Общение с пережившими Холокост после их смерти
Оставшимся в живых бывшим узникам гетто и концлагерей сейчас более 80 лет. В ближайшие годы не останется никого, кто испытал на себе ужасы Холокоста, некому будет ответить на вопросы будущих поколений об этой трагедии. Правда, в память об этих событиях остаются в огромном количестве книги, фильмы, фотографии, видео- и звукозаписи и музеи по всему миру, посвященные этой трагедии. Однако очевидно, что без живых свидетелей Катастрофы отрицание Холокоста и антисемитизм усилятся после их ухода в небытие. Для новых поколений память о Холокосте зависела и зависит в первую очередь от свидетельств живых людей, выживших в этой трагедии .
Первоначальный вклад в документирование таких свидетельств внес фильм Стивена Спилберга "Список Шиндлера". Его встречи с многочисленными людьми, пережившими Холокост, привели его к основанию в 1994 году Фонда визуальной истории Холокоста в Лос-Анжелесе. Первоначальное назначение этого Фонда состояло в том, чтобы обеспечить документальные видеосвидетельства выживших в Холокосте сбором их интервью. Ныне архив визуальных историй свидетелей Холокоста - одна из крупнейших в мире цифровых коллекций видеозаписей личных воспоминаний о Холокосте более 54 000 свидетелей, включая выживших в Холокосте евреев и цыган, спасателей и праведников, освободителей, политических заключённых, участников судебных процессов по делам о преступлениях, нееврейских подневольных рабочих. Основная масса свидетельских показаний была собрана в период с 1994 по 1999 год, и содержит в основном показания бывших еврейских узников гетто и концлагерей. Продолжительность показаний каждого из них в среднем составляет около двух часов. Поиск в этой огромной библиотеке свидетельств может проводиться по ключевым словам в таких музейных учреждениях, как Яд ва-Шем в Иерусалиме и Мемориальный музей США в Вашингтоне. Недостатком этих показаний является отсутствие живого человеческого общения в видеозаписях между свидетелями этих событий и людьми, опрашивающих их, когда опрашиваемых свидетелей уже нет в живых.
Семь лет тому назад Фонд визуальной истории Холокоста объявил об очень важном начинании: создании двухмерного видео, схожего по восприятию с трехмерными голограммами( голограммного трехмерного видео, еще не существует), основанного на показаниях из истории жизни уцелевших в Холокосте, в котором свидетель рассказывает о своей истории, подвергаясь серии вопросов слушателя или слушателей, которые могут обратиться к любому свидетелю, представленному в видеозаписях, и задать конкретные вопросы по теме Холокоста. Проект свидетельств о Холокосте надо было реализовать так, чтобы воспоминания бывших уцелевших в Холокосте, сохранённые для будущих поколений, были реально воспринимаемы, даже после их смерти.
Идея такого проекта пришла в голову дизайнеру Хизер Майо. Она много лет работала над выставками, посвященными пережившим Холокост, и хотела, чтобы у будущих поколений, когда уже не останутся в живых уцелевшие в Холокосте, была такая же возможность общаться с ними, как у нее в настоящее время, когда еще остаются живые свидетели Холокоста, число которых стремительно сокращается. Ей не нравилось, что разговоры между выжившими и людьми следующих поколений станут невозможны. Хизер Майо сформулировала критерии необходимых предстоящих изменений в видеозаписях их рассказов. При использовании методики Майо интервьюируемому предлагается серия вопросов, полученных от общественности, у которой есть универсальные вопросы, которые можно применить к любому свидетелю, или конкретные вопросы о личной истории свидетеля. Должны быть реализованы: видео разговор в виде объемного динамического изображения свидетеля и реальное общение с опрашивающим на естественном языке при немедленном ответе от свидетеля на задаваемые вопросы. Она пришла к выводу, что при использовании искусственного интеллекта и возможности создания объемного динамического видеоизображения такая технология может стать реальной. Запись интервью в виде разговора, состоящего из вопросов и немедленных ответов с теми, кто пережил Холокост обеспечит как образовательные усилия, так и вызовет эмоциональную связь между выжившими свидетелями и представителями будущих поколений.
