Чебанов июнь 2021

Дорогой Борис Борисович!
Я готовлюсь к участию в конференции, посвященной поляризованному ландшафту. При этом я исхожу из принципа, который хорошо сформулирован А.Швейцером: «Величайшая честь, какую можно оказать системе мысли, – это безжалостная проверка с целью выяснения всей правды, которая в ней скрыта: наподобие того, как испытывают на крепость сталь». Думаю, что Вам такой подход вполне симпатичен.
В связи с этим я читаю Вашу статью "КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА КАК МОРАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН". Для меня она важна и посвящением С.В.МЕЙЕНУ и Ю.А. ШРЕЙДЕРУ - это два человека, которые, пожалуй, из всех людей сделали больше всего для моего интеллектуального становления. С Мейеном у меня было поразительное взаимопонимание, у нас даже были общие сны, так что сон одного продолжался у другого, были отношения и семьями, а отношения с семьёй дочери (вдова уже умерла) Мейена продолжаются до сих пор (дети Шрейдера в Австралии, так что связь с ними прервалась). Ю.А. был инициатором моих первых публикаций. Я абсолютно согласен с Вами в том, что они эталоны и учёных, и реализации этических установок в науке. Однако, настрой Вашей статьи абсолютно противоположен этическим установкам С.В. и Ю.А., для деятельности которых основой была христианская этика.
Буквально через несколько часов после нашего знакомства в 1976 г., С.В. спросил меня о моём отношении к христианству, сказав, что для него это фундаментальный вопрос, который определяет характер отношения с людьми. У него в лаборатории перед чаем во время обеда была совместная молитва, на Страстной и Святой неделях сотрудники могли не ходить на работу, у С.В. были работы по богословию эволюции (Мейен С.В. [под псевдонимом С. Катюнин] Креационизм и наука в книге Т. Хайнца «Творение или эволюция» // Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира. Клин: Фонд Христианская жизнь, 1999. С. 166-171), он консультировал священников.
Его ученик д.г.-м.н. А.В.Гоманьков регулярно пишет о богословии палеонтологии (Гоманьков, А. В. Библия и природа : эволюция, креационизм и христианское вероучение. - М. : ГЕОС, 2014:  его же доклад «Научный» креационизм как лженаучный аналог исторической геологии на Международной научно-практической конференции «Лженаука в современном мире: медиасфера, высшее образование, школа», которая прошла в СПбГУ 26–27 июня 2015 г. - https://bogoslov.ru/article/4628910; его блог о богословии палеонтологии - и т.д.).
Вот любимая картинка Гоманькова:
 
Богословская основа работ Шрейдера ещё очевиднее. Ю.А. принял в 1970-ом г. католическое крещение под именем Фома в честь Фомы Аквинского, с 1977 г. он был терциарием (это разновидность монашества для семейных людей) ордена Св. Доминика (как и Фома Аквинский). Обращение Ю.А. к религии привело к его исключению из КПСС (1984) и освобождению от должности заведующего сектором в ВИНИТИ. Его обвиняли в том, что он участвовал в крещении другого человека, и исключили с формулировкой «за вовлечение в католицизм». В 1989 г. он стал одним из организаторов, а затем председателем Московского клуба католической интеллигенции «Духовный диалог». В 1990 г. вошел в состав Правления Российского библейского общества. С 1991 года он –  профессор Колледжа католической теологии им. св. Фомы Аквинского, с 1992 г. – председатель правления Центра философии, психологии и социологии религии, с 1993 года – академик-секретарь Отделения «Наука и теология» Российской академии естественных наук, а с 1996 года – профессор Библейского богословского института Св. апостола Андрея в г. Москве. Был принят Папой Римским Иоанном Павлом II, что он считал важнейшим событием своей жизни. Вот фотография этой аудиенции, которая стояла на рабочем столе Ю.А.

 
А это сочинения Ю.А. по католической этике:
• Шрейдер Ю. А. Основы этики (учебное пособие). М., 1993;
• Шрейдер Ю. А. Общественное учение Церкви. М., 1993;
• Шрейдер Ю. А. Этика. Введение в предмет. М., 1998;
• Шрейдер Ю. А. Ценности, которые мы выбираем. М., 1998.
У Ю.А. была очень экзотическая идея о канонизации А.А.Любищева как католического святого.
Всё сказанное совершенно не вяжется с Вашим тезисом о несовместимости научной и религиозной этике.
Думаю, что если сложится так, что об этом зайдёт речь, Вы не будите возражать, если мне придётся говорить об этом.
С самыми наилучшими пожеланиями от меня и всей нашей семьи                С.Ч.

При публикации этого текста на "Проза.ру" орфография С.В. Чебанова сохранена полностью. Никаких изменений в расположение строк, пробелов, интервалов я не вносил. Письмо от С.В. Чебанова получено сегодня, 2 июня 2021 г. -- Борис Родоман. 


Рецензии