Человек. Искусственный разум. Будущее человечества

     В рассуждениях политиков, историков, представителей мыслящей части человечества о перспективах развития человечества довольно часто звучит вопрос: - не грозит ли стремительное развитие искусственного разума уничтожению самого человечества, или, в лучшем случае, подчинение человеческого разума разуму машины? То есть присутствует опасение ненужности человека в не столь уж далекой перспективе. Учитывая среднестатистический уровень развития человечества в техническом и нравственном плане как стремящийся к деградации в силу несовершенства системы образования, а соответственно, и несовершенства системы управления всеми процессами жизнедеятельности людей со стороны государств, такие опасения весьма серьезны. Но рассмотрим все по порядку и постараемся определить пути выхода из кризиса.

     Прежде всего поговорим о человеке. С развитием фундаментальной науки из года в год все больше научных исследований и фактов подтверждают наличии Высшего Сознания – Бога, как Творца всего материального мира, включая и человека, и все меньше остается скептиков-атеистов, убежденных в появлении человека разумного вследствие естественного отбора Дарвина.
     Хорошо, предположим, что атеисты правы, что природа возникла сама по себе вследствие каких-то совпадений и дальнейшей борьбы за жизнь путем естественного отбора. Но как появился инстинкт самосохранения в борьбе за жизнь в самом начале становления растительного и животного мира? Случайность?
     Да и что такое «Природа»? В словаре это понятие трактуется так: «Все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Неорганический – мертвая природа, органический – живая природа». Как из неживой природа породила начальную жизнь в ее многообразии? Случайность?
     А о какой жизни мы говорим? Видимо о биологической, ведь другой мы пока не знаем? А в каких условиях существует биологическая жизнь (флора и фауна)? Основные условия – влажность, температура, давление и еще ряд некоторых условий, определяющих возможность и разнообразие жизни на планете. Кто создал именно эту совокупность условий для появления и развития жизни? Опять случайность?
     Давайте обратимся на минутку к флоре – растительному миру. Выйдем на лужайку у дома и присмотримся к траве… Почему каждый вид травы не смешивается с другим видом, хоть и живут рядом и в одном грунте. Ведь согласно концепции Дарвина о борьбе за существование, за жизнь методом естественного отбора эта травка должна объединять наиболее сильные стороны и уничтожать слабые, для увеличения своих возможностей в борьбе за лучшую жизнь. Но этого не происходит. Каждая травинка живет сама по себе, пробиваясь к свету. Подорожник растет по тропинкам или рядом, значит, есть в нем особый запас прочности. А трава рядом – не может, хоть и рвется к свету. И так в огромной разновидности трав и деревьев. Случайность? Почему также случайно на стадии развития им не объединить свои сильные свойства в более мощную жизненную силу? Но такие случайности не происходят, во всяком случае нам не известны. Разве что прививки деревьев, но это уже стороннее вмешательство человека, а не естественный путь развития.
     То же можно отнести и к фауне, но на более высоком уровне развития жизни. Почему продление рода происходит только в одновидовом варианте и не могут быть продолжателями рода мулы, лошаки, волы, имея гораздо более высокие физические данные? Откуда столько случайностей и избирательности в «независимой» от кого-либо природе? Куда ни глянь, все случайность, да так удачно расположены эти «случайности», что оформляются в законы. Это, уважаемые атеисты, наводит на мысль, что все в природе не случайно, что есть какие-то Высшие законы, которые определяют течение жизни в заданном направлении? 
     Только в общих чертах взглянем на человека, как «вершину развития эволюции жизни на Земле». Как могла природе чередой случайностей создать человека с его способностями к разуму? Создать и наделить способностями к творчеству, к глубокому осознанию происходящего в настоящем времени и прогнозирования будущего на отдаленный период во многих видах деятельности! Как могла природа чередой случайностей создать генную инженерию человека до такого уровня, что в пору самой «за голову хвататься» - человечество, как взбаламошный ребенок, выходит из-под контроля, называя себя «царем природы»? Если этих случайностей слишком много, то откуда наши атеисты получили информацию, чтобы утвердиться в своем безапелляционном мнении? Источники знаний формируют такую позицию или личное упрямство?
     Если это не упрямство, то, значит, такова информация, которую заложили в сознание предыдущие наставники. Но ведь они могли и ошибаться, поскольку не нашли нужную дорогу к знаниям. В таком случае необходимо допустить и иное мнение, иные взгляды на развитие человечества. Почему бы не предположить, что видимая Вселенная, в которой царит полный порядок, это подтверждают астрономические наблюдения и математические расчеты, есть Создание Высшего Разума? Если это предположение верно, то все развивается по определенным Космическим Законам и законы, по которым живет и развивается природа и человечество на планете Земля, являются частными от Законов Космоса.
     С этой точки зрения можно с достаточной точностью утверждать, что Природа и человечество созданы Высшим Разумом для каких-то Целей в соответствии с планами Творца. Поскольку Человек наделен способностью к разуму и волей, то его можно назвать искусственным разумом или его разновидностью в биологическом варианте. Биологическая жизнь требует особых условий существования – температура, влажность, давление, среда обитания и пр. Так не под человека ли создана природа на планете Земля? Природа, которая ставит человека в состояние мыслителя, труженика, преодолевающего сначала неосознанно, а затем и с пониманием трудности при адаптации к условиям жизни на Земле. Преодоление трудностей формирует характер личности, а знания и опыт позволяют совершенствовать разум.

