Мои вдохновители

Литературное эссе

Категория 12 +

1.

Для любого творческого человека актуален вопрос вдохновения. Ведь по вдохновению творить легко: и образы рисуются красиво, и предложения формулируются ладно, и идеи рождаются просто.
Процесс такого «творения» писатели окрестили «потоком». Войдёшь в такой «поток», и потом уже трудно остановиться, поскольку дело спорится, рождая мысли, героев, события, обобщения, формулировки, тезисы и т.д. и т.п. В таком «Мальстрёме» забудешь и про сон, и про скуку, и про все другие дела и проблемы. А потом, осмысливая то, что было создано, радуешься своей результативности и успехам.
И хочется повторять это изо дня в день. «Неосознанный поток» сделать «осознанным».
Но вдохновение – птица свободная. Прилетает к тебе, когда хочет. То ночью, когда до утра нужно сделать множество неотложных дел, то в автобусе, когда до ближайшего письменного стола пять километров, то за пару минут до публичного выступления, когда на тебя смотрят десятки страждущих глаз.
Короче говоря, такой птичке следует залетать лишь тогда, когда ты бодр и весел, сидишь за письменным столом, и впереди у тебя много свободных часов. А такие часы, скажем прямо, случаются не часто, и желанная Муза не торопится их осчастливить своим присутствием.
Остаётся три варианта: не писать, но делать какую-то работу творческого характера; писать без вдохновения, преодолевая себя; добиться-таки вдохновения, и писать с наслаждением, без особых усилий, в «потоке».
Последнее – особенно привлекательно.
Но вот как призвать «Птицу Счастья»?
Эту проблему каждый решает её по-своему, готового рецепта нет.
Мне это стоило нескольких лет упорного труда, а также изучения опыта тех, кого я считаю своими вдохновителями.
Собственно, о них я расскажу в настоящем эссе.

2.

Сочинять и записывать первые истории я стал ещё в начальной школе. Но моё полноценное творчество началось в шестом классе, когда я задумал написать свою первую повесть (на самом деле по объёму она была большим рассказом), и первый роман (по объёму – скорее повесть). Уже летом 1990 года, когда я писал второй роман, более масштабный по замыслу, вдохновения не хватало, и тогда я разработал свой первый мотивационный приём. У мамы была папка с портретами зарубежных писателей – наглядное пособие для уроков литературы. Я нашёл в ней своих кумиров – Жюля Верна, Майн Рида и Джеймса Фенимора Купера, и разложил их перед собой. Поначалу я брал ещё и портрет Александра Дюма, поскольку секрет его плодовитости как автора вообще не поддавался моему пониманию. Это сейчас я знаю, что он был организатором большого творческого коллектива. Тогда же я думал, что он сам написал все свои огромные романы на сто процентов.
Портреты писателей потеряли вдохновляющую силу после моего увлечения космической фантастикой и астрономией. Здесь уже заработали иные мотивационные инструменты: научно-популярные книги, фотографии планет, звёзд и галактик, программа «НЛО: необъявленный визит» и, конечно же, знаменитый фильм «Звёздные войны. Эпизод IV. Новая надежда».
Они и сейчас меня вдохновляют, особенно на написание некоторых ностальгические и астрономических эссе (например [1, 2]).

3.