Фонд Холокоста совместно с Институтом творческих технологий смогли осуществить объемное представление свидетеля, а также обработку вопросов опрашивающих и поисков соответствующих, записанных заранее ответов свидетеля, благодаря использованию искусственного интеллекта. Естественно, чтобы ответить на возможные вероятные вопросы опрашивающих такие вопросы должны заранее храниться в видеозаписях в виде отдельных клипов в огромных количествах ответов свидетеля, чтобы с помощью искусственного интеллекта можно было выбрать наиболее подходящий ответ. При совокупности таких ответов воспроизводимые свидетельства практически будут соответствовать живому человеческому общению, даже если свидетеля уже нет в живых. Безусловно, такое решение улучшит правдивое и достоверное понимание истории, которую обычное двухмерное видео при отсутствии возможности задавать вопросы и получать на них ответы в отсутствие живого свидетеля дать не может. К счастью нынешнее состояние науки позволяет реализовать такое решение, несмотря на очевидную сложность поставленной задачи.
Жизнь свидетеля Холокоста, запечатлённая правдиво в таких видеоклипах становится средством выражения памяти и достоверным представлением происходившего с ним. На заранее подготовленные наиболее вероятные вопросы, на которые в течение недели интенсивного интервью отвечал каждый из инвертируемых записывались отдельные клипы. При этом, затем кода задавался вопрос, алгоритм просматривал всю базу данных данного свидетеля и искал ответ наиболее соответствующий заданному вопросу, и этот ответ воспроизводился. Каждый вопрос, который задается, имеет до 15 разных способов выражения, так что искусственному интеллекту предстоит обнаружить наиболее соответствующий вопрос в памяти. В результате такого общения остается действительно признать, что человек, переживший Холокост, предстает перед опрашивающим и отвечает на некоторые из вероятных 1200-2000 вопросов, ответы на которые записаны заранее, и хотя его смерть этого свидетеля неминуема, восприятие реальности показываемого свидетеля становится одним из важнейших ощущений. Перед началом разговора опрашиваемого со свидетелем следует 15 - минутный или 40 - минутный рассказ свидетеля, позволяющий опрашивающему наметить круг интересующих его вопросов в соответствии с содержанием изложенным свидетелем.
Если же искусственный интеллект такого вопроса не обнаружит в архиве то, чтобы не нарушать целостности восприятия последует заранее записанный ответ типа «Давайте вернемся к нашей теме, хорошо?», или «Давайте будем придерживаться темы, не так ли?». Еще одна идея Мемориального музея Холокоста США- выдавать посетителям музея персонализированные паспорта с одним из имен жертв Холокоста призвана вызвать личную и интимную связь с человеком из прошлого.. У переживших Холокост теперь есть шанс сохранить свои истории об их трагической жизни для будущих поколений.
Были реализованы стационарные установки для видеозаписей клипов свидетелей, но также и мобильные, чтобы записывать показания выживших вблизи от места их проживания, в первую очередь, учитывая состояние пожилых людей преклонного возраста. Что касается необходимого студийного оборудования для записей клипов, то оно представляет собой большой решетчатый купол в виде полусферы, окруженный несколькими тысячами светодиодных ламп и наведёнными на свидетеля более чем 20 сверхвысокоскоростных видеокамер высокой четкости для съемки. Камеры снимают свидетеля с охватом в 360 градусов. Благодаря яркому освещению и четкости съемки удается получить эффект объемности снимаемого. То, что мы видим в итоге остается двумерным динамическим отображением реальности, а не голограммами. Но реализованное двумерное видео снятое таким оборудованием не только похоже на голограмму, но и сможет реализоваться как голограммы, когда эта технология станет реальной благодаря круговой съемке. Свидетельства записываются на темном фоне в окружении камер и перед микрофоном.
По поводу реализации этого проекта группа опрашиваемых, выживших в Холокосте, выразила сразу же желание принять участие в нем.Первым выжившим, которого записали на пробную запись, был человек по имени Пинхас Гуттер, родившийся в Польше и депортированный в концлагерь Майданек вместе со своими родителями и сестрой близнецом в возрасте 11 лет. Теперь Гуттера можно увидеть в музеях Холокоста в Далласе, штат Индиана, и в Иллинойском музее Холокоста в Скоки, недалеко от Чикаго, где посетители могут задать ему свои вопросы.
У состарившихся людей, переживших Холокост, теперь есть возможности записывать свои воспоминания для будущих поколений. Полученные свидетельстве предназначены для выставок в музеях, мемориалах и других соответствующих общественных местах. Возможности общения посетителей со свидетелями Холокоста представлены в Мемориальном музее Соединенных Штатов Америки в Вашингтоне, Иллинойском центре Холокоста, Далласком центре Холокоста, Музее Холокоста Хьюстона, Шведском историческом музее, Лос-Анджелесском музее Холокоста, на передвижных выставках в США
Свидетельство о публикации №221060300796