    Остаются сомнения в том, что природа, человек созданы Высшим Разумом? Так взглянем на эту проблему с другой стороны. Сравним, что имело человечество буквально 100-150 лет назад. Каков был уровень технической оснащенности производства и сельского хозяйства, не говоря уж об условиях жизни большинства населения планеты? Лом, лопата, кирка, тачка, лошадка, телега первые автомобили, как чудо техники, дымящие паровозы и аэропланы с парусиновыми крыльями. Всего сотня лет с тех пор прошла, возраст одного долгожителя, и как изменилось буквально все! Взгляните на мир его глазами для ощущения скорости преобразований – у каждого ребенка в руках смартфон и возможность общения со всем миром, независимо от расстояния. Все изменилось в техническом плане, но не сильно продвинулось человечество в вопросах нравственности. Это уже следующий сложнейший вопрос, на который предстоит ответить человечеству, а пока поговорим о том, что имеем на настоящий момент времени.
      Если технический прогресс на планете Земля развивается столь стремительно, что встал достаточно остро вопрос о создании искусственного разума, то можно себе представить, в какую кабалу может попасть человечество. Однако, не слишком ли рано мы стали называть искусственный интеллект высоким словом Разум? Есть принципиальная разница между этими определениями. Интеллект способен развиваться только по заданной программе, которую в наиболее ответственной части, составляет человек (программист) и в которой всегда можно и нужно поставить ограничители, чтобы исключить непредвиденную «самодеятельность» машины. Задача искусственного интеллекта состоит в том, чтобы разгрузить человека, исключить из его жизни прежде всего те операции, которые не требуют творческого мышления и расширить диапазон творчества посредством предоставления большего количества времени на приобретение новых знаний.
     Возникает вопрос, так в чем же таится опасность для человека в развитии искусственного интеллекта, если все так просто решается? Опасность таится в самом человеке, в его несовершенстве в нравственном плане. Если Разум утверждает «НЕ НАВРЕДИ!», то Ум может предполагать умысел, за которым может стоять опасность уничтожения человечества. На такое рассуждение наводит обилие оружия массового поражения, которое находится или может находиться в руках безумца. И как его применит этот человек, потерявший разум, никто сказать не может, что и подтверждает рост преступности в области компьютерных технологий. Наличие огромных капиталов в частной собственности позволяет создавать частные производства по изготовлению таких средств ОМП, которые отследить полностью невозможно. Именно поэтому человечество должно найти возможность приведения в систему власти наиболее достойных руководителей в нравственном и профессиональном плане, что позволило бы уничтожить на корню коррупцию и направить средства и знания на совершенствование системы образования с акцентом на высшую нравственность под девизом - «НЕ НАВРЕДИ!».

