, но потом один из органов чувств у него отказал и ему пришлось свыкаться с новыми реалиями.

  Естественно, всё вышеописанное я привёл вовсе не для того, чтобы принизить инвалидов или призвать читателя к жалости. Я хочу подвести вас к аналогии, что Святой дух есть некий инструмент, даруемый человеку Богом, подобно как глаза, уши, нос и т.д., который также даёт некое новое чувство. И это чувство подобно биологическим, также даёт совершенно новый уровень свободы и ощущения жизни. Тот, кто им обладает ощущает свободу непостижимого уровня для тех, кто им не обладает, какими бы физическими данными и материальным благами те не владели. Последние словно слепые и глухие инвалиды.
  Возможно, тот, кто читает сейчас эти строки, даже не понимает о чём речь. Какое новое чувство? И это понятно, и слепой с рождения не понимает, что значит видеть глазами. Да, он понимает, что такое возможно, ведь все, кто его окружает, что-то видят, но он не может даже представить: как это - видеть глазами.
  Также и многие не могут представить: что это значит чувствовать Духом и им руководствоваться. И по сути подавляющее число людей можно назвать «инвалидами по духу».
  Жизнь Иисуса Христа отлично демонстрирует, что значит чувствовать Духом и им руководствоваться. Также пример работы Святого духа, хоть и в меньшей степени показали апостолы и ученики первого столетия. Лично я могу привести примеры современных людей из своих знакомых, в которых Дух работает ровно так как надо. Бывали просветы и у самого себя.

  Для наглядности приведу следующий фантастический пример. Представьте, что вы повар-кулинар, которому нужно накрыть большой стол для гостей. Вы видите кучу продуктов, различных ингредиентов, специй, посуды, оборудования для приготовления, но есть в вас один существенный минус: вы полностью лишены обоняния и вкусовых ощущений. То есть, понимаете на уровне знаний из кулинарных книг, что съедобно, калорийно, а что нет, но абсолютно лишены понимания вкусно/не вкусно. Просто не ощущаете.
  Что вам останется делать? Полностью, безоговорочно, слово в слово доверяться и слушаться рецептов кулинарных книг, инструкций оборудования, а также возможным помощникам, кто во вкусах хоть как-то разбирается. Ну а также своему опыту, знанию, например, статистики от чего люди остаются довольны, а от чего нет. Со стороны вы будете казаться дотошным ученым-буквоедом, и в ваших кухонных действиях появится некая скрупулёзная религиозность, состоящая из правильных действий, соблюдения традиций, условностей и т.д. и т.п. Возможно даже, что после подачи еды на стол гостям, кого-то вы сможете убедить в присутствии у вас вкусовых ощущений. Если всё пройдет успешно, вы ощутите тщеславие и гордость за отличное применение своих знаний и опыта. Но настоящего счастья вы вряд ли испытаете, так как вам не удалось при приготовлении еды применить самое главное.
  Вывод пока выходит следующий. Религиозность – это соблюдение дел и правил, которые традиционно считаются «духовными», но выполнение этого с отсутствием Духа. А религиозные люди – это «инвалиды по Духу». Именно поэтому религиозные люди выглядят именно рабами своей религии, её концепций и правил. То есть, людьми с отсутствием свободы. Они руководствуются исключительно своими знаниями религии, и если видят человека раскрепощённого, непринуждённого и свободного, то он вызовет в них подозрение и раздражение. Ровно то раздражение, что вызывал Иисус у иудеев-законников во время своего служения на земле. Они не могли поверить, что этот человек руководствуется Божьим духом. Для них Дух был не ощущаем и неведом, и именно поэтому Иисус назвал их слепыми.
  Настоящую работу Святого Духа тяжело объяснить тем, кто им никогда не обладал и в ком он не работал. Ровно также как слепому или глухому с рождения объяснять про видимый мир и звуки. Вернее, объяснять можно долго и красочно, но инвалиды всё равно не поймут и на один процент из доносимого. Поэтому можно говорить только про очевидные понятные признаки работы Святого Духа:
- ощущение лёгкости и свободы
- ощущение независимости от мира и людей, зависимость только от Духа и, соответственно, от Бога
- религия с её концепциями и правилами превращается в инструмент, а не главным источником «духовности» и спасения.
- знаешь и отлично ощущаешь, что именно тебе надо делать, куда идти, чего избегать и так далее.
- получаешь настоящую радость и благоговение именно от работы Духа.

