Блок. Моей матери. Прочтение
. . том II
« Р а з н ы е с т и х о т в о р е н и я »
27. Моей матери
М о е й м а т е р и
Тихо. И будет всё тише.
Флаг бесполезный опущен.
Только флюгарка на крыше
Сладко поет о грядущем.
Ветром в полнебе раскинут,
Дымом и солнцем взволнован,
Бедный петух очарован,
В синюю глубь опрокинут.
В круге окна слухового
Лик мой, как нимбом, украшен.
Профиль лица воскового
Правилен, прост и нестрашен.
Смолы пахучие жарки,
Дали извечно туманны...
Сладки мне песни флюгарки:
Пой, петушок оловянный!
Июль 1905
Лето, с.(вятое) Шахматово. Герой на чердаке своего дома, смотрит в слуховое окно, видит флюгер... Но больше нет никакой “мистики”, следовательно нет «упоминания места», и «флаг бесполезный опущен». Зато есть подступающее раздражение на не видящего, что всё кончено, Андрея Белого. Не верящего, что всё кончено, всё ещё борющегося, взывающего к зорям Бориса Бугаева.
з Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
- «Только флюгарка на крыше // Сладко поет о грядущем" - А. Белый считал, что в строках о "флюгарке" –"петушке оловянном" Блок выразил свое тогдашнее отношение к нему:
«В этих строках, мне кажется, изображен пафос мой – от отчаянья: пафос, старающийся непоправимую бездну меж нами – перекричать верой в "зори", которых не видел уж я; я обиделся на те строки, к себе отнеся их».
- «В круге окна слухового...» – Шахматовcкая реалия. Ср. в воспоминаниях М.А. Бекетовой: «В сенях – лестница на чердак, где Блок выпилил слуховое окно, из которого открылся новый далекий вид».
- «Профиль лица воскового».- Образ "воскового лица" появляется еще в первом томе лирики ("У забытых могил пробивалась трава ... ", 1903, т. 1 наст. изд.).
[
"Распутья":
«У забытых могил пробивалась трава.
Мы забыли вчера… И забыли слова…
И настала кругом тишина…
Этой смертью отшедших, сгоревших дотла,
Разве Ты не жива? Разве Ты не светла?
Разве сердце Твое — не весна?
Только здесь и дышать, у подножья могил,
Где когда-то я нежные песни сложил
О свиданьи, быть может, с Тобой.
Где впервые в мои восковые черты
Отдаленною жизнью повеяла Ты,
Пробиваясь могильной травой.
1 апреля 1903»
]
...Он развивается в письме Блока Белому от 13 октября 1903 г.: «У многих из нас есть и были "носы, как свечки" - "восковые черты". Надо оживить, растопить. Если сам не растопишь, растопят другие. Это и будет страх, будет ужас». В "Воспоминаниях об Александре Блоке" Е.П. Иванова символика...
[
"символикой" Редакция называет комплекс устойчивых ассоциаций автора - контекст, в котором обычно в книгах Блока появляется то или иное слово. Что с "символизмом", кроме общего созвучия слов, никакой связи не имеет ( «…символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие» (А. А. Блок «О современном состоянии русского символизма»)).
]
..."восковых черт" сопоставлена с впечатлением от внешности Блока: «( ... )Желтый цвет "восковых" "до ужаса недвижных черт", в своем роде тоже загар, или маска от близости "того", от близости князя, господствующего в воздухе, в лице которого он заглядывал там в битвах с ним»; «Я увидел в лице его какую-то "восковую недвижность черт", точно восковую маску забралом он опустил на лицо (... ) С годами, в связи с творчеством, выявляющим, как бы изгоняющим из души "двойников", в лице Александра Александровича Блока "восковая маска" совершенно исчезла, сгорая в "Снежной маске", но тогда (в 1903 г. - Ред.) она действительно была» (БС-1. С. 363).
Свидетельство о публикации №221051201535