Когда я решил завести свою литературную страницу на сайте «Проза.ру» (а это был конец 2015 – начало 2016 года), то планировал размещать на ней только художественные произведения. И в процессе подготовки к этому событию, которое заключалось в написании двух рассказов («Образ девушки» [4] и «Фантастический вид» [5]), я изучал советы писателям от разных блогеров в «Ютубе». Это и открыло для меня «писательскую блогосферу». Я и представить себе не мог, насколько эта тема популярна!
Однако и в этом многообразии я нашёл тех, кто мне оказался наиболее близок по творческому духу, общей проблематике обсуждаемых тем, по вдохновляющему «воздействию».
Одним из первых блогеров, которых я взял на заметку, был Юрий Окунев. Его ролики для писателей были просты и понятны, и это мне в них и понравилось. И в них раскрывались актуальные темы: и про ошибки начинающих писателей, про преодоление «писательского блока», про организацию своей жизни и многое другое. Юрий завёл свой писательский канал [6] почти в то же время, когда я решил опубликоваться на «Проза.ру». И мне очень интересно следить не только за своим творчеством, но и за его колоссальной работой.
К сожалению, я не вхожу в целевую аудиторию художественных произведений Юрия, но книгу «Последняя ошибка начинающего писателя» [7] в бумажном варианте я купил сразу же после её публикации. И она является составной частью моего «вдохновляющего инструментария».
Для меня блог и сайт Юрия Окунева – это часть той литературной среды, которая чрезвычайно необходима для уверенности в своих силах и начинаниях. Количество тем, поднимаемых Юрием в роликах столь разнообразно, что уже любой творческий человек (особенно пишущий) может найти там сколько угодно полезных для себя мыслей и идей. Думаю, что Юрия уже нельзя считать обычным блогером, коучем и даже писателем. Он уже – общественный деятель, позитивно повлиявший на судьбы многих начинающих авторов.
Ещё один интересный блогер –Кристина Лале [8], профессионально занимающаяся планированием. В её деятельности меня интересуют, прежде всего, многочисленные методики для правильного распределения времени и выполнения рутинной работы, которую не хочется делать. По моей просьбе она даже записала ролик «Как доводить начатые дела до конца». И, хотя видео у Кристины выходят не регулярно, я стараюсь следить за её новостями, и иногда пересматриваю то, что было опубликовано ранее. Именно от Кристины я впервые узнал о книгах Джулии Кэмерон, о которых скажу далее.
Третий мой вдохновитель – это Юлия Чеснокова (творческий псевдоним - AlmaZa). Она писатель «в чистом виде», то есть большую часть жизни занимается своими книгами, а видеоблог для неё – это скорее нерегулярная площадка общения с читателями, и библиофилами.
С каналом Юлии на «Ютубе» [9] я познакомился благодаря её ролику «Графоманы и писатели», упоминавшемся мною в одном из эссе [10]. С её творчеством у меня такая же ситуация, как и с Юрием Окуневым: я не вхожу в целевую аудиторию. Меня вдохновляет личная переписка. Она невелика, но интересна и значима для меня. Я очень рад общению со столь плодовитым писателем.
На этом число вдохновителей, с которыми я знаком по Интернету, заканчивается. Хотелось бы так же упомянуть и ещё одного интересного для меня коуча – психолога, детского писателя и блогера, основателя нескольких литературных марафонов, Наталью Спехову-Роси [11]. Она практикует интереснейшую идею – «Фитнеса для автора», позволяющую постоянно приобщаться к труду написания текстов. Особенно я благодарен ей за идею челленджа «Дописать недописанное». Ведь с детства у меня остались десятки нереализованных сюжетов, очерков и рассказов. И даже сейчас нет-нет, да и пропадёт желание закончить уже начатый труд. И тогда я вспоминаю ролики Натальи, и настроение к дописыванию возвращается.

4.

Нельзя не отметить и книги, которые я изучил для развития устойчивого интереса к писательству. Некоторые из них, например [12, 13, 14] я просто прочёл, не применяя предложенных авторами советов. Но одна меня особенно заинтересовала: книга Джулии Кэмерон «Право писать» [15]. Она рассчитана в основном на тех, кто хочет писать, но почему-то боится, или не решается. Но и тех, кто пишет регулярно, она тоже может заинтересовать.
Здесь нет сюжета как такового. Это сборник эссе, объединённых общей тематикой. Но для меня это даже лучше, поскольку именно эссе я выбрал в качестве своего основного жанра, и писал об этом в одном из своих очерков [3].
Главным же шедевром Джулии Кэмерон является другая книга – «Путь художника» [16]. Не знаю, доберусь ли я до неё когда-нибудь. Но сомневаюсь, что она мне покажется лучше «Права писать».

5.

