Системное гармоничное знание

Взято отсюда: https://systemity.wordpress.com/2021/05/10/278/


Читать толстые книги я перестал в 14-15 лет, полагая, что я всё уже прочитал. Активно начал читать с шести лет и к этому времени перечитал все книги, оставшиеся от моего деда - редактора бакинской газеты "Труд", и приобретённые моим отцом полные собрания сочинений многих авторов. С особенным удовольствием я читал Викентия Викентиевича Вересаева. В дальнейшем я кое-что просматривал ("Как я занимался плагиатом" - http://proza.ru/2010/10/18/1089), если читать нужно было не более 2-3 страниц. Немного дольше я читал-перечитывал поэзию гигантов. Но ко времени поступления в университет у меня было стабильное ощущение того, что всё, что я начинал читать, было мною уже когда-то прочитанным.

Симфоническую музыку я по большей части к 20-ти годам успел прослушать. Наиболее знаменитых авторов. Сначала регулярно посещая бакинскую филармонию, а затем собрав довольно приличную коллекцию пластинок. Близкий друг моего отца был директором гостинницы "Баку", в которой останавливались все приезжие музыкальные знаменитости. Я имел постоянные контромарки в Маиловский Театр оперы и балета, своё постоянное место в ложе бенуар и все постановки посещал более десятка раз каждую. Был помешан на балете, дружил с учащимися хореографического училища. Знаменитых певцов и певиц я понаслушался вдоволь ("Песни итальянской мамы" - http://proza.ru/2010/10/16/113). Это я к тому, что с гуманитарным образованием я как-то нечаянно быстро покончил и не чувствовал ни малейшей тяги к самоусовершенствованию. Неотвязно меня преследовано ощущение того, что я где-то это уже видел, слышал, читал... Я вырос на Каспийском море и очень люблю море. Но после того, как я почувствовал, как отличаются между собой запахи Каспийского, Балтийского, Чёрного, Азовского, Эгейского, Средиземноморского морей, Тихого океана меня перестало тянуть на путешествия.

Вчера, слушая вальсы Штрауса, я спросил у себя: "Скажи себе, Лёня, какой тебе вальс нравился больше всего в жизни?" И сам себе ответил: "Вальс из фильма "Под небом Сицилии", который я посмотрел 70 лет тому назад. Я напел себе мелодию вальса и неожиданно для себя нашёл на ютьюбе этот фильм, чему был несказанно рад: http://filmec.me/24620-pod-nebom-sicilii.html. По мне - этот фильм изумительный! И я понимаю, что не только потому, что в нём снялись такие изумительные артисты, как Массимо Джиротти. А вот почему - на этот вопрос точно ответить я не смогу. Трудный вопрос. Ответ на него включает альтернативу. Или я был в свои тринадцать лет излишне чувствительным, обладающим повышенным чувством справедливости, или же человечество изменилось при том, что я не изменился.

В юности я видел фильмы, которые мне очень и очень нравились. Среди них - самые разные. От "Девушки моей мечты", "Аршин Малалана", "Двенадцати разгневанных мужчин" до экзотического индийского фильма "Байджу Бавра". И их - таких фильмов - было очень много. За последние же тридцать-сорок лет их - понравившихся мне - было меньше дюжины. А в последние 20 с лишним лет я вообще не смотрел кинофильмы. Меня от них тошнило. В первые десять минут мне начинало казаться, что я уже знаю, что будет дальше. Все посещения кинотеатра с семьёй кончались одинаково. Через 10 минут я выходил на улицу и ждал семью, которая досматривала фильмы до конца. Последние 20 лет я не смотрел телевизор, хотя их в доме всегда было несколько...

