Солнцеликий

ГЛАВА 1.
Приехал в город моей юности на встречу однокурсников на день раньше и гулял по улицам, погруженный в воспоминания…

Этот большой и, в свое время,  монументальный дом, около которого я остановился, сейчас выглядел совсем не помпезно рядом с вновь выросшими зданиями.
В студенческое время на первом его этаже располагалась столовая, в которой мы, после хорошего заработка на шабашке, порой столовались.
Сегодня здесь, судя по всему, располагался хороший элитный ресторан.
Я подошел ближе и, не обращая
внимание на недовольство швейцара у входа, начал разглядывать наружную архитектуру. В памяти оживали эпизоды, связанные с этим славным домом.

Повернувшись ко мне, швейцар, судя по всему, решился попросить меня продолжить свой путь.
Я понимал его и был согласен с невысказанным пожеланием.
Но тут наш бессловесный диалог прервал подъехавший шикарный автомобиль. Пассажирская дверь распахнулась, и показался третий участник этой маленькой уличной композиции. У меня даже сложилось впечатление, что я его когда-то видел.
Он целеустремленно направился к входной двери, не обращая внимания на то, что я, выполняя невысказанную просьбу швейцара, тоже шел наперерез к нему. Мне пришлось даже немного приостановиться.
Швейцар начал что-то ворковать пассажиру из авто, и мне послышался обрывок фразы.
- Исэнмесез…Кояш-йезле кеше сез, Рашид Каюмович, гость Вы наш дорогой …
Тут –то я его и узнал.
- Простите, а вам не знаком Толя Калошкин? – обратился я в их сторону.
Швейцар незаметно для гостя показал мне жестом: «проходи- проходи».
Гость неторопливо обернулся ко мне и оценивающе окинул взглядом с ног до головы.
- Вы меня поджидали? - спросил он.
- Нет, не поджидал. Я тут гулял, и наша встреча случайна.
- Хорошо, я тебе верю. Привет.
Анатолий - мой товарищ. Можно, мы войдем вместе? - он повернулся к швейцару.
- Но этот ресторан не совсем по моему уровню доходов, - пытался я пояснить.
- Забудь, - негромко бросил он, и швейцар любезно открыл нам дверь.

ГЛАВА 2.
Нас проводил к столику молодой человек.
Рашид поблагодарил его кивком и снял пиджак после того, как мы расселись.
- Толя, выбирай что – нибудь, а я пройду умоюсь.
Мысль о неплатежеспособности, наверное, отразилась у меня на лице.
- Не беспокойся. У нас тут хороший кредит на представительские расходы. Расслабься...

Взяв меню и его полистав, я
совершенно не представлял, что надо такое заказать, чтобы это подходило нам обоим.
Около столика оказался тот же молодой человек.
- Что-нибудь не так? – он смотрел обеспокоенно.
- Нет, не беспокойтесь, Все хорошо. Я подожду товарища.
Вернулся Рашид.
- Ты уже выбрал? – все в его поведении было очень естественным и доброжелательным. Он вопросительно повернулся в сторону зала, и тут же к столику подошла элегантная молодая женщина.
- Рашид Каюмович, вам надо разбавить мужское общество ?
Рашид взглянул на меня, и я отрицательно покачал головой.
- Нет, спасибо, Наиля. Спасибо за беспокойство. Нам каких – нибудь салатиков, рыбки и немного выпить.
Ты что предпочитаешь: вино, водку, коньяк, джин, ром? - он посмотрел на меня.
- Если можно, то для меня виски.
- Да, Наиля, виски на двоих и что – нибудь мясное в добавку .

Я откинулся на спинку стула и посмотрел в зал: бросалось в глаза, что я был явно не из тех, кого здесь привыкли принимать и приветствовать.
Принесли салаты и виски. Мы немного выпили.
- Извини, мне надо предупредить
жену, что я задерживаюсь, - он достал
 телефон.

- Расскажи чем занимаешься, как живешь, как там наши?- продолжил Рашид, закончив разговор по телефону.
Я рассказал, что распределился в маленький городок и проработал на заводе, сначала конструктором, а потом производственником. Сейчас на пенсии, живу как все. Особых успехов нет.
- И что ты ждешь от меня?
- Я просто приехал на встречу наших выпускников и случайно встретил тебя. Мне от тебя ничего не надо.
Показалось, что его тронула моя искренность и отсутствие просьб.

- Маленький городок – это для приезжего дополнительные трудности: везде родня и знакомые, а у тебя всего этого нет…
А почему ты сменил деятельность?
- Наступил момент, когда я почувствовал себя как у станка. Пока я не нарисую линию, ее никто не нарисует. Дело не в том, что эту линию умею рисовать только я, а в том, что эту линию потом присваивают все, кто причастен к разработке.
Он кивнул.
Помолчали…

Принесли мясное блюдо , и мы еще немного выпили.
- Расскажи и ты, - я чувствовал, что Рашиду хотелось высказаться о себе, как это порой бывает при общении со случайными попутчиками, и не ошибся.
- Мне повезло больше. Я сразу попал в систему аппарата управления. Это было то, к чему я стремился и что я неплохо себе представлял по работе своего отца.
Но там тоже все очень непросто и достаточно жестко. Я бы даже сказал, что это жестокая жизнь.
Меня выручала моя искренность и трудолюбие. Немного было и везения.

