Кофе - моя любовь!

Взято отсюда: https://systemity.wordpress.com/2021/06/05/307/

Когда-то я был миллионером в Калифорнии. Деньги мне всегда нравились, но надрываться ради денег меня никогда не тянуло. Меня тянуло надрываться ради науки. И с пяти до пятидесяти пяти лет я руководил своими научными исследованиями под руководством самого себя, отвергая любые малейшие претензии на возможность руководить моими научными изысканиями (http://proza.ru/2020/07/11/146 и далее ещё шесть частей). Но, удрав за границу, сначала в Германию, а потом в США, я в страшном сне представить себе не мог, что кто-то будет мною научно руководить. Поэтому поневоле пришлось заняться бизнесом, хотя никогда в жизни ничем кроме науки я не занимался. На нашей калифорнийской фирме работали двое: я и моя жена. Наш оборот доходил до 22 миллионов долларов в год.

Я сильно люблю все хорошее, красивое, вкусное, мелодичное, интересное... Для меня деньги - это Свобода, а свободу я люблю больше хорошего, красивого, вкусного, мелодичного, интересного. Поездки с семьёй несколько раз в год на Гавайи - это было намного приятнее регулярных поездок в Сочи и Сухуми. С Гавайев мы привезли попугая ара Петю (http://proza.ru/2010/10/18/420) вместе с клеткой в сотни полторы килограммов весом. Но главной моей любовью в этой жизни всегда были и остаются персидские ковры и кофе. Хороший кофе приобрести оказалось труднее, чем приобрести коллекцию из более чем 30 шикарных и ужасно дорогих персидских ковров. Один деятель, специалист по недвижимости, который по его словам долго жил в Иране, поглядев на некоторые мои ковры, сказал, что никогда не видел в своей жизни такой шикарной коллекции. С кофе было намного труднее, чем с коврами. И я поехал в Коста Рику покупать кофейную плантацию...

Наверное всё же к счастью в процессе переговоров группа генералов КГБ и МВД с помощью печати из картошки обокрала меня в России на миллионы. С покупкой кофейной плантации на вулканической почве, особо пригодной для выращивания хорошего кофе, всё было покончено. К счастью - потому, что руководить предприятием - это не моё. По маме я - еврей и финансы и наука у меня в генах, а руководить производством - это не моё. Большую часть коллекции ковров мне пришлось продать в десять раз дешевле стоимости приобретения. Пришлось продать антикварнейшую мебель и многое другое, но моя пожизненная любовь к кофе осталась со мной. Я пью в день до дюжины чашечек эспрессо и каждая чашечка напоминает мне перефразированное знаменитое древнеримское: "Богатство приходит и уходит, а душа остаётся!"

Во время войны мы пили "кофе" из цикория. После войны появилось что-то очень напоминающее кофе. В середине 60-х моя жизнь стала наполняться любимым запахом кофе. В Армении, в Абхазии и в некоторых других местах можно было выпить кофе, приготовленное в джезвах, но для меня существует только один вид кофе - кофе-эспрессо. С настоящим кофе я познакомился с помощью поганного эфиопского диктатора-марксиста подполковника Менгисту Хайле Мариама, который по слухам задушил императора Хайле Селассие I. Этот урод строил в Эфиопии социализм, приведя Эфиопию к полному разорению. Предпринятая им коллективизация сельского хозяйства привела к полной разрухе в стране. В 1984 году в Эфиопии от голода умер миллион человек. Эфиопский коммунист сбежал в Зимбабве, но пока он правил Эфиопией, то в борьбе с сомалийцами и эритрейцами расстрелял всё богатство страны. За поставку того, из чего стрелять и чем стрелять, за танки и пушки этот диктатор платил СССР настоящим кофе. Эфиопский харрар, который я в те времена покупал в Москве, был чудом кофейным и с тех пор я, будучи неплохим кофейным дегустатором, качество всех сортов кофе, которые мне удавалось купить, измерял по шкале, в которой потолком был эфиопский харрар.

