ЛАВ

Литературное  актуальное воспоминание. – «ЛАВ»  у тебя получилось, - любовь, значит. – Нет,  не о ней речь пойдёт сегодня, если поддержишь разговор на тему Белинский и Гоголь.  -  Поддержу, если как можно короче говорить будешь. Если смогу, конечно.
   - Белинский,  как литературный критик,  до небес возносил Гоголя, особенно, за его «Мёртвые души». Но за его книгу «Переписка с друзьями» разнёс его в пух и прах! Об этом пойдёт речь.
- Что – то вспоминаю об этом. Якобы в то время уныние овладело литературою. – Именно так и было!  «Торжество посредственности было полным; видя, что никто ей не мешает, она овладела и романом, и повестью, и театром…  и вдруг, словно освежительный блеск молнии среди тлетворной духоты  и засухи, является  творение чисто русское, национальное, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдёргивающее покров с действительности…»  Это о «Мёртвых душах».
- Да, это вещь серьёзная. Факт. Теперь бы так новый Гоголь написал! Есть о чём.
- Слушай дальше. Что случилось с Гоголем не совсем понятно.  Он перестроился. Свои прежние произведения  осудил как ошибочные и начал проповедовать  государственную идеологию  того времени. Договорился до того, что простому народу грамота не только не полезна, но  и вредна.
 Религию  начал выдвигать вперёд, делая это  своеобразно. Привожу вырезку из письма Белинского  по этому поводу: «Не без некоторого чувства самодовольства скажу Вам, что  я немного знаю русскую публику. Ваша книга испугала меня возможностью дурного влияния на правительство, на цензуру, но не на публику. Когда пронёсся слух, что правительство хочет напечатать Вашу книгу в тысячах  экземплярах,  и продавать её по самой низкой цене, мои друзья приуныли, но я сказал им, что,  книга не будет иметь успеха. Так и случилось. У русского человека глубок, хотя и не развит ещё инстинкт истины. Времена наивного  благочестия  давно  уже прошли  для нашего общества. Оно уже понимает, что молиться  везде всё равно, и что в Иерусалиме ищут Христа только люди, или никогда не носившие его в груди своей, или потерявшие его. Кто  способен страдать  при виде чужого страдания, кому тяжко зрелище угнетения чужих для него  людей, - тот носит Христа в груди своей и тому незачем ходить пешком в Иерусалим… Вы не поняли ни духа, ни формы христианства нашего времени…».    Белинский  закончил  это своё письмо   так:   «Если   Вы имели несчастье,  с гордым смирением,  отречься  от Ваших  истинно великих произведений, то теперь Вам  должно,  с искренним  смирением,  отречься  от последней  вашей  книги.   И этим   искупить  тяжкий грех   её издания  в свет  новыми творениями, которые напомнили бы Ваши прежние».  Видишь, как оно в жизни бывало.  – Поучительный пример не только для литераторов.  Факт.   В. Лоб.

               
      
 


Рецензии