Из описанного мною вытекает, что я быстро превращался в тотального игноранта, но это абсолютно не так. Я стал наркоманом Гармонии или, как я себя подпольно называю, "гармонистом". Я это понял относительно давно, но сформулировал этот феномен всего лишь лет десять тому назад. Пишу для того, чтобы открыть глаза кому-то, кто тоже является гармонистом, но для себя это ещё не сформулировал. Всё началось с того, что ещё в университете я начал разбрасываться. На втором курсе я начал работать внеурочно, изучая каталитические свойства ханларской глины (Ханлар - город в Азербайджане). В начале пятого курса я уже работал в АН Азербайджана в отделе вице-президента академика М.Ф. Нагиева и в университете год практически не появлялся.

Сначала я вычислял объёмы реакторов с помощью страшно громыхавшей немецкой машины, вычисляя очень сложные уравнения многих порядков, потом синтезировал красивые молекулы под названием спираны, потом изучал каталитические свойства ионообменных смол. И постоянно осознавал, что на что-то меня неудержимо тянуло, а что-то было совершенно мне не интересно, даже если это мне сулило какие-то большие блага. И в самом начале моей научной карьеры у меня было стабильное ощущение, что здесь есть какой-то секрет. На что-то меня тянуло с неудержимой силой, а что-то даже чрезвычайно престижное и карьерно полезное меня совершенно не трогало. Это ощущение касалось всего: и научных тем, и людей, и собак с кошками. Что-то было интересным, а что-то почти такое же меня абсолютно не интересовало. И не так давно, но до меня дошло, в чём всё дело. Я строил своё знание.

Я работал в дюжине областей науки: в аналитической химии, в нефтехимии, в каталитической химии, в органической синтетической химии, изучал и синтезировал половые феромоны бабочек, работал во многих областях микробиологии и биохимии, изучал физические свойства наночастиц, работал в области происхождения жизни на Земле, в области психологии, словом занимался много чем. В социальных сетях опубликовал около 30 тысяч статей, включая публикации в области политологии, сочинил и опубликовал около 300 стихотворений. Всё это перечисляю исключительно для того, чтобы объяснить феномен "гармонизма". Как я понял, я с огромным упорством всю сознательную жизнь строил систему своего знания. Участки знания на грани мною усвоенного истерически просили меня, требовали и продолжают требовать прироста, как в рассказе Ю. Бондарева "Батальоны просят огня". Я одновременно в голове держу десяток тем из области медицины. Что-то меня неудержимо тянет начать изучать, а что-то я могу начать писать только при усилии над собой.

Всё, что я написал, не имеет ни малейшего отношения к желанию похвалиться. Эта статья - философская. Я обнаружил одну очень интересную особенность гносеологии, которую здесь пытаюсь объяснить. Можно что-то зазубрить, о чём-то прочитать и запомнить, но это будет знание, положенное на полку в чулане мозга. Это знание можно всю жизнь помнить, при необходимости реализовать, но это будет несистемное знание, рассыпчатое знание, негармоничное знание. А системное знание представляет собой порой интуитивно стимулированное дополнение к существующему знанию, гармонично присоединяющееся к имеющемуся. Это мне стало понятно, как результат моего научного опыта в различных областях знания и я решил написать об этом, наблюдая за тем, как активно нарастает патология рассыпчатого, неагреггированного знания во многих областях науки, стимулированная достижениями цивилизации в виде прекрасно работающих систем поиска информации.

Недавно я начал писать про витамин В12. Я об этом витамине давно знал очень многое. Но я почувствовал, что моё знание незаконченное. В чём заключается эта незаконченность, я пока что понятия не имею, но меня привлекает какой-то аромат неизведанного нового. В чём заключается это новое я ещё не знаю, понятия не имею, но система моих знаний щекочет какую-то авантюрную жилку во мне, вызывает во мне уверенность в том, что я обнаружу что-то важное, что гармонично и неотъемлемо прилипнет к системе моего знания. Этот текст написан вовсе не обо мне, а о системе знаний. Здесь я выступаю подопытным кроликом в интроспективном исследовании тонких нюансов гносеологии.


Рецензии