Общение с пережившими Холокост после их смерти

               
   Оставшимся в живых бывшим узникам гетто и концлагерей сейчас более 80 лет. В ближайшие годы не останется никого, кто испытал  на себе ужасы Холокоста, некому будет ответить на вопросы  будущих поколений об этой трагедии.   Правда,    в память об этих событиях остаются  в огромном количестве   книги, фильмы, фотографии, видео- и звукозаписи   и музеи по всему миру, посвященные этой  трагедии. Однако очевидно, что без живых свидетелей Катастрофы отрицание Холокоста и антисемитизм   усилятся после их ухода в небытие.  Для новых поколений память о Холокосте  зависела и зависит в первую очередь от свидетельств живых людей, выживших в этой трагедии .
 
   Первоначальный вклад в документирование таких свидетельств внес фильм Стивена Спилберга "Список Шиндлера". Его встречи с многочисленными людьми, пережившими Холокост, привели его к  основанию в 1994 году  Фонда визуальной истории Холокоста  в Лос-Анжелесе.  Первоначальное назначение  этого Фонда состояло в том, чтобы обеспечить документальные видеосвидетельства  выживших  в Холокосте  сбором  их интервью. Ныне архив визуальных историй свидетелей Холокоста - одна  из крупнейших в мире цифровых коллекций видеозаписей  личных  воспоминаний о Холокосте  более 54 000 свидетелей, включая выживших в Холокосте  евреев и цыган, спасателей и праведников, освободителей,  политических заключённых, участников судебных процессов по делам о преступлениях, нееврейских подневольных рабочих. Основная масса    свидетельских показаний была собрана в период с 1994 по 1999 год, и содержит в основном показания бывших  еврейских узников гетто и концлагерей. Продолжительность показаний каждого из них в среднем составляет около двух часов. Поиск в этой огромной библиотеке свидетельств может проводиться по ключевым словам  в таких  музейных  учреждениях,  как Яд ва-Шем в Иерусалиме и Мемориальный музей США в Вашингтоне. Недостатком этих показаний является  отсутствие живого человеческого общения в видеозаписях между  свидетелями этих событий и людьми, опрашивающих их, когда опрашиваемых свидетелей уже нет в живых.   
  Семь лет   тому назад Фонд визуальной истории Холокоста  объявил об  очень важном    начинании: создании двухмерного видео, схожего по восприятию с трехмерными голограммами( голограммного трехмерного видео, еще не существует), основанного на показаниях из истории жизни уцелевших в Холокосте, в котором  свидетель  рассказывает о своей истории, подвергаясь серии вопросов слушателя  или слушателей, которые могут обратиться к любому свидетелю, представленному в видеозаписях, и задать конкретные вопросы   по теме Холокоста. Проект свидетельств о Холокосте надо было реализовать так, чтобы воспоминания бывших уцелевших в Холокосте, сохранённые для будущих поколений, были реально воспринимаемы, даже после их смерти.
Идея такого проекта пришла в голову дизайнеру Хизер  Майо. Она много лет работала над выставками, посвященными  пережившим Холокост, и хотела, чтобы у будущих поколений, когда уже не останутся в живых уцелевшие в Холокосте, была такая же возможность общаться с ними, как  у нее в настоящее время, когда еще остаются живые свидетели Холокоста,  число которых стремительно сокращается. Ей не нравилось, что разговоры между выжившими и людьми следующих поколений станут  невозможны.  Хизер Майо   сформулировала критерии необходимых  предстоящих изменений в видеозаписях их рассказов. При использовании методики Майо интервьюируемому предлагается серия вопросов, полученных от общественности, у которой  есть универсальные вопросы, которые можно применить к любому свидетелю, или конкретные вопросы о личной истории свидетеля.   Должны быть реализованы:  видео разговор  в виде объемного динамического изображения свидетеля и реальное общение с опрашивающим на естественном языке при немедленном ответе от свидетеля на задаваемые вопросы. Она пришла к выводу, что при использовании искусственного интеллекта и возможности создания объемного динамического видеоизображения   такая технология может стать реальной. Запись интервью в виде разговора, состоящего из вопросов и немедленных ответов с теми, кто пережил Холокост обеспечит как образовательные усилия, так  и вызовет эмоциональную связь между выжившими свидетелями и представителями будущих поколений.
Фонд Холокоста   совместно с Институтом   творческих технологий смогли осуществить   объемное представление свидетеля, а также    обработку вопросов опрашивающих и поисков соответствующих, записанных заранее   ответов свидетеля,  благодаря  использованию искусственного интеллекта. Естественно, чтобы ответить на возможные вероятные вопросы опрашивающих такие вопросы должны заранее храниться  в видеозаписях в виде отдельных клипов в огромных количествах ответов свидетеля, чтобы с помощью искусственного интеллекта можно было выбрать наиболее подходящий ответ.   При совокупности таких ответов воспроизводимые свидетельства  практически будут соответствовать живому человеческому общению, даже если свидетеля уже нет в живых. Безусловно, такое решение улучшит правдивое и достоверное понимание истории, которую обычное двухмерное видео при отсутствии возможности задавать вопросы и получать на них ответы в отсутствие живого свидетеля дать не может. К счастью нынешнее состояние науки позволяет реализовать такое решение, несмотря на очевидную сложность поставленной задачи.

