Блок. Осенняя воля. Прочтение
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.
Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали'.
Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.
Кто взманил меня на путь знакомый,
Усмехнулся мне в окно тюрьмы?
Или – каменным путем влекомый
Нищий, распевающий псалмы?
Нет, иду я в путь никем не званый,
И земля да будет мне легка!
Буду слушать голос Руси пьяной,
Отдыхать под крышей кабака.
Запою ли про свою удачу,
Как я молодость сгубил в хмелю...
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю...
Много нас – свободных, юных, статных –
Умирает не любя...
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!
Июль 1905. Рогачевское шоссе
Ал. Блок. Из примечаний к первой книге «Собрания стихотворений» 1911-ого года»:
«…Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть.»
Из примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений А. Блока в 20-ти томах»:
-- «... Битый камень лег по косогорам, / Желтой глины скудные пласты. – Белый узнавал в этом пейзаже "шоссе меж Москвою и Клином".
…Нищий, распевающий псалмы? – «в "Воспоминаниях об Александре Александровиче Блоке" [Андрей Белый]: «Вот подлинный лейтмотив, соединивший нас в ощущении, что-то недопонято, что-то не введено в жизнь, что-то обмануло: "Арго", взмахнув золотыми крылами, опустился с "безумцем" в сумасшедший дом ("я не болен, нет, нет"), откуда безумец бежал ("я бросил грохочущий город"), забродил по России с ворами и босяками, совершенно нищий (тема "Пепла")»
-- «…каменным путем влекомый / Нищий…» – напомню стихотворение из лета 902:
«Тебя я встречу где-то в мире,
За далью каменных дорог.
На страшном, на последнем пире
Для нас готовит встречу бог.
Август 1902»
Перед этим, весной 1902 года он вдоволь нагулялся по этим «каменным дорогам» – по мирам, открываемым ему «двойниками».
(Из дневника Блока 18-ого года: «К ноябрю [1901 года] началось явное мое колдовство, ибо я вызвал двойников («Зарево белое, желтое, красное…»)».
Из статьи А.А. Блока «О современном состоянии русского символизма»:
«Переживающий все это – уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых "двойниками")… все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой – вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз…» )
За свою самоволку, уклонения от служения он тогда получил лето кошмаров, и тем не менее, в этом четверостишии настаивал на своём праве бродить по тем “каменным дорогам”.
И вот опять “свобода” у него в жёсткой связке с “каменным путём”, и опять, как тогда он надеялся, что за их “далью” он встретится с “тобой”, так и теперь “твой узорный, твой цветной рукав” машет ему “вдали”.
Но раньше он бродил по градам и весям всей Земли (первое его «путешествие» было на стены Трои), а теперь всё сузилось до мира его «Пузырей земли» – «желтой глины скудные пласты… разгулялась осень в мокрых долах… кладбища земли…» – это тамошний пейзаж. Да и «нищий, распевающий псалмы…» – он словно попутчик странницы оттуда, которая:
«Побывала старушка у Троицы
И всё дальше идет, на восток.
Вот сидит возле белой околицы,
Обвевает ее вечерок.
Собрались чертенята и карлики,
Только диву даются в кустах
На костыль, на мешок, на сухарики,
На усталые ноги в лаптях…
Июль 1905»
И не надо читать всё это как чистое фэнтези – ещё моя теща (Загоруйко Полина Григорьевна) рассказывала, как её бабушка, «когда плоха стала, собралась втроем с еще такими же и ушла в киевскую Лавру, а как под осень вернулась, так вскоре и померла…» – это Украина 20-ые годы. От Харькова (деревня её была под Харьковом) до Киева – 400 км. В день по 10-15 км – месяц туда, месяц обратно. Да их и подвозили, и ночевать принимали – они подходили к какому-нибудь дому и спрашивали: «Хозяин, нет ли для нас какой работы?» Прополоть, ягоды собрать – работа для стареньких богомолиц находилась, похлёбка с куском хлеба и место под крышей – тоже.
-- «Усмехнулся мне в окно тюрьмы» – но если раньше на свои каменные дороги он уходил из кельи, из храма, от служения, от духовного подвига, то теперь всё это осознается “тюрьмой”.
Запою ли про свою удачу,
Как я молодость сгубил в хмелю...
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю...
Много нас – свободных, юных, статных –
Умирает не любя...
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!
Неприкаянные… «свободные, юные, статные»… Совсем недавно такие же:
«Сильные юноши сели у весел,
Скромные девушки взяли рули.
Плыли и пели, и море пьянело...
16 декабря 1904»
Теперь – это осознается погубленной во хмелю молодостью.
Да, «ты» в последней строфе – Русь, конечно же. Последнее прибежище.
;
Свидетельство о публикации №221052201418