Ещё один огромный мир, очень важный для меня – это мир науки.
И здесь к главным вдохновителям я отношу Николая Семёновича Фальковича, моего научного руководителя, сыгравшего большую роль в моём становлении как учёного и преподавателя, и коллегу по работе в Омском региональном отделении «Русского географического общества» - Бориса Юрьевича Кассала.
Николай Семёнович Фалькович (1933-2007), кандидат географических наук, доцент, известный специалист в области географии туризма, видный омский краевед, рассказывал мне, как в период написания своей диссертации (с 1970 по 1973 год) он активно работал и над монографией «География международного туризма» [17]. При этом Николай Семёнович мог заниматься с раннего утра до поздней ночи изо дня в день. Как я недавно понял, фактически он работал по методике знаменитого NaNoWriMo [18], хотя никогда о таковом не слышал. Эта методика подразумевает максимально быстрое написание «болванки» текста, без детализации и редактуры. И лишь после окончания этой первичной работы проводится её вычитывание, уточнение, детализацию и доведение рукописи «до ума».
Книг у Николая Семёновича было издано сравнительно немного, но зато статей и очерков - более сотни. О его вкладе в науку и краеведческую деятельность я написал большую статью [19], и теперь собираю материал для её продолжения.
Научная и творческая работа кандидата ветеринарных наук Бориса Юрьевича Кассала – это настоящий феномен естествознания Омского Прииртышья. Огромная кладезь не только в зоологическом и экологическом направлениях, но и в истории науки, развитии познавательного туризма, педагогической и общественной деятельности. Живое общение с Борисом Юрьевичем, его дружеская поддержка, всегда помогали мне в полевой и теоретической работе. Но и его многочисленные книги и статьи, над которыми он продолжает неустанно работать – воистину небывалый источник вдохновения. Только в научной электронной библиотеке Elibrary, вбирающей в себя большинство отечественных научных трудов, у Бориса Юрьевича (на 2021 год) более тысячи  публикаций (!!!!).
Думаю, мало кто в Омске может сравниться со столь продуктивным автором.
Одной из граней творчества Бориса Юрьевича выступает авторская научно-популярная литература. Из имеющихся у меня его работ, я частенько перечитываю некоторые главы: «Воспоминание о будущем» в книге «Вторые 60 секунд орнитологии» [20], и «Мои информационные клоны» в книге «60 секунд по парку, которого не было» [21]. Здесь Борис Юрьевич пишет о себе и от себя, раскрываясь перед читателем как человек своеобразного мироощущения, человек увлечённый, мечтающий, творящий. Кажется, в прошлом году, обнаружив у себя на полке его книгу «35 лет публицистической деятельности» [22] с дарственной надписью, я клал её перед собой, как в детстве портреты писателей, и писал научные статьи. Замечательная книга замечательного человека!

6.

Ещё один необыкновенный исследователь, труды которого оказали на меня большое влияние – это Сергей Дмитриевич Болашенко, создатель крупного сайта о железных дорогах [23] и автор многих книг железнодорожной тематики. Мои постоянные читатели знают, какую роль для меня играет тема железных дорог, в особенности узкоколейных (УЖД), и я не мог пройти мимо столь уникального творчества.
Многолетняя работа С.Д. Болашенко была замечена и в научных кругах. Например, его книги упоминаются в диссертации Д.В. Скрипучего «История строительства и эксплуатации узкоколейных железных дорог в Байкальском регионе (1917-1991)» [24].
Но лично меня поразило его «погружение» в работу. Сергей Дмитриевич неоднократно писал в своих постах, что ради осуществления задуманного он работал сутками напролёт, и его жизнь фактически делилась на две части: экспедиции и всевозможные поездки по железным дорогам (в том числе и по заброшенным узкоколейкам), и написание книг на основе собранного материала. Это очень похоже и на мою деятельность, по изучению УЖД Усть-Ишимского района Омской области [25, 26].
Посматривая его сайт о железных дорогах, я вдохновляюсь для собственных краеведческих изысканий. Ведь это - моя любимая тема!

7.

Вдохновляющее действие на меня оказывают и те места, где удаётся писать: читальные залы Омской областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина; аудитории Омского государственного педагогического университета; кафешки, типа Subwey, или KFC. Один раз я почти целый день писал в «Доме культуры» торгового комплекса «МЕГА». Правда, это была не статья, а личный дневник.
Вдохновляет меня и моя личная библиотека. Берёшь, к примеру, какую-нибудь книгу наугад, вчитываешься в неё, и получаешь необходимое творческое настроение. Особенно такое влияние на меня оказывают старые публикации в сборниках Географического общества Союза ССР, или записках кафедры географии Омского государственного педагогического института им. А.М. Горького.
Помогает «поймать» вдохновение и музыка. Так, для написания статей я слушаю композиции Жана-Мишеля Жарра из сборника «Oxygen». Почему-то они перестали вовлекать меня в «космическую» тематику, а подталкивают к ностальгическим размышлениям о том, что было. Для очерков и эссе по истории и краеведению – в самый раз!
Музыка хороша тем, что в процессе прослушивания рождается необходимый поток мыслей, который потом легко и просто ложится на бумагу. Причём у меня получается так, что одна песня «работает» только на один рассказ. И после того, как рассказ написан, слушать её мне уже не хочется. Примеры тому - и «Мечта на маршруте» [27], и «Защита от демона» [28], и «Новогодняя фантазия-2017» [29].
Вдохновляют и собственные уже опубликованные труды: не только эссе  и научные статьи, но даже отчёты по экспедициям.
Вдохновляет и недописанное. Перечитаешь - и хочется тотчас продолжить.
Огромную поддержку мне оказывает и моя семья. У мамы своя поэтическая страница [30], а супруга работает над книгой по истории своей родословной. И их творчество – и для меня отличное вдохновение.

