Блок. Моей матери. Прочтение

                Тихо. И будет всё тише.
                Флаг бесполезный опущен.
                Только флюгарка на крыше
                Сладко поет о грядущем.

                Ветром в полнебе раскинут,
                Дымом и солнцем взволнован,
                Бедный петух очарован,
                В синюю глубь опрокинут.

                В круге окна слухового
                Лик мой, как нимбом, украшен.
                Профиль лица воскового
                Правилен, прост и нестрашен.

                Смолы пахучие жарки,
                Дали извечно туманны...
                Сладки мне песни флюгарки:
                Пой, петушок оловянный!
                Июль 1905

    -"Только флюгарка на крыше // Сладко поет о грядущем" -

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «А. Белый считал, что в строках о "флюгарке" –"петушке оловянном" Блок выразил свое тогдашнее отношение к нему:
     ”В этих строках, мне кажется, изображен пафос мой – от отчаянья: пафос, старающийся непоправимую бездну меж нами – перекричать верой в "зори", которых не видел уж я; я обиделся на те строки, к себе отнеся их.”

     - “В круге окна слухового...”  – Шахматовcкая реалия. Ср. в воспоминаниях М.А. Бекетовой: "В сенях  – лестница на чердак, где Блок выпилил слуховое окно, из которого открылся новый далекий вид".» 

     Лето, с.(вятое) Шахматово. Но  больше никакой “мистики” – и нет «упоминания места», и «флаг бесполезный опущен». И подступающее раздражение на не видящего, что всё кончено, Андрея Белого. Не верящего, что всё кончено, всё ещё борющегося, взывающего к зорям Бориса Бугаева.


Рецензии