Блок. Оставь меня в моей дали... Прочтение

* * *   

                Оставь меня в моей дали',
                Я неизменен. Я невинен.
                Но темный берег так пустынен,
                А в море ходят корабли.

                Порою близок парус встречный,
                И зажигается мечта;
                И вот – над ширью бесконечной
                Душа чудесным занята.

                Но даль пустынна и спокойна –
                И я всё тот же – у руля,
                И я пою, всё так же стройно,
                Мечту родного корабля.

                Оставь же парус воли бурной
                Чужой, а не твоей судьбе:
                Еще не раз в тиши лазурной
                Я буду плакать о тебе.
                Август 1905




     «Но темный берег так пустынен» – герой стихотворения – на корабле («И я всё тот же – у руля»).
     Очередное “морское” стихотворение. Напомню, у А. Белого, с чьим творчеством тогда у Блока была связь почти на уровне симбиоза, море – это “аргонавтика” – поход за золотым руном, за новой жизнью, новой не для себя, а для всего мира! – а у Блока…

Из примечаний к стихотворению «Ее прибытие» в ««Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
  «…25 июля 1904 г. Блок писал Андрею Белому, излагая в символико-поэтической форме свои переживания, тревоги и надежды:
     "Я ничего не могу сказать о настоящем. Ничего не было чернее его. Ничего не вижу, перед глазами протянута цепь, вся в узлах. Мне необходимо, чтобы это была снасть корабля, отходящего завтра. Когда он уплывет – яснее откроется далекое море.
     Когда-то (здесь все мои надежды) я шел по городу, и такой же цепью был застлан горизонт. Но корабль отплыл в тот самый час, когда открылся глаз неба, и в нем явственно пошли звезды. И тогда я также не ждал.  [выделения Блока]
Корабль стал строен, как вечернее облако (тогда). И тогда же повсюду появилась "Она" – отходящая, как корабль и как вечернее облако. И появлялась еще. Невероятность откровений искупляла меня”».
     То есть для Блока «море», «Она» и «корабль» – почти синонимы.
     В предыдущих стихотворениях сюжета «Она» – уже почти вставала на рейде («Её прибытие»), и выяснялось, что «Она не ездит на пароходе»(«Поэт»), и «Она» – она?! – надвигалась ночным неизбежным кошмаром – «Дочка, то сирена поет./Берегись, пойдем-ка домой!» («У моря»), и именно в море уплывал от него сподвижник – «И на розовой гаснет корме/Уплывающий кормщик весенний» («Старость мертвая бродит вокруг»), и вот теперь и он сам – на море, у руля обращается к нему: оставь меня!
    Поэт настаивает, что он всё тот же:

                …я всё тот же – у руля,
                И я пою, всё так же стройно,
                Мечту родного корабля.

     Но во второй раз повторяет: «Оставь же…». Его плавание больше не поиск Золотого руна.  Просто:

                …темный берег так пустынен,
                А в море ходят корабли.

 И не нужны больше ему сподвижники…

 


Рецензии