На встречу с Тиффани
Однако катерная прогулка на водном такси по реке Чикаго была не целью моего путешествия, а средством. Таким вот не совсем обычным способом я решила попасть на Нэйви Пирс ( Navy Pier ), когда-то служивший для военных кораблей, а теперь для туризма и развлечений. В одном из его зданий располагалась постоянная выставка витражей. Я хотела увидеть витражи Тиффани.
Затрудняюсь сказать, когда я впервые услышала само имя. Были ли это ювелирные изделия от "Тиффани и К°" или лампы и витражи Тиффани. Ювелирными изделиями я не очень интересовалась, а вот художественные работы смотрела с удовольствием. Чего только стоил знаменитый купол Тиффани в Центре Культуры Чикаго. Или его уникальные лампы в одном из музеев - особняков в центре города. Но кто такой сам Тиффани я не знала.
Книга Сюзан Вриленд "Клара и мр. Тиффани" ( "Clara and Mr. Tiffany" by Susan Vreeland ) оказалась у меня не случайно. Я прочла уже несколько вещей этой писательницы, все на интересующую меня тему – о людях искусства. На этот раз главной героиней была женщина по имени Клара Дрисколл, возглавлявшая женский департамент в студии Луиса Тиффани. Рассказ шёл от её имени. Клара проработала в фирме знаменитого дизайнера по стеклу с перерывами двадцать лет. Перерывы ей приходилось делать не по собственному желанию, а потому-что в компании существовало правило, не позволявшее работать замужним женщинам. Первый раз Клара была уволена после того, как она вышла замуж, но через несколько лет, овдовев, вернулась в студию. Второй раз она была помолвлена, но свадьба не состоялась, и Клара опять продолжила работать на Тиффани. Много лет спустя она ещё раз вышла замуж, но на этот раз сам Тиффани предложил ей остаться, ценя её талант одновременно и дизайера, и менеджера.
Женская группа, возглавляемая Кларой, в основном работала над лампами, каждая из которых была особенной и уникальной, а поэтому дорогой и доступной только очень богатым покупателям.
Да и в целом, студия Луиса Тиффани, создавая непревзойдённые шедевры из стекла, не была прибыльной и поэтому материально поддерживалась отцом Луиса, Чарли Тиффани, тем самым, который создал знаменитую ювелирную компанию "Тиффани и К°".
Об отце и сыне Тиффани в книге рассказывается пусть и не подробно, но достаточно, чтобы узнать их характеры и динамику отношений. Старший Тиффани хотел, чтобы сын унаследовал его бизнес, но тот был скорее художником, чем бизнесменом и пошёл своим путём. Зато работы его студии остались в истории, как произведения искусства, выставляемые во многих музеях страны.
На встречу с Тиффани и коллекцией его витражей я и отправилась жарким летним днём. Катер быстро доставил меня на Нэйви Пирс и не задерживаясь возле многих его достопримечательностей я направилась к зданию музея стекла и витражей. Там выставлено множество интересных работ, мимо которых нельзя было пройти не остановившись. Но вот наконец я перед витражами Тиффани. Нет необходимости читать таблички – я узнаю их сразу.
Работы других мастеров тоже богаты красками, но только у Тиффани краски перетекают одна в другую, словно тающее мороженое. Кажется, что работы сделаны не из стекла, а из какого то пластичного материала. Они не плоские , они состоят из выпуклотей и изгибов. Это настоящие картины, только созданные не кистью, а резцом. Хотя в это трудно поверить. Как и не верится, что холодное стекло может таить в себе столько тепла.
Я уношу с собой это тепло. Тепло от встречи с большим искусством. Тепло от встречи с Тиффани.
Фотография: витражи Тиффани, сделана мною.
Свидетельство о публикации №221051001050
С уважением и теплом,
Алла Валько 29.04.2022 21:28 Заявить о нарушении
Дорогая Алла, очень рада, что могу заинтересовать новой информацией. Возможно, Вам удастся побывать в Чикаго, здесь есть что увидеть.
С теплом,
Лора Зелдович 01.05.2022 00:18 Заявить о нарушении