14 мая - траурный юбилей

14 мая исполнился год, как ушёл из жизни петербургский скульптор Роман Шустров. Он умер от тяжёлых последствий коронавируса в Мариинской больнице. Вдова Романа, Мария Касьяненко, не смогла пережить его смерти – её не стало совсем недавно, в ночь с 26 на 27 апреля.
Одним из символов Петербурга уже несколько лет стал ангел  у Молодежного театра в Измайловском саду  – сидящий на скамеечке с книгой в руках, он для многих людей олицетворяет доброту, интеллигентность, ему пишут письма, к нему приходят специально. Юный ангел в Любашинском саду – ещё одно творение Романа Шустрова.
И третий ангел, появившийся на Карповке, был установлен уже после смерти скульптора в память медиков, погибших от COVID-19. Эта скульптура ангела, прислушивающегося к звукам музыки, была создана Романом из папье-маше. Для воплощения его в бронзе Мария Касьяненко дорабатывала образ. По сути, этот ангел, которого горожане уже называют Печальным, стал их последней совместной работой, последним проектом так трагически оборвавшихся творческих жизней.
14 мая родные и друзья Романа недалеко от Печального ангела на Карповке посадили деревце, потом прошли в Измайловский сад к первому ангелу.
Близкие и друзья хотят, чтобы квартира-мастерская Романа и Марии стала мемориальным местом, а также местом встреч, выставок, обсуждения новых проектов  художников…
Сейчас в мастерской всё так, как будто Роман и Маша только что покинули её: на рабочем столе остались листы с каллиграфическими буквами – Маша в последние недели жизни занималась каллиграфией. В абсолютном порядке и готов к работе её ювелирный станок. На полках – инструменты Романа, на стенах – маски.

Роман был потрясающим рисовальщиком – шаржистом, карикатуристом, рисовал по памяти  портреты, он всегда мог ухватить самую суть человека. Роман любил рисовать толстым карандашом, при этом у него получались невероятно заострённые тонкие стильные изысканные образы. Он любил стилистику XVIII века, итальянский театр. Творческие корни у Романа от родных. Его отец был певцом, мама танцовщицей (в блокаду она танцевала в ансамбле Обранта) , бабушка — модельером. Старший брат  Александр* стал актером-мимом. Рома с Сашей иногда какие-то сценки, к удивлению прохожих, разыгрывали прямо на улице.

Маша подружилась с Романом, когда ей было 17 лет, и Роман стал для неё всем, однако они друг друга дополняли и обогащали. Рома был немного несобранный, а Маша – чёткая, организованная.  Надо было видеть, как они общались  – им зачастую не нужны были слова. Это была огромная любовь. Вещи, которое они создавали – они творили с такой радостью, легкостью, хотя работали очень много.
Сидели за одним столом, с двух сторон и работали, работали с утра до вечера - это была их жизнь.

В последние годы Рома меньше делал кукол, думал о том, что можно было бы несколько поменять свой стиль, думал о городских уличных проектах. Одним из них был «Театральный бульвар» От Английского проспекта до Пряжки, где музей Блока – вот этот бульвар, который всегда был в довольно жутком состоянии, с исковерканным асфальтом – там Рома хотел поставить скамейки, скульптуры. Но ему сказали, что там охранная зона, и ничего делать нельзя. Роман тогда придумал другой проект –  «Город мастеров» на Матисовом острове. Он хотел, чтобы в старых зданиях были мастерские, там бы работали художники,  и чтобы был выход к заливу….Много мог говорить об этом проекте. Рома успел его только представить.
Кроме того Роман оформлял в городе авторские кафе. Конечно, не все они сохранились, но до сих пор работы Романа можно увидеть, например, здесь:

Кафе «Депо», на Гончарной, 14,
Кафе «Абрикосов», на Невском 40-42,
Кафе «Заводные яйца», на Фурштадтской, 48
Сеть кафе «Толстый фраер», в частности, кафе на Белинского, 13.

А фигуры и фигурки, созданные Романом, кроме его мастерсой можно увидеть и в Музее истории города - Петропавловской крепости.


* Ковидом Рома заразился от брата, когда за ним ухаживал. Брат умер месяцем раньше.


Рецензии