Научно-фантастическое мечтание

Взято отсюда: https://systemity.wordpress.com/2021/05/13/282/

Полезные советы по профилактике заболеваний можно было услышать от врачей 50-70-100 лет назад, когда семейный врач владел существенной частью информации, накопленной медициной, и его задачей было приложить эти знания к объекту его постоянного внимания - пациентам, которых он призван был обслуживать. К 1910 году в России было создано 2686 врачебных участков, на службе у земств состояло 3100 врачей, при этом каждый врач в среднем обслуживал участок радиусом примерно 17 вёрст, где проживало 28 тысяч человек. Михаил Афанасьевич Булгаков, работавший земским врачом в Смоленской губернии, ярко описал этот период своей жизни в повести "Морфий" и в сборнике рассказов "Записки юного врача". Врачи старого поколения были привязаны к району проживания и к определенному количеству жителей этого района. По этой причине они чувствовали личную ответственность за здоровье жителей региона, который обслуживали, и, что совершенно естественно, стараясь снизить нагрузку на себя, постоянно заботились на предмет профилактики болезней.

Сегодня достаточно большое цивилизованное государство обслуживают не тысячи, а миллионы медицинских работников, эти миллионы в реальности обслуживают пациенты. Для совркеменных медицинских работников, если только временно абстрагироваться от бушующей фальшивой пандемии, чем больше больных в их регионе, тем им лучше и вольготнее. В крайнем случае владельцы клиник всегда могут нанять дополнительных работников. Естественно, речь идёт о капиталистических странах, в которых свободная рыночная медицина. Там, где число пациентов на одного врача регулируется министерствами и гостами, процветает инвалидная медицина с сумбурной смесью родимых пятен древней, "советской" и "капиталистической" медицин. Правда, в советские времена участковый врач не мог уйти домой, пока не обслужил всех пациентов. Сегодня пациент знает, что не успели обслужить - сам виноват. Нужно было раньше записываться на приём, или нужно было обратиться к более дорогому врачу... Как было принято говорить в старые премена при обмене квартир: "Варианты возможны!".

Сегодня далеко не каждый терапевт способен разобраться в медицинских текстах, предоставляемых ему смежниками. Карманные медицинские компьютеры накачены информацией, основанной на "международных нормах", то есть на "средней температуре по больнице", что само по себе смешно даже при произнесении этого термина. Личность пациента для врача в общем случае чужда, если только врач не морочит пациенту голову и не излечивает его полностью специально для того, чтобы тот не переставал врача посещать всю оставшуюся жизнь. Эта опция особенно прижилась среди онкологов. Появилось огромное число учёных-биохимиков, каждый из которых стремится найти свою суверенную область исследования. Это может только показаться, что они не имеют отношения к лечебной медицине. Среди этих учёных немало не очень умных, весь ум которых представляет собой очень дорогое, современное аналитическое оборудование вкупе со стандартными компьютерными программами для обработки экспериментальных данных. Освоив лабораторное оборудование и технику компьютерной обработки данных, они теряют страх и благоговение перед непредсказуемостью живого.

В последнее время появились видео на популярном уровне, рассказывающие о полезности витаминов D, В12 и т.п. Подобная популярная информация могла бы появиться пол столетия тому назад, но такая пропаганда профилактики заболеваний приносила бы сильные финансовые недомогания прогрессивно плодящемуся контингенту медицинских работников. Понятно, что при успешно работающей профилактике абсолютно необходимых для обмена веществ витаминов, может возникать ситуация, когда некого будет лечить. Информацию про полезность витаминов и минералов десятилетиями прессовали и извращали. И вдруг разговоры о пользе витаминов стали в интернете весьма популярными. Но эта популярность имеет один секрет. Это не распространение знаний о механизмах профилактики и пользе этой профилактики, а перпендикулярно противоположные действия. Во-первых, рекомендуются дозы витаминов, которые практически не действуют. А, во-вторых, лекторы-врачи, перечисляя недомогания, которые могут возникнуть при дефиците тех или иных витаминов, сопровождают эти перечисления рефреном - рекламой посещения врача. Все эти популярные видео пестрят рекомендациями срочно бежать к врачу, если пациент почувствует что-то похожее на перечисленные недомогания при дефиците тех или иных витаминов и минералов.

Есть два подхода к изучению живого организма - холизм и редукционизм. Холизм предполагает исследование на уровне целого организма. Редукционизм предполагает опцию: разрезать и посмотреть, то есть основан на представлениях, согласно, которым сложные явления могут быть полностью исследованы и даже объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым. Приоритет исследования целого по отношению к его частям, включает в себя две опции: умение наблюдать за поведением целого организма и умение собрать на уровне функционирования целого те сведения, которые могут быть получены в исследовании редуцированных частей целого организма. К этому стоит добавить очевидную истину. Чисто формально исследовать любые свойства живого организма можно только на живом организме.