8.

А вообще – у каждого творческого человека свой арсенал поиска «птицы счастья». Обретается он исключительно практикой, а работает, как правило, в комплексе.
Но главный его секрет содержится в самом человеке.
Склонный к творчеству всегда найдёт и мотивацию, и вдохновение, и материал, и возможности, и время. Всё остальное – лишь общая среда, некие условия, которые, конечно, хороши, но без них можно обойтись, если любишь то, что делаешь.
А вот без любви к творчеству - никак не обойдёшься.

 

Литература:

1. Демешко В. О программе «НЛО: необъявленный визит». Ностальгическое эссе // http://proza.ru/2021/01/08/74
2. Демешко В. Сомбреро, любимая галактика. Астрономическое эссе // http://proza.ru/2020/08/20/164
3. Демешко В. Эссе об эссе. Литературное эссе // http://proza.ru/2020/02/06/239
4. Демешко В. Образ девушки. Фантастический рассказ // http://proza.ru/2017/01/10/810
5. Демешко В. Фантастический вид. Фантастический рассказ // http://proza.ru/2017/01/20/2256
6. Юрий Окунев. Как стать писателем. Ютуб-канал // https://www.youtube.com
7. Окунев Ю. Последняя ошибка начинающего писателя. – [б.м.]: Издательские решения, 2019. – 180 с.
8. Кристина Лале. Ютуб-канал // https://www.youtube.com
9. AlmaZa. Ютуб-канал // https://www.youtube.com
10. Демешко В. Призрак дискуссии о графомании. // http://proza.ru/2018/08/23/161
11. Наталья Спехова-Роси. Ютуб-канал // https://www.youtube.com
12. Кинг С. Как писать книги. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 320 с.
13. Барякина Э. Справочник писателя. Как написать и издать успешную книгу. – М.: АСТ, 2018. – 304 с.
14. Вольф Ю. Школа литературного и сценарного мастерства. От замысла до результата. – М.: Альпина нон-фикшн, 2016. – 424 с.
15. Кэмерон Д. Право писать. Приглашение и приобщение к писательской жизни. – М.: Livebook, 2015. – 304 с.
16. Кэмерон Д. Путь художника. – М.: Гаятри, 2005. – 262 с.
17. Зачиняев П.Н., Фалькович Н.С. География международного туризма. – М.: Мысль, 1972. – 263 с.
18. Бейти К. Литературный марафон. Как написать книгу за 30 дней. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 208 с.
19. Демешко В.Н. Научное наследие географа и краеведа Николая Семёновича Фальковича // Естественные науки и экология: межвузовский сборник научных трудов. Ежегодник. Вып. 22. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2018. С. 103-112.
20. Кассал Б.Ю. Вторые 60 секунд орнитологии (ХVIII путешествие омского натуралиста). – Омск: Издательство «Академия», 2006. – 156 с.
 21. Кассал Б.Ю. 60 секунд по парку, которого не было (ХХI путешествие омского натуралиста). – Омск: Издательство «Первопечатник», 2009. – 166 с.
22. Кассал Б.Ю. 35-летие публицистической деятельности (1976 - 2011). – Омск: Издательство «Первопечатник», 2011. – 222 с.
23. Сайт о железной дороге. // http://infojd.ru
24. Скрипучий Д.В. История строительства и эксплуатации узкоколейных железных дорог в Байкальском регионе (1917-1991). Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. – Иркутск, 2017. – 289 с.
25. Демешко В.Н. Аксёновская узкоколейная железная дорога // http://proza.ru/2017/08/19/608
26. Демешко В. География Аксёновской УЖД. // http://proza.ru/2017/08/25/510
27. Демешко В. Мечта на маршруте. Феерический рассказ // http://proza.ru/2017/06/10/203
28. Демешко В. Защита от демона. Мистический рассказ // http://proza.ru/2020/07/26/277
29. Демешко В. Новогодняя фантазия-2017. Подарок о героев // http://proza.ru/2018/01/01/245
30. Демешко Валентина. Страница на сайте «Стихи.ру» // https://stihi.ru/avtor/valnd

Апрель-май 2021 г.

Рисунок - с сайта Twitter.com

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits


Рецензии