Я слушал заинтересовано и мне нравился мой собеседник.
- Я видел в интернете, что ты сейчас большой начальник и доктор наук?
- Толя, мне повезло: нужен был руководитель для вновь создаваемой республиканской службы, и выбрали меня.
- Думаю, что выбор был не случаен: твоя «альма - матер», твои трудоспособность и порядочность сыграли свою роль, - поддержал я его.
- Спасибо, Толя. Наверное, так это и было.
Ты знаешь, сколько я вложил сил и здоровья в эту службу! Ведь ничего не было, было только здание и поставленная цель на создание работающего организма!
Но мы это сделали! Да, сделали!

Он с воодушевлением поведал, как приходилось преодолевать потуги чиновников из центральных ведомств по ограничению их полномочий.
Словно вновь, шаг за шагом, Рашид переживал становление его детища.
Я поймал себя на мысли, что вижу перед собой не только влюбленного в свое дело специалиста, но и талантливую личность: «у него в
глазах горит жажда победы».
- Сейчас надо кормить людей и их семьи, а как деньги зарабатывать: никто не хочет тратиться на услуги от нас, - продолжил Рашид
- Административный ресурс подключаешь. Ставишь шлюз, когда без согласования с вами ничего дальше не будет и не произойдет, - невинно вставил я.
- Используем, конечно. Тут у нас есть поддержка республики, - он оценивающе посмотрел на меня.
Я уткнулся в тарелку.

После продолжительной паузы я поинтересовался, почему он не бывает на встречах однокурсников и избегает контактов с ними (нами).
- Откровенно говоря, Толя, а что осталось у нас общего?
Я живу в другом пласте жизни, приходится ежеминутно решать кучу вопросов: и отчитываться, и готовить справки, и организовывать что –либо вновь, и вопросы жизни вверенных мне людей, и материальное обеспечение и прочее и прочее и еще много прочего.
Все время темп, темп, темп. Я так устаю! Порой я напоминаю себе мокрую тряпку, выжатую до самое нельзя. Мне почти некогда подумать о себе.
Ты же сам производственник и представляешь что это такое.
А на встречах: наши - сразу: «чем я могу быть им полезен»? Того пристрой, другому – подсоби в решении проблемы…
Ты один из немногих, кто ничего
не попросил.
Я же не палочка- выручалочка и никому ничем не обязан!
Всего добился сам. Зачем же мне эти их паразитные настроения? Мне свои проблемы решать надо. А водки я могу и в другой компании попить!
Я живу в другой жизни, где мои бывшие однокурсники лишь очень небольшая ее часть!
Видно было, что его очень задел вопрос об однокурсниках.

Я его слушал и был полностью согласен с этой его вынужденной мерой поведения.
Я понимал, что он был связан еще и некоторыми условностями, поэтому не все мог мне сказать отрытым текстом…
Передо мною сидел человек, нашедший свое предназначение в жизни, добившийся каких –то в ней успехов своим трудом и ценой своего здоровья. Еще я видел трагизм личностной обособленности от друзей по юности. Это было печально, но он был мне симпатичен - мой бывший однокурсник.
Мы поговорили и о личном, о семье, о наших уже ушедших в мир иной однокурсниках, о преподавателях и друзьях юности.
Оказывается, за разговорами незаметно пролетело более четырех часов. Пора было и закругляться…

Рашид вызвал служебную машину, и меня отвезли в гостиницу.
При прощании он подал мне свою визитку. Его рукопожатие показалось искренним…
На другой день состоялась наша очередная встреча однокурсников. Рашида не было.
Когда кто –то вспомнил о нем, то послышались нотки с осуждением его отсутствия...
Что –то сказать в оправдание я бы  смог, но это было бы неуместным и
неубедительным.

Рашиду я так и не позвонил.
Его визитка хранится у меня как сувенир о той нашей встрече. Когда я смотрю на эту визитку, то понимаю, что есть люди, для которых Рашид - словно солнцеликий…




Июнь 2020г (k)


Рецензии
Привет, Жорж.
Хороший рассказ получился.
Жизненный.
Я тоже в высшем эшелоне, и, времени на себя нет, принадлежу только Родине, хотя, не особо люблю распространяться на эту тему.
Училась долго, знаний накоплено достаточно,а,опыт, дело наживное.
С однокурсниками общаюсь, мы, с ними в одной обойме, и, со многими коллеги.
Но, не претендуем на солнцеликость.
Служим Отечеству.
Не за ради наград.
С теплом.

Варвара Сотникова   21.02.2024 17:14     Заявить о нарушении
спасибо, В.Д.=

Жорж Яснополянский   21.02.2024 18:14   Заявить о нарушении