Блок. Моей матери. Прочтение

.                Александр Блок
  .          .           том II
      « Р а з н ы е      с т и х о т в о р е н и я »

27. Моей матери




                М о е й    м а т е р и 

                Тихо. И будет всё тише.
                Флаг бесполезный опущен.
                Только флюгарка на крыше
                Сладко поет о грядущем.

                Ветром в полнебе раскинут,
                Дымом и солнцем взволнован,
                Бедный петух очарован,
                В синюю глубь опрокинут.

                В круге окна слухового
                Лик мой, как нимбом, украшен.
                Профиль лица воскового
                Правилен, прост и нестрашен.

                Смолы пахучие жарки,
                Дали извечно туманны...
                Сладки мне песни флюгарки:
                Пой, петушок оловянный!
                Июль 1905





    Лето, с.(вятое) Шахматово. Герой на чердаке своего дома, смотрит  в слуховое окно, видит флюгер...  Но  больше нет никакой “мистики”, следовательно нет «упоминания места», и «флаг бесполезный опущен». Зато есть подступающее раздражение на не видящего, что всё кончено, Андрея Белого. Не верящего, что всё кончено, всё ещё борющегося, взывающего к зорям Бориса Бугаева.


з Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
    - «Только флюгарка на крыше // Сладко поет о грядущем" - А. Белый считал, что в строках о "флюгарке" –"петушке оловянном" Блок выразил свое тогдашнее отношение к нему:
     «В этих строках, мне кажется, изображен пафос мой – от отчаянья: пафос, старающийся непоправимую бездну меж нами – перекричать верой в "зори", которых не видел уж я; я обиделся на те строки, к себе отнеся их».

     - «В круге окна слухового...»  – Шахматовcкая реалия. Ср. в воспоминаниях М.А. Бекетовой: «В сенях  – лестница на чердак, где Блок выпилил слуховое окно, из которого открылся новый далекий вид».

     - «Профиль лица воскового».- Образ "воскового лица" появляется еще в первом томе лирики ("У забытых могил пробивалась трава ... ", 1903, т. 1 наст. изд.).
 [
    "Распутья":
                «У забытых могил пробивалась трава.
                Мы забыли вчера… И забыли слова…
                И настала кругом тишина…

                Этой смертью отшедших, сгоревших дотла,
                Разве Ты не жива? Разве Ты не светла?
                Разве сердце Твое — не весна?

                Только здесь и дышать, у подножья могил,
                Где когда-то я нежные песни сложил
                О свиданьи, быть может, с Тобой.

                Где впервые в мои восковые черты
                Отдаленною жизнью повеяла Ты,
                Пробиваясь могильной травой.
                1 апреля 1903»
]
...Он развивается в письме Блока Белому от 13 октября 1903 г.: «У многих из нас есть и были "носы, как свечки" - "восковые черты". Надо оживить, растопить. Если сам не растопишь, растопят другие. Это и будет страх, будет ужас». В "Воспоминаниях об Александре Блоке" Е.П. Иванова символика...
 [
 "символикой"  Редакция называет комплекс устойчивых ассоциаций автора - контекст, в котором обычно в книгах Блока появляется то или иное слово. Что с "символизмом", кроме общего созвучия слов, никакой связи не имеет ( «…символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие» (А. А. Блок «О современном состоянии русского символизма»)).
]
 ..."восковых черт" сопоставлена с впечатлением от внешности Блока: «( ... )Желтый цвет "восковых" "до ужаса недвижных черт", в своем роде тоже загар, или маска от близости "того", от близости князя, господствующего в воздухе, в лице которого он заглядывал там в битвах с ним»; «Я увидел в лице его какую-то "восковую недвижность черт", точно восковую маску забралом он опустил на лицо (... ) С годами, в связи с творчеством, выявляющим, как бы изгоняющим из души "двойников", в лице Александра Александровича Блока "восковая маска" совершенно исчезла, сгорая в "Снежной маске", но тогда (в 1903 г. - Ред.) она действительно была» (БС-1. С. 363).   

 


Рецензии