Этимология топонима Неморийское озеро

Введение

В бытность, читая известную книгу Д, Д. Фрэзера «Золотая ветвь», я обратил внимание на фабулу произведения. Повествование книги ведется от от частного к общему и затем заканчивается частным, как-будто автор замыкал круг своих размышлений на начальной позиции. Общая тема произведения включает описание первобытной магии, обычаев, обрядов и мифов древних народов, но все это вплетено в канву описания языческого культа с применением сакрального растения с названием «омелы», кустарника  с золотыми листьями, что и вошло в название книги.
Во ведении Фрезер пишет: «Кто не видел картины Тёрнера «Золотая ветвь» ? Пейзаж, залитый золотистым свечением грёзы, в которую погрузился божественный дух Тёрнера, преобразивший прекраснейший из природных ландшафтов, увиденное в порыве вдохновения небольшое лесное озеро Неми, «зеркало Дианы», как называли его древние. Незабываема спокойная гладь, окаймлённая зеленой цепью Альбанских гор. …
В древности на фоне этого лесного пейзажа неоднократно разыгрывалось одно и тоже странное и трагическое событие. На северном берегу озера, прямо под отвесными утёсами, к которым притулилась деревушка Неми, находилась священная роща и святилище Немийской , или лесной Дианы…В священной роще росло дерево (омела – автор), и вокруг него весь день до глубокой ночи крадущейся походкой ходила мрачная фигура человека. Он держал в руке обнаженный меч и внимательно оглядывался вокруг, как будто в любой момент ожидал нападения врага. Это был убийца-жрец, а тот, кого он дожидался, должен был рано или поздно тоже убить его и занять его место. Таков был закон святилища….
Начнем с изложения тех немногих фактов и преданий по этому поводу, которые до нас дошли. Согласно одному из этих преданий, культ Дианы Немийской, был учрежден Орестом, который убив Фаоса, царя Херсонеса Таврического, бежал с сестрой в Италию; в связке веток он привез с собой изображение Дианы Таврической. После смерти его останки были перевезены из Ариции в Рим и захоронены на склоне Капитолийского холма перед храмом Сатурна (рядом с храмом Согласия). Знатокам древности знаком кровавый ритуал, который предание связывает с Дианой Таврической. Оно гласит: каждый чужестранец, который высаживается на берег, приносится в жертву на ее алтаре. Впрочем, будучи перенесенным на италийскую почву, этот ритуал вылился в более мягкую форму. В немийском святилище произрастало некое дерево (омела –автор), и с него не могла быть сорвана ни единая ветвь. Лишь беглому рабу, если ему это удается, позволялось сломать одну из ветвей. В случае удачи ему предоставлялось право сразиться в единоборстве со жрецом и при условии победы занять его место и унаследовать титул Царя леса (Rex Nemorensis).
По общему мнению древних, этой роковой веткой была та самая «Золотая ветвь», которую Эней по наущению Сибиллы сорвал перед тем, как предпринять опасное путешествие в страну мертвых. Бегство раба символизировало, по преданию бегство Ореста, а его поединок со жрецом был отголоском человеческих жертвоприношений, когда-то приносившихся Диане Таврической» [1].
В конце книги Фрэзер раскрывает секрет Золотой ветви на примере мифа «о скандинавском боге Бальдере, который, как известно, был убит веткой омелы и чей труп был сожжен на гигантском костре». Анализируя этот миф, писатель В. Щербаков ошибочно путает листья омелы с листьями персика Например, пересказывая «Младшую Эдду», он пишет: «У входа Вальгаллу – ворота Вальгрид, а перд ними – роща Гласир (Сияющая), все листья в ней как бы из красного золота» [2]. И в дальнейшем В. Щербаков отождествляет «листья из красного золота» с листьями персика, произрастающего в Персии. Сакральные функции омелы у народов Западной Европы и Скандинавии подробно описаны Фрэзером, не будем на них заострять внимание. Следует отметить, что миф о Бальдере и омеле Фрэзер связывает с древним языческим культом поклонения деревьям и, в частности, дубу на котором омела произрастает как паразитный кустарник. Омела является вечнозеленым растением, поэтому в сказании о языческом пантеоне богов на острове Рюген, древний историк Саксон Грамматик упоминает вечнозеленое дерево у входа в языческий храм, неизвестного происхождения.  О знаменитом капище в Упсале Адам Бременский в своем описании Скандинавии рассказывает: « Около храма есть огромное дерево, широко простирающие свои ветви. Оно вечнозеленое, зимой и летом. Никто не знает, что это за дерево».
Нетрудно догадаться, что огромное дерево это дуб, овитый омелой, поэтому он и вечнозелёный зимой и летом за счёт омелы.
Нас в данном контексте интересует культ Дианы Таврической. Смею предположить, что культ Дианы был перенесен на землю Италии из недр индоевропейской цивилизации  и в дальнейшем адаптирован римлянами.
Диана
«Диана, в древнеримской мифологии богиня луны, с 5 в. до н. э. отождествлявшаяся с древнегреческой богиней Артемидой.» [БСЭ]
«От ар. ;;; да:на "судить", соответствует льву, царю зверей, ср. ар. ;;; 'асад "лев" (мн. число ;;;; 'усу:д) и ;;; с;а:д "охотиться").» [ЭCВ]
Подгонка под арабский.
«Диа;на (от лат. deus — бог) — женское личное имя, образованное от имени богини Дианы, которая в древнеримской мифологии считалась богиней Луны и охоты (в древнегреческой мифологии Диане соответствовала Артемиде).
В персидском языке оно означает «посланница здоровья и благодеяния».» [ВП]
Аналог Дианы в древнегреческой мифологии Артемида.
Культ Артемиды был распространен в северном Причерноморье. Изображение Артемиды из Таврии похитил Орест. Артемида олицетворялась с лесной богиней охоты, носящая лук и стрелы. Артемида всегда в движении, в поисках добычи.
Этимология Дианы и Артемиды до сих пор не ясна. Диана как «бог» не имеет основания, поскольку Диана итак богиня, но с определённым назначением – лесная богиня, охотница.
Диана – Diana > strelnaja/ticanaja – стрельная/тыканая (слав.)(пропуск k), иначе, стреляющая из лука».
 «Этимология имени Артемида (др.-греч. ;;;;;;;) неясна, возможные варианты: «медвежья богиня», «владычица», «убийца». Микенск. a-ti-mi-te.» [ВП]
a-ti-mi-te > mati-metcaja – мать меткая (слав.)(пропуск m, c,j), иначе, «стреляющая из лука»
Что же Неморенский царь ? Он вечен, как и ветка омелы, «золотая ветвь», несмотря на постоянное убийство или жертвоприношение этого царя-жреца. В этой странной традиции усматривается культ умирающего и воскресающего бога. Король умер. Да здравствует король !
Рассмотрим этимологию озера Неми по методу [2].