Хирургия неплохо работает на уровне редукционном. В этом смысле она приближается к точной науке. С учётом целого ряда отклонений анатомическое и функциональное строение человеческого организма одинаково. Терапевт же сталкивается с живым (неразрезанным) организмом. Формально даже однояйцовые близнецы имеют отличия, посколько их контакты с окружением и история жизни не могут быть идентичными. Поэтому задача терапевта в принципе намного сложнее, он должен уметь сопоставлять аналитические данные на уровне целого организма, сопоставлять отдельные фрагменты аналитической информации, но это профессиональное умение очень сильно связано с индивидуальными способностями терапевтов, а в высшие учебные заведения принимают практически всех, кто может оплатить учёбу, включая тех, у кого с этими способностями дела обстоят весьма неважно.

Расширение медицинского знания шло в основном по пути редукционистской методологии. Если в далёкие времена лекарь по виду пациента мог примерно прикинуть те основные недуги, которыми он мог бы страдать, то современный терапевт, имеющий доступ к многочисленным анализам, без последних, как без рук. Для того, чтобы синтезировать из анализов целостную картину здоровья человека, нужно обладать незаурядным талантом и широким спектром приёмов, которым в высших учебных заведениях медицинского профиля в наше время не учат, потому что те, кто учит, редко обладает практическим опытом. Мало того, привычка опираться на данные портативного медицинского компьютера приводит к тому, что практикующие терапевты, как правило, быстро забывают основы медицинской биохимии, которые им преподают на начальных курсах университета. Яркой иллюстрацией этого положения является тотальная борьба с холестерином, которой увлекаются современные терапевты в качестве простого и удобного способа изобразить высокую профессиональную активность, когда не знают, что сказать пациенту.

Сегодняшний уровень аналитических исследований в биологии достиг невероятно высокого уровня. Используется высочайшего уровня аналитическая техника с применением дорогого масс-спектрометрического, хроматографического, спектрального оборудования, методов иммунологического анализа, методов секвенирования нуклеионовых кислот. Вся эта аналитическая техника работает преимущественно в автоматическом режиме, не составляет особого труда подготовка специалистов для работы на этом аналитическом оборудовании. А для того, чтобы использовать вал аналитических данных на уровне целого организма нужно всего лишь умение логически мыслить, точнее сказать, вообще мыслить. По этой причине часто в популярной и полунаучной литературе те или иные особенности поведения человека объясняются выработкой тех или иных гормонов, а не выработка тех или иных гормонов объясняется теми или иными особенностями поведения человека.

Нобелевский лауреат Отто Варбург около сотни лет назад, используя примитивное аналитическое оборудование, предложил гипотезу, объясняющую возникновение онкологических заболеваний: "Рак, в отличие от других заболеваний, имеет бесчисленное множество вторичных причин возникновения. Но даже для рака, есть всего одна первичная причина. Грубо говоря, первопричина рака - это замена дыхания с использованием кислорода в теле нормальной клетки на другой тип энергетики - ферментацию глюкозы". В 1924 году Варбург выяснил, что здоровые клетки генерируют энергию благодаря окислительному распаду органических кислот в митохондриях (окислительному фосфорилированию), а опухолевые и раковые клетки, напротив, получают энергию через неокислительный распад глюкозы (гликолиз). Переход на бескислородный способ энергетики, согласно Варбургу, приводит к автономному бесконтрольному размножению клеток: они начинают вести себя как самостоятельный организм, стремящийся к воспроизводству. На основании этого открытия Варбург предположил, что рак можно рассматривать как митохондриальное заболевание.

Такой глобальный вывод, полученный с помощью примитивного аналитического оборудования несомненно подсознательно все эти десятилетия вызывал ревность учёных-онкологов, пользовавшимися самым современным оборудованием и, тем не менее, неспособными на обобщения подобного масштаба. Кроме того, из этого открытия Варбурга вытекает одно интресное следствие, которое может портить нервы руководителям фармахимических концернов. Дело в том, что нагло проводимая не в лечебных, а в финансовых целях требование всем врачам назначать надо или не надо никому не нужные статины может вызвать онкологиченские заболевания, поскольку статины, будучи абсолютно бесполезными, ингибируют синтез кофермента Q10, дефицит которого промотирует бескислородный способ энергетики (https://systemity.livejournal.com/3651270.html).

Медицина очень нуждается в пересмотре существующей методологии. Но, к сожалению, подобный пересмотр представляется научно-фантастическим мечтанием...


Рецензии