  В дополнение расскажу о праведности. Приведу еще один пример с обонянием.
  Представьте, что вы, будучи голодны, находите колбасу. Если у вас с обонянием всё хорошо, и если вы почувствует вонь, исходящую от колбасы, то вы брезгливо кинете её в мусор, а после поищете нечто безопаснее и посвежее. Даже не взглянете на дату её изготовления и срок годности, не будете изучать её внешний вид. Вам и так всё понятно и очевидно, и главное… Легко! 
  Но если обоняние и вкус у вас отсутствуют, то вы не ощутите никакой смердящий запах от продукта. Тогда вы начнёте изучать дату изготовления, срок годности, внешний вид. Но даже если с этими данными всё плохо, и то урчащий желудок может попытаться переубедить вас, например, словами: «Насытишься и не умрёшь. У тебя лужёный кишечник». Возможно, если вы отравляетесь не в первый раз, то сработает память о негативных последствиях, о тошноте, поносе, потери времени и сил. В общем, дальновидность и здравомыслие. Может даже вы заставите себя выкинуть колбасу на помойку и поискать что-то побезопаснее, но сожаление, томление, сомнения останутся. Однозначно «праведность» здесь дастся вам не легко.

  Когда человек наполнен Святым Духом, пользуется чувствами, которые тот даёт, вопрос праведности перед ним фактически не стоит. Руководство Святым Духом значительно превосходит праведность. Праведность нужна для «инвалидов по Духу», для тех, кто лишён естественных чувств, что хорошо, а что плохо. Для тех, кто остро нуждается в своде правил, кодексе запретительных дел.
  Вот почему Иисус, который с рождения был ведом Святым Духом, умудрился ни разу не согрешить, остаться праведным и при этом совершенно не выглядел ограничивающим себя, мучающимся аскетом, чем крайне бесил окружающее его «Духовенство». Он естественным образом чувствовал, что хорошо, а что плохо. Его тезисы в нагорной проповеди фактически говорят о его внутренних, фундаментальных ощущениях мира и жизни. И это значительно выше обычной человеческой праведности, заключающейся в запретах, вопреки желаниям и голоду.
  Когда отказываешься что-то делать просто потому, что это тебе противно естественным образом – это признак свободы. И это одно из проявлений Святого Духа.
  Когда отказываешься что-то делать вопреки своим желаниям во исполнения закона – это признак ограниченности и рабства. Еще это признак наличия сильной воли, религиозности, праведности. Но это также симптом отсутствия работы Духа.
Христиане, молитесь за присутствие (получение, обновление, возвращение) в себе Святого Духа!


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Максим!

С большим интересом читаю Ваши статьи. Чувствуется человек ищущий, пытающийся разобраться. Разрешите высказать некоторые соображения по поводу данного текста.

Кстати, слово "раз-обр-атьСя" означает следующее : слово состоит из "Раз", "Об", "ать" и "Ся". "Раз" - это древнее обозначение Ума - Первого Ума, Ума номер "Раз" - он же "Ра" (егип.), он же Адам а Ришон, первый звук Р означает вибрацию низкой частоты, проявившуюся в бесконечном сознании вследствие неограниченного потенциала. Слово "Об" означает "окружающее", "обхватывающее", "объём" вокруг этого Ра (ведь бог Ра где-то действует, в каком-то "Обе"). Об - это на иконах "богоматерь", а Раз - младенец на руках её. Потому и "Образ". Суффикс "ать" означает побуждение к действию, а возвратный суффикс "Ся" обозначает слово "Себя". То есть задача индивида - буквально разобрать себя по косточкам и выяснить отсутствие всякой индивидуальности.