    Что прежде всего раздражает человека? Несправедливость! Несправедливость в его понимании. Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы поднять уровень нравственности? Обеспечить равные условия для получения качественного образования, через которое рождается понимание действительности и развивается творческое мышление. Уровни развития, способности и таланты у всех людей разные, следовательно, система образования должна учитывать этот фактор и систематизировать учебный процесс в соответствии с интересами и наклонностями человека.
      Весь цикл школьного образования в настоящее время направлен на обучение детей и подростков всему циклу обязательных знаний, которые должен довести до них учитель без учета способностей, наклонностей и интересов ученика. В итоге тормозится уровень образования тех учеников, которые имеют склонности к изучению конкретных наук в связи с потерей времени преподавателем на отстающих, так как им необходимо долгое время втолковывать то, что им не интересно. Но и среди отстающих есть мощные потенциальные таланты, которые не получают развития в школьной программе. Это известные артисты, музыканты, художники, писатели и пр., многие из которых были весьма посредственными учениками в школьные годы. Так какой смысл готовить серенькую массу? Почему бы не сосредоточиться на выявлении потенциальных способностей учеников еще в младших классах и далее специализироваться на их развитии? Если информация увлекает человека, то знания накапливаются очень быстро и без какого-либо отторжения. Соответственно и уровень знаний будет гораздо глубже и шире, значит, и эффективность их использования в жизни будет гораздо выше! Что и требуется государству, обществу и каждому человеку. Если каждый находит себе работу по душе, то это уже не трудоемкий процесс зарабатывания денег на жизнь, а песня! Известное утверждение – найди работу по душе и ты будешь чувствовать себя как в отпуске, существует давно, но до него никак человечеству не добраться.
     Нужны ли другие знания школьной программы, конечно, нужны, но факультативом. Информация в упрощенной и доступной для понимания форме усваивается неподготовленным умом гораздо легче, а при интересной подаче – гораздо глубже. Видимо надо ввести в школьный курс изучение основ логики, психологии, новых дисциплин, которые появляются по мере развития науки и общества. У преподавателя должен быть план в общих чертах, а также знания по другим предметам в доступном для общения с учениками объеме. Иначе возникают противоречия между учащимся и преподавателем. Учитель Русского языка и литературы требует глубоких знаний своего предмета, учитель химии, своего, учитель физики, математики, истории… И все это на неподготовленный разум ученика. По этой причине многие ученики уходят в оппозицию к школе, создают свои группы по интересам с опорой на смартфоны, а на выходе – молодые люди с почти полным отсутствием знаний и мыслительной деятельности. Балласт!

     И опять встает вопрос что делать и как делать. И снова приходим к необходимости тестирования учеников на выявление способностей и талантов. Вот выписка из книги ученого-мыслителя Марченко Бориса Павловича: «…Человек счастлив в определенной своей природной нише. Счастливые определились, кто они и какова их цель. Как? Пока нам доступно тестирование на всех этапах жизни, в том числе и полиграфия, которая позволяет получать более полную информацию об истинных помыслах (в подсознании) тестируемого.
     Абсолютно счастливых нет! Степень счастья определяется долей жизни, в которой человек делает то, что ему нравится делать, к чему лежит душа. Протестируйте, приглядитесь, с каким настроением человек идет на работу (домой), и у вас получится сказать, где и насколько он счастлив.
     Выход? Его подсказывает концепция целевых функций. Тестирование с пеленок до старости. Тестирование, корректирующее зону, область наибольшего счастья человека, его целевой применимости во имя и его личного счастья.
     Выход – тестирование, в том числе и семьи, коллектива, народа, страны!»

     Цель, к которой должно стремиться государство – ПОСТРОЕНИЕ  СОЦИАЛЬНО  СПРАВЕДЛИВОГО  ОБЩЕСТВА, имеющего в своей идеологической основе одну общенациональную Идею – Идею Социальной Справедливости. Тогда никакой искусственный интеллект не противопоставит себя человечеству и будет служить ему на пользу.
 
  29. 05.2021г.
Виктор Иванович Павлов
pavlovvi@mail,ru


Рецензии
Вы безусловно правы, признавая неизбежность существования Абсолюта,т.е ни от чего не зависящего начала, творящего и организующего мир. (В случае, когда Абсолют признают личностью, называют Богом).

До конца понять работу мозга никогда не сможем, для этого надо смотреть "снаружи" или "сверху". Но его имитации могут принести вред.

Помните, Хайдеггер спрашивал: почему вообще есть хоть что-нибудь, а не не ничто?

Николай Старорусский   18.08.2023 12:18     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Николай, за отзыв. Буду заглядывать на вашу страничку.

С уважением, Виктор Павлов.

Виктор Павлов 4   19.08.2023 17:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.