Два брата. Глава 8

               
     Грянули злополучные девяностые годы. Всё рушилось. Сначала  из магазинов стали исчезать товары – от мебели до самых необходимых. А цены  резко выросли. На географических картах больше не было такой страны СССР.  Каждая республика получила независимость , и начался беспредел, войны и прочие бедствия. Зарплату не платили месяцами.

   В Украине не было войны, но человеческая жизнь потеряла свою ценность.  Каждый выживал, как мог. Многих спасало приусадебное хозяйство, дачные участки.   Вместо привычных рублей появились купоны. Всё продавалось  и расхищалось. Было страшно ходить по улицам в темноте, часто отключали электричество. Это называлось  «веерное отключение».  В подъездах выкручивали лампочки, в трамваях снимали сиденья, исчезли в парках садовые скамейки. Электрички ездили с выбитыми окнами.  В магазинах вместо товаров полки были застланы красивыми пластиковыми пакетами. На полках  лежало то, что никому не нужно было, например, бобины для магнитофонов.
 
   Чтобы как-то жить, люди хватались,  кто как мог, за всё, что было возможно. Мика  стал делать красивую мебель. Руки у него были золотые, а ещё был талант художника. Он мог долго и кропотливо заниматься непривычной для себя работой. На это уходило много сил и здоровья. В личной жизни тоже было много сложностей.    В первую очередь Мика хотел иметь своё жильё для себя и для своих детей. Для этого он заключил фиктивный брак со своей троюродной сестрой, зная, что она собирается уезжать к брату в США. Сам он ехать не собирался, уплатил необходимую сумму за квартиру, но эта женщина подала на него в суд. Пришлось что-то доказывать, разводиться. На это всё ушли нервы и здоровье.
 
    Мика завёл собаку. Это был овкол – помесь овчарки и колли – красивый пёс, ставший для Мики другом. И сам Мика иногда ощущал себя одиноким неприкаянным псом.
 
   Наконец, Мика женился в третий раз на женщине с сыном, который был одних лет с его сыном.  Они обменяли две квартиры и поселились в самом центре города. Сына Мика взял к себе, но идиллии не получилось. Сын вернулся домой, к маме. Дочка вышла замуж, но с отцом почти не общалась.
  Незадолго до своего 50-летия у Мики случился инфаркт.  На этот раз врачи спасли ему жизнь. В день рождения он съездил в Балту. Дядя Боря всегда был для него добрым советчиком, но что он мог посоветовать – не нервничать, беречь здоровье, насколько возможно. И одесский врач предупредил Мику, что второй инфаркт может случиться неожиданно.
   
  По совету жены Мика принял крещение и стал православным. Для всех родственников этот его решительный жизненный шаг был непонятен.
    Все годы, пока  была Советская власть, церкви запрещались и разрушались. Одесситы помнили, как был взорван в 1938 году величественный собор на Соборной площади. А площадь стала площадью Советской Армии. Детей воспитывали атеистами. Вита помнила, как её дедушка ходил в синагогу по праздникам. Дома праздновали еврейскую пасху. Бабушка зажигала керосиновую лампу среди дня, отмечая этим годовщину смерти кого-нибудь из родных. Дедушка  до конца жизни молился Богу. Но дети носили красные пионерские галстуки и были убеждены, что Бога нет.
 
   Как-то однажды в шестом классе  в воскресенье Вита с подружками зашли в открытые двери Балтского собора и с большим интересом наблюдали  свадебный обряд.  Собор был украшением города, и внутри там было очень красиво и величественно. А синагога ютилась в старом глинобитном домике, в глубине дворов. Но вскоре и её закрыли.   
 
  Вторая волна борьбы с религией пришла с Хрущёвым.   Почти все церкви  по всей стране  были превращены в мебельные склады или спортзалы. А многие были разграблены и разрушены. И   в Балтском соборе забелили известью все фрески на стенах, сняли кресты и устроили мебельный склад.
 
   Но как только рухнул СССР, церкви стали возрождаться.  Люди потянулись в храмы. Стали восстанавливать разрушенные церкви, соборы, синагоги. В православных храмах отмывались старинные фрески, понадобились иконы. Тут и пригодился Микин талант художника. Он стал делать копии знаменитых икон, вставлял их в красивые оклады, и эти иконы пользовались большим спросом у верующих. Мика стал ездить по церквям и соборам Одесской области со своими иконами и молился.  У него появились новые друзья.

 Когда Вита приезжала в Одессу , она обязательно встречалась с Микой. Как-то она пришла к нему домой. Он был нездоров, сказал, что простудился,  извинился за беспорядок – не успел закончить ремонт в комнате, которую  он оклеивал новыми обоями. На столе лежали цветные копии икон и рамки для окладов. Тогда Вита и узнала, чем занимается её любимый двоюродный брат.  Это было в августе , а в середине сентября  рано утром у неё в доме раздался телефонный звонок. Вита взяла трубку -это звонила из Балты мама:
- Доброе утро, мамочка!
- Сегодня оно совсем не доброе, - голос мамы задрожал от волнения , Вита поняла, что случилось что-то ужасное. – Мика умер! Это случилось вчера, внезапно.  Нам позвонила его жена. Сегодня похороны.
- Мы едем, только купим в Одессе цветы. Вечером Вам позвоним.

   Через два часа Вита с сыном уже были около дома на улице Княжеской.
 В большом дворе как-то сиротливо стоял на двух табуретках тёмный гроб, а к стене была прислонена крышка и металлический крест, выкрашенный серебрином.  Мика лежал в гробу , и это было  страшно и безвозвратно.
  Стали собираться люди с цветами и венками. Спустилась во двор жена Мики со своим сыном. Она была в чёрном платке. А Вита была в синем платке – черного у неё не было.  Потом подъехали машины и автобусы. Гроб поместили в автобус с чёрной полосой, вокруг на скамьях сели все родственники  - дети Мики и его жена. Вита с сыном поехали на кладбище на своей белой «копейке».

  Похороны были на новом кладбище, которое открыли совсем недавно. Появился батюшка в золотой ризе, долго читал соответствующие молитвы. Людей было очень много. Около  гроба стояли  дочка и сын Мики - бледные, тоненькие, оба в одинаковых чёрных свитерках и с крестиками на шее. Все плакали. После батюшки к гробу подходили незнакомые Вите люди  и очень тепло говорили о том, какой замечательный человек ушёл из жизни. Оказалось, что накануне Мика был в гостях на дне рождения, встал с бокалом, чтобы произнести тост, и упал замертво. Второго инфаркта его сердце не выдержало.

   К выходу с кладбища Вита  шла вместе с Олей  - дочкой Мики. Она рассказала, что у неё очень хороший муж и маленький сын, что живут с родителями мужа и что она очень жалеет, что папа так рано ушёл из жизни, что они мало общались. Мика только один раз видел своего внука. Причин этому было много, но главной была обида на отца, оставившего семью.


Рецензии
Как же всё идёт по кругу, Рита. Ведь Мика так не хотел повторить историю своего отца.
Вы скупыми средствами, кратко, но так ёмко рассказаваете судьбу нашего поколения, что хочется знать, что же дальше.
Надеюсь, это ещё не конец.

Лора Зелдович   12.05.2021 14:15     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Лора! Я ждала Ваш отзыв. Повесть приближается к концу.
Вам удачи и добра!
С теплом, Рита

Рита Аксельруд   12.05.2021 16:26   Заявить о нарушении