На встречу с Тиффани

Небольшой речной катер нёс меня к озеру Мичиган. Я сидела на лавочке у невысокого  бортика и с нового ракурса рассматривала силуэты  знакомых зданий. Множество раз проходила мимо них пешком. Кое в каких, работая в библиотеках  разных компаний, приходилось бывать внутри. Но с воды старые знакомые выглядели немного непривычно. День был жарким, взлетающие в воздух брызги приятно охлаждали. Слегка пахло тиной.

Однако катерная прогулка на водном такси по реке Чикаго была не целью моего путешествия, а средством. Таким вот не совсем обычным способом я решила попасть на Нэйви Пирс ( Navy Pier ), когда-то служивший для военных кораблей, а теперь для туризма и развлечений. В одном из его зданий располагалась  постоянная выставка витражей. Я хотела увидеть витражи Тиффани.

Затрудняюсь сказать, когда я впервые услышала само имя. Были ли это ювелирные изделия от  "Тиффани и К°" или лампы и витражи Тиффани. Ювелирными изделиями я не очень интересовалась, а вот художественные работы смотрела с удовольствием.  Чего только стоил знаменитый купол Тиффани в Центре Культуры Чикаго. Или его уникальные лампы в одном из музеев  - особняков в центре города. Но кто такой сам Тиффани я не знала.

Книга Сюзан Вриленд "Клара и мр. Тиффани" ( "Clara and Mr. Tiffany" by Susan Vreeland ) оказалась у меня не случайно. Я прочла уже несколько вещей этой писательницы, все на интересующую меня тему – о людях искусства.  На этот раз главной  героиней была женщина по имени Клара Дрисколл, возглавлявшая женский департамент в студии Луиса Тиффани. Рассказ шёл  от её имени. Клара проработала в фирме знаменитого дизайнера по стеклу с перерывами двадцать лет. Перерывы ей приходилось делать не по собственному желанию, а потому-что в компании существовало правило, не позволявшее работать замужним женщинам. Первый раз Клара была уволена после того, как она вышла замуж, но через несколько лет, овдовев, вернулась в студию. Второй раз она была помолвлена, но свадьба не состоялась, и Клара опять продолжила работать на Тиффани. Много лет спустя она ещё раз вышла замуж, но на этот раз сам Тиффани предложил ей остаться, ценя её талант одновременно и дизайера, и менеджера.

Женская группа, возглавляемая Кларой, в основном работала над лампами, каждая из которых была особенной и уникальной, а поэтому дорогой и доступной только очень богатым покупателям.

Да и в целом, студия Луиса Тиффани, создавая непревзойдённые шедевры из стекла, не была прибыльной и поэтому материально поддерживалась отцом Луиса, Чарли Тиффани, тем самым, который создал знаменитую ювелирную компанию "Тиффани и К°".

Об отце и сыне Тиффани в книге рассказывается пусть и не подробно, но достаточно, чтобы узнать их характеры и динамику отношений. Старший Тиффани хотел, чтобы сын унаследовал его бизнес, но тот был скорее художником, чем бизнесменом и пошёл своим путём. Зато работы его студии остались в истории, как произведения искусства, выставляемые во многих музеях страны.

На встречу с Тиффани и коллекцией его витражей я и отправилась жарким летним днём. Катер быстро доставил меня на Нэйви Пирс и не задерживаясь возле многих его достопримечательностей я направилась к зданию музея стекла и витражей. Там выставлено множество интересных работ, мимо которых нельзя было пройти не остановившись. Но вот наконец я перед витражами Тиффани. Нет необходимости  читать таблички – я узнаю их сразу.

Работы других мастеров тоже богаты красками, но только у Тиффани краски перетекают одна в другую, словно тающее мороженое. Кажется, что работы сделаны не из стекла, а из какого то пластичного материала. Они не плоские , они состоят из выпуклотей и изгибов. Это настоящие картины, только  созданные не кистью, а резцом. Хотя в это трудно поверить. Как и не верится, что холодное стекло может таить в себе столько тепла.

Я уношу с собой это тепло. Тепло от встречи с большим искусством. Тепло от встречи с Тиффани.

Фотография: витражи Тиффани, сделана мною.


Рецензии
Ну, очень интересно! Начать с того, что я не знала, что существует река Чикаго. Знала названия Великих озёр - Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри , Онтарио, знала про город Чикаго, а про реку - нет. И слышала только имя Тиффани, но с его творчеством не была знакома. Так что спасибо Вам, Лора, за открытие для меня искусства этого мастера. Как бы мне хотелось увидеть хотя бы фотографии его работ - "знаменитый купол Тиффани в Центре Культуры Чикаго. Или его уникальные лампы в одном из музеев - особняков в центре города". Жаль, что Вы не поместили их в качестве иллюстрации перед своей миниатюрой.
С уважением и теплом,

Алла Валько   29.04.2022 21:28     Заявить о нарушении
Река Чикаго огибает центральную часть города и впадает в озеро Мичиган. Река, как и озеро - лицо города, очень важная его часть. В центре города на каждой улице - разводной мост. К сожалению, мне редко удаётся загрузить на этом сайте фотографии - они не проходят. Я люблю фотографировать и на своей странице на Фэйсбук всегда выставляю фотографии в дополнение к рассказам. Ну а насчёт Тиффани - в Чикаго куда больше его работ, чем я рассказала. И я даже не все видела.
Дорогая Алла, очень рада, что могу заинтересовать новой информацией. Возможно, Вам удастся побывать в Чикаго, здесь есть что увидеть.
С теплом,

Лора Зелдович   01.05.2022 00:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.