Индивидуалистическое сознание - это сознание человека, а индивидуальное сознание, в котором оно завёрнуто - это Раз. Адам, Ра. Это Первая точка в бесконечном пространстве сознания - но точка - мнима! Она есть просто результат огромной энергии, скрытой в этом Сознании (Эйн Соф). К слову, Эйн Соф это бесконечность. А по поводу бесконечности приведу цитату:

"В то время как изначально всеобъемлющее Великое
Совершенство (Дзог-чен) глубоко и неограниченно,
Только идиоты могут называть его «бесконечностью».
Хотя безграничное состояние недоступно людям со слабым интеллектом,
В Ати (йоге) оно показано абсолютно приемлемым и самодостаточным."
--------------------------------------------------------------
Далее.
"Единственное, что он точно ощущает – это свою зависимость от других людей и специфического образа жизни. То есть, имеется некоторая ограниченность, несвобода или по-другому говоря – рабство."

Насчёт рабства слепых - вспомните Эзопа... Кто на деле-то был рабом - Эзоп или его "хозяин" Ксанф? Сразу вспоминается эпизод: выпей море, Ксанф... Не каждый слепой слеп - зачастую некоторые из них, обладающие "чистым сосудом", видят на порядок больше чем зрячие. Та же Ванга (хотя у неё было 30% промахов в предсказаниях).
---------------------------------------------------------------
Далее.

"Религиозность – это соблюдение дел и правил, которые традиционно считаются «духовными», но выполнение этого с отсутствием Духа. А религиозные люди – это «инвалиды по Духу». Именно поэтому религиозные люди выглядят именно рабами своей религии, её концепций и правил."

" Праведность нужна для «инвалидов по Духу», для тех, кто лишён естественных чувств, что хорошо, а что плохо. Для тех, кто остро нуждается в своде правил, кодексе запретительных дел."

Это верно. Например, люди с высоким интеллектом и способностями выходят за рамки религии, понимая что это просто первые классы школы. Однако невозможно сразу сдать экзамены выпускные, не ознакомившись с азами - арифметикой и пр. Поэтому религиозный путь всегда предваряет Путь на выход из сансарического мышления. Каббала и Дзогчен не говорят об обрядности - это всё для людей с низшими способностями. Например в буддизме - черыре поворота колеса: сначала изучают ту самую "винайю" - понятия об этике и правильном поведении, а уж затем укрепив адепта - верой выше его "знания" в том что невыгодно быть эгоистом, подводят к высшим колесницам. Очень редкий человек от рождения обладает столь чистым сосудом, чтоб сразу вскочить в Каббалу или Дзогчен или исихию. У каждого индивида свои свойства-качества и в соответствии с этим - своя ступень.
---------------------------------------------------------------------------

"Когда отказываешься что-то делать вопреки своим желаниям во исполнения закона – это признак ограниченности и рабства."
Уважаемый Максим, не могу согласиться: например, если человек до зуда в руках хочет убить другого, а на табличках Моше третья заповедь "не убий" - и этот человек сдерживает своё желание, это что, рабство?.. :)))
Кстати, первые две заповеди гласят: 1. Я - Г-сподь, Б-г твой. 2. Да не будет у тебя иных богов кроме Меня.
Читать следует так: "Я" - господь и Бог твой. То есть твоё Высшее "Я" - тот самый "Раз", точка, "Я-мысль" и является однозначным Богом твоей действительности. Из неё растут абсолютно все мысли и соответственно действия. Однако это отнюдь не эгоистическое "Я": ведь это "Я" вместе с тобой при очередном "рождении" Создаёт вместе со всем наблюдаемым "миром" всех "окружающих" - без всякого намерения это делать.
Всё идёт само собой, как ступа с бабою Ягой... "Я - гой." До тех пор пока не понял - что к чему и где спряталСя Б-г. Это такая головоломка по поиску истинного. Высшего Себя, потому древние и говорили: "Познай себя", что означает "Постичь Творца".
С уважением Алексей.

