к вчерашней дате

Вчера, 21.05.2021 г. был день рождения академика Андрея Сахарова, ему исполнилось 100 лет. Единомышленники подготовили о нём документальный фильм и выставки. Правда, фильм разрешили к показу на первом канале уже после полуночи, и выставки прошли не в главном центре им. Сахарова  Надеюсь, что молодые умненькие на них побывали и всё посмотрели.
Я первый раз услышала об Андрее Сахарове  по радио в Дубне в 1972 или -73 году. Его критиковали, но так примитивно, что думающий человек не мог поверить тому, что услышал.
Второй раз это случилось в начале лета 1989 года.  Тогдя была с ГДР-овскими студентами по обмену в Москве. Как раз в это время проходил Первый съезд народных депутатов СССР, и его транслировали по телевидению. Мне удалось послушать выступление академика. Оно было трагическим. Сахаров говорил об афганской войне, на которой гибли  тысячи советских солдат и местных жителей. Кроме того предлагал принять новый проект конституции. Председательствующий Горбачёв в конце концов резко его оборвал* и отключил микрофон. Он продолжал говорить о правах человека своим слабым, срывающимся картавым голосом в надежде, что его услышат. Присутствующие не услышали, подхалимы, которые всегда крутятся у правительственной кормушки, начали хлопать в ладоши, чтобы заглушить голос академика.
Всё это не прошло для Андрея Сахарова даром : 14 декабря 1989 года он скончался от остановки сердца.
К его гробу шли тысячи людей. Он остался в памяти  не благодаря своим научным достижениям, а как великий гуманист, перед любой властью защищавший человеческие права и достоинство. Сам он говорил: «Судьба моя оказалась крупнее, чем моя личность. Я лишь старался быть на уровне собственной судьбы». Можно сказать, что ему это удалось.

* мне было за него стыдно перед А. Сахаровым
 


Рецензии