Этимология

Неморийское озеро
«Не;ми (итал. Lago di Nemi, лат. Nemorensis Lacus) — озеро (кальдера вулканического происхождения) в Италии, в 30 км к югу от Рима, которое часто упоминается на страницах древней истории. В частности, у берегов озера стояла вилла императора Калигулы, где он, скорее всего, был захоронен. На высоких берегах озера лежит одноимённый город, Неми» [ВП]
«Неморенский царь, Rex Nemorensis — титул жрецов Дианы Аррицийской, храм которой стоял у самой воды. О Неморенском культе известны отрывочные сведения. Первым жрецом якобы был легендарный Вирбий. Неморенским царём можно было стать, лишь переступив через кровь — сорвав золотую ветвь в священной роще, претендент должен был убить своего предшественника на поединке или погибнуть сам; никаких иных квалификаций не требовалось. Кандидаты в жрецы, как правило, были беглыми рабами, и долго не жили. Светоний сообщает, что, когда особо хитрый и сильный жрец «зажился на свете», то император Калигула лично выбрал и подослал к нему убийцу.» [ВП]
«От ар. ;;; нимр "тигр". Дело в том, что слово тигр происходит от ар. ;;; шагар "быть полосатым". Ср. имя ассирийского царя Тиглатпаласар, что значит "тигр полосатый". С другой стороны, технология кузнечного дела, главного занятия и латинских племен и этрусков, требовала изготовления заготовок в виде полос, слово, которое является дериватом ар. ;;;;; фу:ла:з "железо". В силу изложенного слова полоса и тигр в некоторых контекстах, особенно связанных с кузнечным делом, становятся почти что синонимами в начальные эпохи железного века.» [ЭСВ]
шагар "быть полосатым" (араб.) > shagar > shirokij – широкий (слав.)(перест. g/r, ред. k/g), т. е. «полоса», срав. Ширхан – имя тигра из «Маугли» Киплинга
Тиглатпаласар – Tiglatpalasar > tigra-polosij – тигра полосый (слав.)(ред. r/l, замена j/r)
фу:ла:з "железо" (араб.) > fulaz > polosa – полоса (слав.)(ред. p/f, s/z)
Никакого отношения к тиграм названия озера Неми не имеет.
Неми от «не умиранный» (слав.), т. е. жрец, хранящий «золотую ветвь».
Nemorensis > ne-umiranij – не умиранный (слав.), т. е. «бессмертный»
Корневое слово от «Неморийское» –  не умиранный (слав.)


Сокращения

БСЭ - большая советская энциклопедия
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ВП – Википедия
ВКС - Викисловарь
МАК – малый академический словарь русского языка
МС – медицинский словарь
ПВЛ – Повесть временных лет
СПИ – Слово о полку Игореве
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ССИСРЯ – сборный словарь иностранных слов русского языка
CРС – словарь русских синонимов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
ТСШ – Толковый словарь Шкловского
ФСРЯ – фразеологический словарь русского языка
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ЭСС - этимологический словарь Семёнова
ЭСВ – этимологический словарь Вашкевича
ЭСК – этимологический словарь Кузнецова
ЭСШ – этимологический словарь Шанского


Ссылки

1. В. Н. Тимофеев «Этимологический словарь Тимофеева –А-Я-», http://www.tezan.ru/slov_etym.htm
2. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm


Рецензии