Ал Ор   09.02.2025 05:03     Заявить о нарушении
Алексей, спасибо вам большое за внимание к моим текстам! Очень рад, что они вас как-то задевают и провоцируют размышлять.
К сожалению, на данный момент я далек от этимологий и лингвистики, поэтому многие ваши коменты мне безусловно интересны, но не могу ничего прокомментировать. Плюс я в основном (возможно, это убого и попсово звучит) радею за текущие, сложившиеся понимания, даже если в зачатках они были понимаемы совершенно по-другому. Надо же людям как-то обзывать текущие, современные явления.

По поводу тезиса, что вы не согласились (в конце вашей рецки). Тут надо было приводить мысль целиком, а не вырывать только её негативную часть, а именно:

«Когда отказываешься что-то делать просто потому, что это тебе противно естественным образом – это признак свободы. И это одно из проявлений Святого Духа.
Когда отказываешься что-то делать вопреки своим желаниям во исполнения закона – это признак ограниченности и рабства.»

Я иногда «для чистоты эксперимента» убираю из рассмотрения морально-этический аспект. То есть, просто ощущение сердца. В первом случае человек чувствуют свободу, во втором рабство.
Взять банальнейший пример: жгучее желание выкурить сигарету, не смотря на полное понимание, что это яд. Но нельзя! Запретил же сам себе, пообещал Богу и всем, что бросил. А хочется…
Свободен тот, кому эта сигарета естественным образом противна и не хочется. А в рабстве тот, кому хочется.
В рабстве перед чем? Перед Богом, перед своим здоровьем, которое ЗАПРЕЩАЕТ? Можно и так сказать. Но я вижу, что в рабстве перед своим греховным желанием от которого он вынужден избавляться путем закона и по правде говоря, так и не избавится, так и будет бедолага томиться и мучиться. И внешне этот человек будет выглядеть несчастным, ограниченным, словно закованным в цепи.
И как ему избавиться от рабского состояния? 2 пути. Первый – это послать всех и закурить, блаженно подымить. Второй: это получить Святой дух и состояние, при котором сама мысль о закуривании будет вызывать отвращение.
В случае с убийством можно также порассуждать, но мне это на себя тяжелее примерить. Хотя я в жизни иногда хотел кому-то подстроить «несчастный случай», но это не было настолько сильно, чтобы я выглядел рабом в цепях.

Максим Катеринич   09.02.2025 09:12   Заявить о нарушении
"...И как ему избавиться от рабского состояния?" Однозначно - закурить, блаженно подымить. Потому что сколько человеку свыше предписано - столько он и проживёт, ни дня больше. Если не от рака лёгких, то авто задавит или сосуля на голову упадёт, или дрон. А Б-г не тиран и не садист. Ему главное - чтоб индивид Его как Истину в "себе" раскрыл. Все остальные "задачи" и "проблемы" - надуманы. Вопрос не в длительности жизни, а в намерении "раскрыть Творца". Жизней-то - бесконечная череда, и пока этот вопрос не поднят и не начат, выхода из "гильгулим" (перерождений - ивр.) не предвидится. А ведь с каждым бестолковым рождением ситуация усугубляется.
Вообще-то каждый - уже реализован, но не понимает, не осознаёт этого... Надумывает, как армянский комсомол, себе проблемы и с блеском их преодолевает.

"Тогда как свобода не зависит от реализации или её отсутствия,
Только противники равностности могут утверждать, что
освобождение наступает в результате реализации.
Хотя универсальная равностность неприемлема на низших путях,
В Ати (йоге) она показана абсолютно уместной.
Только идиоты могут утверждать, что реализация невыразимого состояния
Зависит от особенных выражающих средств.
Хотя в Ати (йоге) Абсолют показан неотделимым от вас,
Этот логичный принцип неприемлем на низших путях."