У меня долгая история взаимодействия и ругани с фирмами, продающими кофе в США, история выбрасывания в мусорный ящик того, что куплено мною в качестве эфиопского псевдохаррара. Четверть века я пытался обеспечить себя постоянством получения качественного кофе. Но... увы! Приходится по одёжке, как говорится, протягивать ножки. В последнее время мы покупаем кофе в Costco. Марка "ESPRESSO...Blend". Пить можно. По стопроцентной шкале этот что-то 55-65. Но в душе своей я храню светлый образ эфиопского харрара качества, близкого к стопроцентному. Кофе должно иметь красивый запах, быть горче хины и никакой латиноамериканской кислятины... То эфиопское кофе, в которое я влюбился, ничего общего не имеет с тем эфиопским кофе прямиком из Эфиопии поставляемым в США в чисто эфопских мешках. Менгистовское кофе напоминало робусту, а современных харрар из Эфиопии напоминает дешёвую бразильскую кислую арабику.

Придумано много способов приготовления кофе: эспрессо, ристретто, лунго, американо, макиато, капучино, латте, мокко (эспрессо+горячий шоколад + вспененное молоко + молочная пена - чистое извращение), бреве, венский, гляссе. Для меня кофе - это эспрессо. Всё остальное - кофеподобное варево. У нас было много машин для приготовления эспрессо. Я знаю толк в приготовлении вкусного эспрессо. Но самый вкусный кофе в моей жизни я дважды выпил в Будапеште.

Меня пригласили в исследовательский институт в Венгрии прочесть лекции по тонкоплёночной хроматографии, которую я изобрёл в 70-х годах. В день моего приезда выяснилось, что в Будапеште проходит какой-то грандиозный симпозиум и все гостинницы забиты. Меня на два дня отправили на какую-то частную квартиру. Хозяин, который её сдавал, знал всего несколько слов по-английски. Мы с ним пообщались на уровне "твоя-моя". Он, перемежая слова жестами, спросил меня, какую еду мне предоставить на завтрак. Я, зная по предыдущим приездам в Венгрию, несколько слов по-венгерски, объяснил хозяину квартиры, что мне ничего не надо кроме чашечки хорошего кофе. Он улыбнулся, поклонился почему-то мне и сказал: ОК! Утром в маленькую комнатку, куда меня поместили, хозяин постучался и принёс мне в постель малюсеникую красивую чашечку кофе. То же самое повторилось и на следующий день. Так вот: Эти две чашечки я помню, как одно из самых великолепных событий в моей жизни. Ничего вкуснее я никогда не пробовал. Потом уже я укорял себя, что не привёл переводчика в квартиру, в которой квартировал, и не выведал у хозяина, как он готовил эти две волшебные чашечки эспрессо (?).

Кофе - это чудо, такое же профилактическое средство от всех болезней, как витамины. Написав в статье "Врачевание себя. Часть I" (https://systemity.wordpress.com/2021/06/03/304-2/) о гепатозе, я вспомнил, что от ожирения печени хорошо помогает кофе, а потом подумал: "От чего оно не помогает?!". Я могу писать десятки историй, происходивших со мною на кофейной почве. Я мог бы долго рассказывать об удивительных лечебных эффектах, характерных для кофе. Когда я вспоминаю о своих кофейных историях, то мне хотется рассказывать без конца. В 70-х годах мне нравилось кофе в Чехословакии. В небольших пакетах из фольги продавался очень душистый кофе, перемолотый до молекулярного размера частиц, который нужно было просто добавить в чашку и залить кипятком. Кофе было удивительно вкусным. В Мюнхене на Роткройцплатц была кафешка, где готовили прекрасный эспрессо. Я помню вкус всех вкусных кофе, которые мне посчастливилось в жизни попробовать...

В многочисленных публикациях, посвященных живительной силе кофе, делается упор на кофеин. Но есть много работ, в которых показано, что положительное воздействие кофе на здоровье человека проявляется и в декофеинизированном кофе. Для этой цели мешки с зёрнами кофе помещают в камеры, через которые продувается влажный воздух с высокой температурой. При этом кофеин возгоняется и собирается в отдельный приёмник. Я являюсь автором около сотни научных публикаций по хроматографии. В 1964 году я прочёл в одной из первых статей по капиллярной газовой хроматографии о том, как был проанализирован состав воздуха над свежеобжаренными кофейными зёрнами. Запах кофе включал в себя около двух тысяч разнообразных органических веществ, ряд которых в чистом виде обладает токсическим действием. Когда мы говорим о витаминах, о лекарствах, то по большей части имеем ввиду индивидуальные вещества или же несложный набор индивидуальных веществ. А здесь - около двух тысяч только летучих веществ! Кофе - это чудо, не подверженное объяснению! На этом я прерываю своё сумбурное повествование, хотя мне хочется писать и писать на эту тему, потому что кофе - моя любовь!


Рецензии