Афродита - мечта поэта

«Я готов в борьбе открытой
Пасть, сраженным Афродитой». Валерий Брюсов. Шаги Афродиты.


Один из главных древнегреческих мудрецов Гесиод  (VIII – VII в. до н.э.) в своей поэме «Теогония» рассказал о возникновении жизни: «Сначала был Хаос, твердь и ширь земная, а также Эрос». Эрос это и есть любовь. Во всяком случае, так понимает современный человек. Другое дело, что в эпоху античности понятие любви трактовалось более многообразно и детально. Древнегреческий глагол «любить» («eraw») имел разные значения, которые не всегда и не во всем совпадают с нашими. Когда древний грек говорил «люблю», то мог подразумевать «стремлюсь всей душой», «страстно хочу», «пылаю желанием» и др. Отсюда и подразделение любви на несколько видов: агапэ - братская, альтруистическая любовь; людус – любовь-игра, любовь-флирт; сторгэ – гармоническая любовь; филия – любовь-дружба; эрос – любовь-страсть и др.

Хотя любовь имеет физическую первооснову, она всегда тяготеет к духовности, как цветок гелиотропа к солнцу. Сократ в знаменитом диалоге Платона «Пир» утверждает, что наслаждение не есть цель любви. Требования плоти должны отступить на второй план, а сексуальная энергетика воплотилась в свершения разума и таланта. Телесная любовь, прежде всего,  предназначается для воспроизведения потомства и остается уделом толпы. В пантеоне бессмертных богов все тонкости и оттенки любви олицетворяла Афродита. Культ богини являлся государственным во всей Греции.

Подданными Афродиты являлись все те, кем движут необузданные желания и кто затерялся в океане бурных страстей. Власть богини была безгранична, а ее достоинства не подвергались никакому сомнению. Ее величие и красоту воспевали в гимнах и стихах Анакреон, Сафо, Архилох, Алкей и другие поэты древности. Эпос Гомера повествует о том, как Афродита невольно развязала величайшую войну античности. На протяжении десяти лет ахейцы осаждали Трою, чтобы вернуть прекрасную Елену, символ любви и женственности.

Мастер эротической поэзии Мимнерм Колофонский (VII в. до н.э.) восклицал:
Без золотой Афродиты какая нам жизнь или радость?
Я бы хотел умереть, раз перестанут манить
Тайные встречи меня, и объятья, и страстное ложе...

В мировой культуре Афродита соответствует египетской Изиде, ассиро-вавилонским Астарте, Иштар, Кибеле. В древнеримской мифологии практически полностью отождествляется с Венерой.  Дочь Зевса и океаниды Дионы. По преданию родилась из морской пены на острове Кифера, расположенном к югу от Пелопоннеса против мыса Малея. От названия острова происходят прозвища богини – Киферея; Киферская; Киферийская. По другой версии, Афродита Анадиомена («пенорожденная») поднялась из морских глубин на побережье Кипра неподалеку от Пафоса (отсюда Киприда; Пафия; портовая; успокаивающая море; подающая счастливое плавание; выныривающая).

На Кифере находился крупнейший в Древней Греции храм Афродиты. Величественные храмы Афродиты находились также в Пафосе, Коринфе, Самосе, Эриксе и др. Храмы служили местом массового паломничества, при них существовала культовая проституция. Во время праздника афродизий царила атмосфера вседозволенности, отменялись все сословные и родственные табу. 

Древнегреческие боги антропоморфны, то есть  наделены обликом и чувствами, похожими на человеческие. Афродита – не исключение. Внешне она живет обыкновенной жизнью  и совершает поступки, свойственные каждой земной женщины. Она любит, страдает, ревнует… Такой образ делает Афродиту ближе и понятней любому жителю древней Эллады. Афродита являлась женой бога-кузнеца Гефеста и родила пятерых детей, в т.ч. Эрота и Гермафродита.  Правда, их отцовство не всегда ясно. По легенде, ревнивый супруг поймал Афродиту золотой сетью во время любовного свидания с богом войны Аресом. Но уследить за всем он, конечно, не мог.

Афродита имела две основные ипостаси: Урания - покровительница девственниц и платонической любви и Пандемос (Pandemos; «общедоступная») - олицетворение страсти и плотского влечения.  Афродита-Пандемос носила ряд характерных прозвищ (эпиклесов): Генителида (Genitelida) - покровительница органов половых; Диварисатрикс (Divarisatrix) и Кастния (Castnia) – «бесстыдных совокуплений»; Мелайна (Melaina) - «темных ночей»; Микейа (Mucheia) - «потаенных уголков»; Перибазия (Peribasia) - «с раздвинутыми ногами»; Порне (Porne) – “позорящая”; Скоттиа (Scotta) - богиня мрака; Дарцетос (Darcetos) - богиня праздности и др.

Образ Афродиты - постоянный объект мирового искусства: статуи Алкамена, Праксителя (Афродита Книдская, моделью для которой послужила знаменитая гетера Фрина), Лисиппа (Афродита из Капуи). Живописные полотна Тициана, Джорджоне, Д.Тьеполо, С.Боттичелли, П.Рубенса, Ф.Буше, Н.Пуссена, В.Бугро; опера К.Орфа «Триумф Афродиты» и мн. др.

Особой известностью пользуется статуя Афродиты Каллипиги («прекраснозадой», «дивнозадой»; от греч. kalos - прекрасный и pyge - зад) Мраморная статуя Афродиты- Каллипиги находится в Эрмитаже и Национальном музее Неаполя (копия греч. оригинала  III в. до н.э.).

«Когда-то задницы двух эллинок-сестер
У всех, кто видел их, снискали девам славу.
Вопрос был только в том, чтоб кончить важный спор –
Которой первенство принадлежит по праву?
Был призван юноша, в таких делах знаток,
Он долго сравнивал и все решить не мог,
Но выбрал наконец меньшую по заслугам
И сердце отдал ей. Прошел недолгий срок,
И старшей – брат его счастливым стал супругом.
И столько радости взаимной было там,
Что, благодарные, воздвигли сестры храм
В честь их пособницы Киприды Дивнозадой –
Кем строенный, когда – не знаю ничего,
Но и среди святынь, прославленных Элладой,
С благоговением входил бы я в него». Жан де Лафонтен. Афродита Каллипига.

Богиня оставила свой след не только в культуре и искусстве, но и в сексологии. Ее именем зазывают естественно-природные или фармакологические средства, усиливающее половое влечение. К числу самых мощных природных афродизиаков по традиции относятся различные морепродукты типа икры морских ежей, печени акул и т.п. Свойствами  афродизиаков обладают также растолченный рог единорога, настойки бошнякии голой, повилики японской, истода тонколистного и др. В средние века пользовались популярностью бобровая струя, а также т.н. шпанская мушка и ее препарат кантаридин – растертые в порошок золотисто-зеленые жучки семейства нарывников. Кстати, именно этим средством довольно долго и успешно пользовался печальной памяти маркиз де Сад…


Рецензии
Европейцы повелись на примитивную идею воскресения из мертвых и забыли романтических античных богов.

Радиомир Уткин   30.05.2021 23:20     Заявить о нарушении