Лонгчен Рабджам, "Драгоценная сокровищница Дхармадхату".
(Дхармадхату - "пространство Истины")

Ал Ор   09.02.2025 11:04   Заявить о нарушении
По минимуму следует в повседневной действительности руководствоваться словами Гилеля (Тора - в одной фразе): не делай другому того, чего не желаешь себе. Всё остальное - вообще неважно.
Следующая ступень состоит в осознавании, что никаких "других" - нет, это свои собственные мыслеформы. Тогда адепт видит всё глазами Б-га.
Очень рекомендую прочесть (для расширения кругозора по самое не балуй) главу 9 из приведённого выше произведения автора Рабджама. Там - наивысшее объяснение оптимального поведения в отсутствии религиозной практики вообще. Это совершенно потрясающее произведение, доступное любому вне зависимости от национальности, взглядов и конфессий.

Но Вашему визави до такой ступени пока неблизко, и самому требуется наставник, живущий на горе - чтобы на практике подтверждать данную - пока что для него "теорию". Хотя это не теория, а то что есть.
С уважением Алексей.

Ал Ор   09.02.2025 11:38   Заявить о нарушении
Я многого не понимаю, о чем вы пишите, но буду о том, что вроде бы как понял:

//сколько человеку свыше предписано - столько он и проживёт, ни дня больше. Если не от рака лёгких, то авто задавит или сосуля на голову упадёт, или дрон. //

Я смотрю на жизнь любого человека по следующей примитивной формуле:

X * Y = Z.

Где X – то, что находится под контролем человека, например, не умереть от рака лёгких и от большинства болезней, Y – всякие неожиданности, находящиеся вне контроля человека, какие вы перечислили (автокатастрофа, сосуля, дрон), Z – то, что люди называют предписанием, судьбой и т.д.
Но на самом деле, Z – это итог жизни, можно сказать, сумма и утверждать, что именно итог влияет на слагаемые, математически глупо.
То есть, машина проедет 100 км, потому что едет со скоростью 50 км/ч и потому что едет 2 часа, а не потому, что ей предначертано проехать 100 км. И если бы она ехала со скоростью 100 км/ч, то проехала бы 200 км. А пока машина не доехала, сказать, сколько она проедет уверенно нельзя.
Я верю в существование судьбы только потому, что Итог жизни любого человека и человечества в целом известен Богу. Но известен так, как нам судьба пассажиров Титаника, когда мы уже просмотрели кино от начала до конца и знаем, что Лео Ди Каприо утонет, а его мадам спасется и доживет до глубокой старости.
Все персонажи этого фильма были полностью свободны в своих действиях от начала до конца. И никто из смотрящих кино на них не влиял. Так и Бог знает, но у каждого полная свобода.

Или другой пример, смотрим кино про двух братьев близнецов, начавших курить в 15 лет. Первый бросил в 30 лет и прожил до 120. А второй не бросил, так и курил и прожил до 60 и умер от рака лёгких.
И почему же так произошло? Потому что первому было предначертано прожить 120, а второму 60 ? Глупости! Это произошло от их образа жизни.
А думать об Y - факторе можно, конечно, но считаю, что тоже глупо. Если только он не очевидный. Например, метеорит на Землю летит, который через месяц уничтожит всё живое. Ну тогда можно всему населению планеты на герыч подсесть и умереть под кайфом ранее чем метеорит до Земли долетит.
Надо жить так, как будто Y – фактор равен 1, т.е. не влияет на итог формулы, а там уже как получится.

Ну а, вообще немного я на эту тему размышлял и попереписывался в рамках моей зарисовочки: «Остаток на таймере жизни» (http://proza.ru/2024/12/06/515), возможно вам будет что дополнить.

П.С.
Да и можно говорить о предначертанном сценарии для каждого человека, но я так тоже не думаю, каждый сам по мере возможностей выстраивает своё бытие как умеет и может. Ну а Бог знает итог.

Максим Катеринич   09.02.2025 16:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.