     Жизнь свидетеля Холокоста, запечатлённая правдиво в таких видеоклипах становится средством выражения памяти и достоверным представлением происходившего с ним. На заранее подготовленные наиболее вероятные вопросы, на которые в течение  недели интенсивного интервью  отвечал каждый из инвертируемых записывались отдельные клипы. При этом, затем кода  задавался вопрос, алгоритм просматривал всю базу данных данного свидетеля и искал  ответ наиболее соответствующий заданному  вопросу, и этот ответ  воспроизводился.  Каждый вопрос, который  задается, имеет до 15 разных способов выражения, так что искусственному интеллекту предстоит обнаружить наиболее  соответствующий вопрос  в памяти. В результате такого общения  остается действительно признать, что  человек, переживший Холокост, предстает перед опрашивающим и  отвечает на некоторые из вероятных  1200-2000 вопросов, ответы на которые записаны заранее, и хотя его смерть этого свидетеля неминуема, восприятие реальности показываемого свидетеля становится одним из важнейших ощущений. Перед началом разговора опрашиваемого со свидетелем следует 15 - минутный или 40 - минутный рассказ свидетеля, позволяющий опрашивающему наметить круг интересующих его вопросов в соответствии с содержанием изложенным свидетелем.

 Если же искусственный интеллект  такого вопроса  не обнаружит в архиве то, чтобы не нарушать целостности восприятия последует заранее записанный ответ  типа  «Давайте вернемся к нашей теме, хорошо?», или «Давайте будем придерживаться темы, не так ли?». Еще одна идея  Мемориального музея Холокоста США- выдавать посетителям музея персонализированные паспорта с одним из имен жертв Холокоста  призвана вызвать личную и интимную связь с человеком из прошлого.. У переживших Холокост теперь есть шанс сохранить свои истории об их трагической жизни для будущих поколений. 
Были реализованы  стационарные установки для видеозаписей клипов свидетелей, но также и мобильные, чтобы записывать показания выживших вблизи  от места их проживания, в первую очередь, учитывая состояние  пожилых людей преклонного возраста. Что касается необходимого студийного оборудования для записей клипов, то оно представляет  собой большой решетчатый  купол в виде полусферы, окруженный несколькими тысячами  светодиодных ламп и наведёнными на свидетеля  более чем 20 сверхвысокоскоростных видеокамер  высокой четкости для съемки. Камеры снимают свидетеля с охватом в  360 градусов. Благодаря яркому освещению и четкости съемки удается получить эффект объемности снимаемого. То, что мы видим в итоге остается  двумерным динамическим отображением реальности, а не голограммами. Но реализованное двумерное видео снятое таким оборудованием не только похоже на голограмму, но и сможет реализоваться  как голограммы, когда эта технология станет реальной благодаря круговой съемке. Свидетельства записываются на темном фоне  в окружении камер и перед микрофоном.
   По поводу  реализации этого проекта группа опрашиваемых,   выживших в Холокосте, выразила сразу же желание принять участие в нем.Первым выжившим, которого  записали на пробную запись, был человек по имени Пинхас Гуттер, родившийся в Польше и депортированный в концлагерь Майданек вместе со своими родителями и сестрой близнецом  в возрасте 11 лет. Теперь Гуттера можно увидеть  в музеях Холокоста в Далласе, штат Индиана, и в Иллинойском музее Холокоста в Скоки, недалеко от Чикаго, где посетители могут задать ему свои вопросы.
У состарившихся людей, переживших Холокост, теперь есть возможности записывать свои воспоминания для будущих поколений. Полученные свидетельстве предназначены для выставок в музеях, мемориалах  и других соответствующих общественных местах. Возможности общения посетителей со свидетелями Холокоста представлены в Мемориальном музее Соединенных Штатов Америки в Вашингтоне, Иллинойском центре Холокоста, Далласком центре Холокоста, Музее Холокоста Хьюстона, Шведском историческом музее, Лос-Анджелесском музее Холокоста, на передвижных  выставках в США


Рецензии